Автотранспортным производством
В практике работы некоторых автотранспортных организаций находит применение решение локальных частных задач в области проектирования организации управления. Это объясняется тем, что в отдельных системах и процессах управления имеются специфические тенденции, свои внутриаспектные зависимости, довольно сложные и многочисленные. Кроме того, локальное аспектное проектирование наиболее просто. Как показано в предыдущих главах, оргпроектирования по частным задачам, порой достаточно крупным, может дать неплохие результаты.
Однако комплексный подход к проектированию ОУАП предоставляет гораздо большие возможности. Он основывается на объективно существующих взаимосвязях элементов всех систем и операций всех процессов управления, на их взаимозависимостях, а так же на теснейших отношениях с АП. Любые изменения, и носимые к какие-либо элементы или операции управлении, требуют соответствующих корректив и в остальных частях ОУАП. Если такие взаимосвязи не будут в должной мере учтены, возникнут диспропорции в оргпроекте и трудности при его внедрении, а вместо ожидаемых положительных результатов может быть получен отрицательный эффект.
Главным принципом комплексного проектирования ОУАП является достижение качественного соответствия и количественной пропорциональности между аспектными системами и процессами управления, ориентация на целостность оргпроекта. Комплексное проектирование обеспечивает общесистемное представление о взаимодействии и взаимосвязях всех ее элементов и операций и согласование всех разделов оргпроекта. Это достигается сведением отдельных проектных решений в единое целое.
Основными требованиями к комплексному проектированию ОУАП являются:
- синтез локальных аспектных оргпроектов, сопровождающийся разработкой комплексных материалов; достижение соотносительности и пропорциональности организации управления с организацией АП;
- увязка организационной, технической, технологической, социальной и экономической систем управления между собой; проектирование двух- и трехаспектных систем, например организационно-технико-экономической системы управления; обеспечение соответствия системы управления системе производства;
- согласованность общих функций управления с этапами технологических циклов управления, с использованием техники и кадров управления, с управленческими затратами и процессом стимулирования;
- обеспечение соответствия процесса управления процессу производства;
- единство аспектных процессов с соответствующими системами управления, закрепление операций за элементами управления);
- скоординированность аспектных механизмов управления АП; обеспечение соответствия комплексного механизма управления комплексному механизму производства в АТП, АТО, ТУ.
Перечисленные требования к комплексному проектированию ОУАП определяют необходимость разработки документов системного единства, дающих общее представление о спроектированной ОУАП и одновременно обеспечивающих совместимость отдельных частных решений. В составе документации системного единства разрабатываются: краткая пояснительная записка об условиях, тенденциях и перспективах развития АТП, АТО, ТУ, в том числе структуры производства; паспорт автотранспортного производственного объединения (предприятия); основной стандарт АТП, АТО, ТУ для системы управления в целом, общая схема взаимодействия процессов управления производством; общая схема взаимосвязей систем управления производством, сводная схема функционирования системы управления; сводный расчет эффективности проекта ОУАП.
Паспорт автотранспортного объединения (предприятия) является базой комплексного проектирования ОУАП и разрабатывается на основе Положения о паспорте производственного объединения (предприятия), утвержденного ГКНТ СССР, Госпланом СССР, ЦСУ СССР, Госстандартом, Госстроем СССР 4 октября 1979 г. В нем отражаются данные по следующим разделам:
1. Общие данные по АТП (АТО).
2. Производственная мощность и использование оборудования.
3. Объем перевозок в натуральном и стоимостном выражении, ритмичность производства, качество транспортного обслуживания.
4. Основные фонды, наличие технологического оборудовании, капитальное строительство, показатели эффективности основных фондов.
5. Материальные ресурсы, их потребление, нормы расхода.
6. Трудовые ресурсы, производительность труда, использование рабочего времени, заработная плата, социальное развитие.
7. Финансовые показатели, фонды экономического стимулирования.
8. Организационно-технический уровень производства и управления: комплексная механизация и автоматизация производства; удельный вес рабочих, охваченных бригадной формой организации и стимулирования труда; мероприятия по совершенствованию управления; автоматизированные системы управления и проектирования; системы управления качеством продукции; единые системы конструкторской, технологической, делопроизводственной документации; затраты на мероприятия по совершенствованию управления и экономическая эффективность их реализации; расходы на содержание аппарата управления.
9. Охрана природы, рациональное использование природных ресурсов, наличие очистных сооружений.
10. Автоматизированная обработка данных паспорта АТП (АТО).
Как видно, итоговые результаты проектирования ОУАП входят составной частью в 8-й раздел паспорта.
Увязка проектов аспектных систем управления с соответствующими
Процессами управления
Краткая пояснительная записка о состоянии и перспективах развития АТП, АТО, ТУ, а также паспорт АТП (АТО) выступают базовыми документами системного единства в комплексном оргпроектировании. Основной стандарт АТП (АТО) для системы управления в целом устанавливает общие положения по построению системы управления и организационно-правовому обеспечению. Основной СТП СУ содержит (ГОСТ 24525.0-80):
- структуру основных стандартов АТП, АТО (основной СТП СУ, основные стандарты для каждой из функциональных подсистем и каждой производственной единицы АТО);
- общую схему классификации и кодирования составных частей ОУАП (ее аспектных систем, процессов, механизмов управления) с соответствующими перечнями словарей (ключевых слов и их определений), параметров и показателей - модели ОУАП, документов оргпроекта и их шифров;
- методологию и принципы построения системы управления, основные требования и ограничения, заложенные в оргпроект;
- адресность целей управления и показателей оценки управленческой деятельности по их достижению, т.е. закрепление целей и показателей эффективности и качества управления за службами управления, установление ответственности последних, их руководителей;
- распределение общих функций управления (комплексов управленческих задач) по службам управления с учетом адресности целей, установление уровня централизации управления, распределение полномочий «по вертикали».
Закрепление целей и показателей эффективности и качества управления за службами и распределение по ним общих функций управления (комплексов управленческих задач) оформляется в виде таблиц. На основе этих таблиц рассчитывается уровень централизации управления (уровень разделения управленческого труда «по вертикали»). Для этого проводится идентификация свойственных и несвойственных комплексов управленческих задач по службе управления, т.е. по центральному аппарату АТП. К свойственным для службы управления относятся те комплексы управленческих задач, которые направлены: на производство в целом по всем содержательным и времен ним функциям, например, перспективное планирование производства в целом и т.п.; на перспективное и тактическое управление всеми видами производства, например, перспективная организация управления в целом, тактическое планирование управления перевозками и т.п. К несвойственным относятся те комплексы управленческих задач, которые объективно не присущи службе управления, но закрепляются за ней по различным причинам, например, перспективное и тактическое планирование перевозок и т.п. Уровень централизации управления для АТП:
Уцу = (КСрс - КСирс)/( КСс + КСрнс),
где КСрс и КСирс - числа комплексов управленческих задач, соответственно решаемых в службе управления (фактически или по проекту) и свойственных этой службе и нерешаемых, но свойственных ей (переданных в службы эксплуатации, техническую). КСс - число комплексов управленческих задач, свойственных (объективно присущих) служба управления АТП; КСрнс - количество комплексов управленческих задач, решаемых (фактически или по проекту) в службе управления, но не свойственных службе управления (объективно присущих другим службам) АТП.
Величина Уцу , колеблется от +1 до -1, при этом чем больше в службе управления решается свойственных ей комплексов управленческих задач, тем ближе Уцу к +1; чем меньше служба управления передает свои комплексы управленческих задач в другие службы, тем ближе Уцу от -1 к 0. Максимальный Уцу соответствует степени рациональности, равной нулю, когда все комплексы управленческих задач АТП решаются в службе управления. Минимальный Уцу соответствует степени рациональности, равной (-1), когда все комплексы управленческих задач, свойственные службе управления, переданы в другие службы.
Наряду с краткой пояснительной запиской, паспортом АТП, основным стандартом АТП (АТО) для системы управления в целом документом системного единства является общая система взаимодействия процессов управления производством. При ее разработке устанавливаются взаимные перекрещивания, переплетения организационного, технологического, технического, социально-трудового и экономического процессов управления, зависимость одного от других.
Уточняются значения проектных величин двух- и трехаспектных параметров и показателей комплексного процесса управления, производится их согласование, увязка между собой, сравнение с фактическими значениями. Уточняются проектные решения по аспектным процессам АП с позиций их взаимного соответствия.
Наглядное представление о взаимодействии аспектных процессов управления дает табл. 16.1, в которой отражена их взаимосвязь с точки зрения работы и простоев технических средств управления и управленческого персонала. Такая таблица позволяет не упускать из поля зрения проектировщика основные параметры и показатели комплексного процесса управления, отражающие взаимосвязи его аспектов.
В проекте организационно-технологического процесса управления уточняются: полнота технологических этапов по общим функциям управления; соотношения длительности выполнения общих функций управления и общих технологических циклов управления, возможность их сближения; соответствие уровня регламентирования организационных циклов управления и формализации технологических циклов управления. В проекте организационно-технического процесса управления уточняются соотношения по длительности организационных циклов управления и продолжительности работы технических средств управления; возможности повышения уровня механизации и автоматизации каждой общей функции управления. В проекте организационно-социального процесса управления уточняется доля ручного труда по общим функциям управления, трудоемкость исполнения каждой из них. В проекте организационно-экономического процесса управления производится общая (примерная) калькуляция затрат в стоимостном измерении по каждой общей функции управления.
В проекте организационно-технико-технологического процесса управления разрабатывается общая технология машинного исполнения общих функций управления с указанием времени работы технических средств управления, в том числе в реальном масштабе времени. В проекте организационно-социально-технологического процесса управления уточняется технология ручного исполнения общих функций управления с указанием затрат времени на каждую из них (трудоемкость). Наиболее важным является увязка длительности исполнения всех аспектных процессов управления по общим функциям в реальном масштабе времени, определение продолжительности исполнения комплексного процесса управления, его циклов, выявление соответствия длительности циклов управления и производственных циклов. Проектные значения данных показателей сравниваются с фактическими и делаются выводы о качестве соответствующих проектных решений по совершенствованию процесса ОУАП.
Важным документом системного единства в комплексном оргпроектировании является общая схема взаимосвязей систем управления производством. При ее разработке выявляется качественное соответствие и количественная пропорциональность организационной, технической, технологической, социальной и экономической систем управления АП, их взаимообусловленность. Уточняются значения проектных величин двух- и трехаспектных параметров и показателей комплексной системы управления, производится их согласование между собой, сравнение с фактическими показателями; проектные решения по аспектным системам управления корректируются с позиций их взаимного соответствия.
В эскизном проекте организационно-технической системы управлении производится распределение общей совокупности технических средств управления (их групп и типов) по службам управления, в том числе общая планировка административных зданий с выделением площадей служб. В проекте организационно-технологической системы управления уточняется номенклатура массивов исходной (входящей в службу) информации, групп управленческих решений, выходящих из каждой службы, и массивов промежуточной информации (внутри службы), а также удельные веса по числу номенклатурных групп управленческих решений, массивов исходной и промежуточной информации по каждой службе управления в общем числе групп данных по службе. Потоки информации изображаются в виде общей схемы или таблицы. В проекте организационно-социальной системы управления распределяется общая численность управленческого персонала по службам управления, рассчитываются соотношения (удельные веса) служб по численности персонала, а также соотношение численности АУП по службам с численностью рабочих соответствующего производства, определяется численность руководителей, специалистов и исполнителей по службам; выявляется соотношение удельных весов соответствующих категорий по службам с их удельными весами по системе управления и целом. В Проекте организационно-экономической системы управления: распределяются общие финансовые ресурсы управления, по службам управления, рассчитываются их соотношения (удельные веса); определяется пропорциональность общей стоимости основных фондов управления и производства по каждой службе, проектные величины сравниваются с фактическими; рассчитываются соотношения удельных весов стоимостей ТСУ по каждой службе и основных производственных фондов по видам производства; дифференцируется по службам управления общая система материального стимулирования АУП.
В оргпроекте технико-технологической системы управления: производится распределение номенклатуры групп управленческих решений и массивов информации по группам и типам ТСУ устанавливается соответствие мощности оборудования объему перерабатываемой информации; (определяется число групп управленческих решении и массивов информации, подготавливаемых с помощью ТСУ, и удельный вес их в общем числе.
В проекте технико-социальной системы управления: устанавливается численность административно-управленческого персонала, использующих определенные группы и типы ТСУ, рассчитывается обеспеченность административными помещениями на одного работника аппарата управления; определяется соответствие, профессиональной квалификации АУП уровню совершенства ТСУ. В проекте технико-экономической системы управления общая стоимость ТСУ дифференцируется по их группам, определяется соотношение (удельные веса) стоимости групп ТСУ в их общей стоимости и т.д.
В эскизном оргпроекте организационно-технико-технологической системы управления АП осуществляется распределение групп управленческих решений и массивов информации между группами и типами технических средств управления по каждой службе управления АТП, АТО, ТУ. В оргпроекте организационно-социально-технической системы управления уточняется обеспеченность АУП по его категориям группами и типами ТСУ (натурально) в каждой службе управления. В оргпроекте организационно-технико-экономической системы управления распределяется общая стоимость групп технических средств управления по службам управления АТП, АТО. В оргпроекте организационно-социально-технологической системы управления общее число и номенклатура групп управленческих решений и массивов информации распределяется между категориями управленческого персонала по каждой службе управления. В оргпроекте социально-технико-технологической системы управления устанавливается соответствие между качественным и количественным составом работников аппарата управления, техникой управления, ее мощностью и перерабатываемой информацией. В оргпроекте технико-социально-экономической системы управления рассчитывается: стоимость ТСУ на одного работника аппарата управления; уровень оснащенности аппарата управления ТСУ по каждой их группе (отношение стоимости ТСУ определенной группы к произведению численности АУП, использующих эту группу ТСУ, на нормативную стоимость ТСУ по этой группе на одного управленческого работника); уровень пропорциональности групп ТСУ по их стоимости и оснащенности АУП (среднее геометрическое из уровней технической оснащенности по каждой группе ТСУ) и т.д. Аналогично увязываются проектные решения с позиций четырех аспектных систем управления производством; организационно-социально-технико-технологической, организационно-экономико-технико-технологической, организационно-экономико-социально-технологической и социально-экономико-технико-технологической систем управления.
Одним из важнейших документов системного единства в комплексном оргпроектировании является сводная схема функционирования системы управления. При ее разработке решаются следующие задачи эскизного оргпроектирования:
- увязка общих функций управления (комплексов управленческих задач) по службам управления с входными массивами информации и выходными группами управленческих решений; распределение или закрепление технологических циклов управления и их этапов за категориями управленческого персонала с указанием уровня их профессиональной подготовки, а также используемых групп и типов технических средств управления;
- уточнение длительности, трудоемкости и стоимостных затрат по комплексам управленческих задач в службах управления; сравнение длительности процессов управления и производства;
разработка положений о службах управления.
Сводная схема функционирования системы управления выполняется в форме таблиц, сетевых матриц, графиков, общих оперограмм с использованием символики, принятой для разработки блок-схем решений задач, а также руководящих методических материалов по проектированию автоматизированных систем управления производством. Все расчеты, рисунки дополняются краткой пояснительной запиской.
При разработке положения о службе управления АТП, АТО, ТУ уточняются следующие разделы:
1. Общие положения - наименование службы и должности возглавляющего ее руководителя; границы соответствующего вида производства и его основные функции; глобальная цель управления АТП и цель службы; критерии оценки работы АУП службы и её руководителя;
2. Ответственность службы, результаты работы - номенклатура групп управленческих решений, подготавливаемых службой; перечень достижений в соответствующем виде производства, рассматриваемые как типовые результаты деятельности собственно административно-управленческого персонала данной службы система стимулирования административно-управленческого персонала службы;
3. Функции службы - номенклатура закрепленных общих функций управления; регламентированный порядок выполнения общих функций и технологических этапов по ним;
4. Права службы и информационные связи в виде перечней: общих действий других подразделений, выполнение которых могут требовать работники данной службы; прав руководителя внутри службы; массивов входящей информации и их адресатов;
5. Кадровый состав и процесс труда-численность административно-управленческого персонала службы общая и по категориям; требования к профессионально-квалификационному уровню работников службы в соответствии с характером выполняемых общих функций управления; общие методы работы в службе управления;
6. Оборудование и материалы - общая техническая оснащенность работников службы; регламенты использования оборудования;
7. Порядок расширения и ликвидации - в каких случаях и какая инстанция создает, реорганизует и упраздняет данную службу; основания для составления настоящего положения и срок его очередного пересмотра.
При разработке положений о всех службах АТП, АТО, ТУ особое внимание сосредоточивается на увязке взаимных прав и ответственности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|