|
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 155
Иов и его друзья. Рельеф собора Парижской богоматери. 20—30-е гг. 13 в.
вом отчаяния пускались в эти походы массы обездоленных; вспомнить ужасные в своей бессмысленности крестовые походы детей, где дети погибали тысячами; «процессы ведьм», сжигания на кострах, все эти исступленные психические эпидемии средневековья, так же как физические эпидемии болезней, опустошающие целые области; постоянные междоусобные войны, массовые истребления жителей завоеванных городов и многое другое. Станет понятным преобладание драматического пафоса в произведениях готики. В Византии жизнь народных масс была не менее, если не более, жестока. Но там искусство находилось под таким строгим контролем привилегированных кругов, так регламентировалось, что на его долю оставался лишь золотой фасад теократической империи и ему трудно было пробиться к глубинам народной жизни. В Европе не было такой централизации власти, голос «низов» в искусстве был отчетливо слышен. Относительных вольностей третьего сословия не хватало на то, чтобы
справиться со сложными и мучительными противоречиями социального бытия, но хватало по крайней мере на то, чтобы поведать о них языком искусства.
Средневековый крепостной — это уже не раб. За ним признаются человеческие права, но фактически он почти бесправен и терпит бесчисленные беды и притеснения. Он и принадлежит себе и не принадлежит. Его возросшее самосознание, его чувство человеческого достоинства подвергаются постоянному поруганию. Образ страдающего, оскорбленного человека — затаенный внутренний нерв готического искусства. Недаром готика так возлюбила сюжеты, связанные с мученичеством и мучительством: истязания Христа палачами, распятие, оплакивание, страдания Иова, избиение младенцев. Эти жестокие сцены исполнены экспрессии скорби, иногда доходящей до экзальтации. Художники не щадят душевного покоя зрителей и пренебрегают «благообразием», не останавливаясь перед самым обнаженным, подчеркнутым изображением стра-
156 СРЕДНИЕ ВЕКА
Осел читает проповедь волкам. Скульптура капители. Собор в Парме. 1046—1117 гг.
Собор в Страсбурге. Заложен в 1276 г. Фрагмент западного фасада
даний. Характерный тип распятого Христа: голова в терновом венке беспомощно свесилась на грудь, ребра грудной клетки выпирают наружу, кровь льется по изможденному телу, ноги скрючены, пригвожденные руки — руки скелета. Эта израненная фигура на кресте воспроизводится готическими художниками в тысячах вариаций повсюду, вплоть до мелких костяных и металлических изделий. До готики искусство знало Христа — доброго пастыря, Христа во славе, Христа — грозного судию. Готическое искусство трактует миф о Христе как историю сына простого плотника, который претерпел великие страдания от власть имущих. Абстрактно религиозного величия нет в готическом боге. Зато есть другое. В этом замученном и некрасивом божестве появляются черты человеческие, больше того — плебейские. Плебей, нищий странник, экстатический проповедник, обличающий богатых грешников и плачущий над страданиями человечества, — таков готический Христос. Это особенно очевидно в народных, «ни-
зовых» течениях средневекового искусства. Там сложился особый иконографический тип «Христа скорбящего» (иногда его называют «Христос задумавшийся», «Христос милосердный»). Он не на кресте и не во славе — он сидит, просто сидит, подперев голову рукой и опершись на колено, с выражением скорби и глубокого раздумья, тело окровавлено. Характерно, что в XV веке итальянский скульптор Андреа Риччио в точности воспроизвел позу и тип «Скорбящего Христа» в терракотовой статуэтке «Уставший работник». В таком искусстве красоте физической, красоте, как ее понимали и выражали в античности, не могло уже придаваться былое значение. Готике чужда та влюбленность в красоту нормальных, соразмерных форм, гармонических пропорций, то стремление к телесному жизнеподобию, которые так характерны для античного искусства. Готика предпочитала выражение вдохновенного экстаза в некрасивом, истощенном теле. Не столько отрицание плоти вообще, сколько отвращение к сытой, ублаго-
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 157
творенной плоти наложило характерный отпечаток на готическое искусство, так же как и на литературу городского сословия. Телесное благополучие ассоциировалось с миром надменных сеньоров, жирных лукавых монахов, плутов, обжор, чиновников. Не случайно в итальянских средневековых городах разбогатевшая и бедная прослойки городского общества именовались «пополо грассо» — жирный народ, и «пополо минуто» — хилый, тощий народ. В хилых, изнуренных телах страдальцев горел огонь священного воодушевления, священной ненависти к сытым. Нищенствующие проповедники, которые часто возглавляли народные движения, порицали церковников именно за то, что те, на словах проповедуя аскетизм, живут в роскоши и пользуются всеми мирскими благами, тогда как Христос был бедняком и говорил, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в царство небесное.
Собор в Шартре. Королевский портал. Около 1135—1155 гг.
Жертвоприношение Авраама. Скульптура собора в Шартре. Фрагмент
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 159
160 СРЕДНИЕ ВЕКА
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|