Тема 4 ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА
Сущность и задачи закупочной логистики
Закупочная логистика –это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами, (подсистема, организующая вход материального потока в логистическую систему).
Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (сырья, полуфабрикатов, товаров народного потребления и т.д.) – служба снабжения. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:
1) элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие (получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников, требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической системы. Это означает, что служба снабжения, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макрологистической системы);
2) элементом микрологистической системы, т.е. одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;
3) самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.
Задачи закупочной логистики:
1. Определение потребности в материальных ресурсах
2. Исследование рынка закупок
3. Выбор поставщиков
4. Осуществление закупок
5. Контроль поставок
6. Подготовка бюджета закупок
7. Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками
Существенной частью закупочной деятельности являются экономические расчеты, так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. При этом определяют следующие виды затрат:
• затраты на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов;
• затраты на транспортировку, экспедирование и страхование;
• затраты на грузопереработку;
• затраты по контролю за соблюдением условий договора поставки;
• затраты на приемку и проверку материальных ресурсов;
• затраты на поиск информации о потенциальных поставщиках.
В рамках проведения экономических расчетов к задачам закупочной логистики следует отнести расчет издержек из-за дефицита материальных ресурсов.
Выбор поставщика
После того, как предприятие определило, какое сырье и какие материалы необходимо закупить, решают задачу выбора поставщика. Основные этапы решения этой задачи:
1. Поиск потенциальных поставщиков.
При этом могут быть использованы следующие методы:
- объявление конкурса;
- изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.;
- посещение выставок и ярмарок;
- переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
2. Анализ потенциальных поставщиков.
Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков:
1) цена и качество поставляемой продукции;
2) надежность поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции;
3) удаленность поставщика от потребителя;
4) сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
5) наличие резервных мощностей;
6) организация управления качеством у поставщика;
7) психологический климат у поставщика (в плане возможности забастовок);
8) способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;
9) финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.
В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.
3. Оценка результатов работы с поставщиками.
Система поставок «Точно в срок» (система ТВС)
В закупочной логистике
Система поставок «точно в срок» основана на том, что в звено логистической системы не должно поступать никаких материалов, пока в этом звене не возникнет острой необходимости в этих материалах. Например, доставка к моменту монтажа или непосредственно в торговый зал магазина.
Сущность системы «точно в срок», заключается в том, что спрос на любом участке цепи определяется спросом, предъявленном в конце ее. Пока нет спроса в конце цепи, продукция не производится, не накапливается и не заказывается.
Система поставки «точно в срок» -это система производства и поставки комплектующих или товаров к месту производственного потребления или к моменту продажи в торговом предприятии в требуемом количестве и в нужное время.
Отношения между поставщиком и покупателем, позволяющие применять систему поставок «точно в срок», должны носить характер длительной хозяйственной связи и строиться на долгосрочных контрактах. Лишь тогда можно достичь согласованности в вопросах совместного планирования, достичь необходимого уровня технико-технологической сопряженности, научиться находить экономические компромиссы.
Применение системы ТВС позволяет резко сократить запасы, как производственные, так и товарные, сокращает потребность в складских мощностях, персонале.
Преимущества использования системы ТВС:
- исключается ряд операций изтехнологической цепи поставок;
- сокращаются текущие запасы, так как предметы труда поступают либо в цех, либо в торговый зал;
- сокращаются страховые запасы, так как увеличивается надежность поставок, за счет перехода на долгосрочные отношения с проверенными поставщиками и с проверенными перевозчиками;
- сокращаются запасы в пути, так как сокращается время доставки за счет использования расположенных вблизи поставщиков, либо складов этих поставщиков;
- улучшается качество товара;
- увеличивается надежность поставок, так как возникает совместная заинтересованность в функционировании ТВС.
Отметим также отдельные проблемы, стоящие на пути внедрения систем «точно в срок»:
- требования потребителя к качеству, которые приводят к увеличению затрат поставщика и могут восприниматься последним как завышенные;
- сокращение степени диверсификации, что создает проблему, обусловленную возрастанием коммерческого риска от ориентации на одного контрагента;
- удаленность потребителя может сделать частые поставки небольших партий экономически не выгодным для поставщика;
- расписание поставок, которое используется в системах «точно в срок» должно позволять получать товары по мере надобности, в то время как для поставщика более приемлемо расписание, характеризующееся стабильностью поставок по размеру и во времени;
- размер партии и периодичность поставок. Данная проблема возникает в связи с возможным отличием в оценках поставщиком и потребителем экономически целесообразного для каждого из них размера партий и периодичности поставки.
Задачи, которые необходимо решить в процессе проектирования и внедрения ТВС.
1. В области отношений с поставщиками:
• поиск близко расположенных поставщиков;
• переход на длительные хозяйственные связи;
• пролонгация договорных отношений с проверенными поставщиками;
• стимулирование поставщиков к внедрениюТВС;
• поддержка бизнеса поставщиков за счет долгосрочного планирования и гарантированности закупок;
• концентрация отдаленных поставщиков;
• вывод закупочных цен на приемлемый для обеих сторон уровень;
• организация безбумажного информационного обмена;
• централизованная доставка силами и средствами поставщика;
• применение сквозных технологических карт работы с материальным потоком.
2. По объему поставок:
• поддержка устойчивой скорости закупок, согласованной со скоростью производства (для торгового предприятия, реализации);
• обеспечение возможности частых поставок малыми партиями;
• работа с переменным размером единичной поставки при фиксированном общем объеме поставокпо контракту;
• поощрение поставщиков за готовность упаковывать товары в требуемых количествах.
3. В области качества поставляемой продукции:
• тесная взаимосвязь персонала, ответственного за качество у продавца и у потребителя.
4. В области отгрузки:
• составление и четкое соблюдение расписаний прибытия грузов;
• использование постоянных, проверенных перевозчиков;
• заключение долгосрочных контрактов на комплексное логистическое обслуживание, включающее складирование и транспортировку.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|