|
ЗБ1РКА КОМЕНТОВАНОГО ЗАКОНОДАВСТВА / ВИПУСК №1
правйлжшшг етшш
р^з?*
Термины инкотермс-2000
ставки на границе не оговорен между продавцом и покупателем (записано в договоре, например, только «DAF - польская граница»), то продавец выбирает конкретный пункт поставки, исходя из существующей практики или же, если такой практики нет, он вправе выбрать наиболее подходящий для него пункт на согласованной границе.
Что касается способа передачи товара продавцом покупателю во время поставки, то, согласно пункту А.4, продавец осуществляет передачу товара путем «предоставления товара неотгруженным на прибывшем транспортном средстве в распоряжение покупателя».То есть Правила ИНКОТЕРМС-2000 прямо указывают на то, что продавец не несет обязанности по разгрузке товара с транспортного средства. Для того чтобы считать поставку выполненной, достаточно, чтобы транспортное средство с товаром прибыло до «таможенной границы» принимающей страны. Более конкретный способ передачи товара продавцом покупателю должен либо оговариваться между продавцом и покупателем при заключении договора купли-продажи, либо же может быть определен исходя из сложившейся практики поставок в данной области торговли в данном регионе. Как показывает практика, при поставке товаров на условиях термина DAF очень часто товар в пункте поставки на границе вообще не перегружается с транспортного средства продавца (это особенно характерно для железнодорожных перевозок), а в этом же транспортном средстве (вагоне) передается покупателю и в нем же следует дальше, но уже под ответственностью покупателя, в конечный пункт назначения в стране импорта.
Необходимо учитывать еще и то, что продавец, как правило, сам непосредственно не совершает передачу товара покупателю, а за него это делает его перевозчик или экспедитор. Поэтому продавцу необходимо в соответствующем договоре перевозки давать инструкции перевозчику (или экспедитору) о способе передачи товара покупателю. Но, с другой стороны, например, для железнодорожных перевозок могут быть установлены в конкретной стране или группе стран общие правила железнодорожных перевозок, и в таких случаях сторонам договора купли-продажи необходимо руководствоваться этими правилами, в том числе и относительно способа передачи товара. В случае если стороны по договору купли-продажи, заключенному на условиях DAF, оговаривают необходимость разгрузки товара с транспортного средства в месте поставки, то расходы по такой разгрузке должен принимать на себя покупатель.
Также сторонам в договоре купли-продажи необходимо указывать либо конкретную дату, либо период времени,когда продавец обязан предоставить товар в распоряжение покупателя в пункте поставки на границе.
По условиям термина DAF продавец обязан за свой счет заключить договор перевозки товара до согласованного пункта в месте поставки на границе.Причем в отличие от терминов группы С, риск утраты или повреждения товара во время перевозки будет нести продавец,а не покупатель, как это предусмотрено терминами группы С. То есть на продавца возлагается полная ответственность перед покупателем за своевременное прибытие товара в сохранном виде и обусловленном количестве в согласованный пункт поставки.
Несмотря на то что продавец должен полностью за свой счет организовать основную перевозку товара и нести риск по товару во время его перевозки, тем не ме-
ЗБ1РКА КОМЕНТОВАНОГО ЗАКОНОДАВСТВА / ВИПУСК №1
ZOOO
Термины инкотермс-2000
нее Правила ИНКОТЕРМС в определенной мере ограничивают самостоятельность продавца в выборе условий и направления перевозки, указывая на то, что продавцу необходимо заключать договор перевозки «на обычных условиях и по обычно принятому направлению»(пункт A3.а).
Выбор продавцом вида транспорта, условий и направления перевозки также непосредственно затрагивает и интересы покупателя, т.к., например, от выбранного продавцом вида транспорта, способа транспортировки зависят дальнейшие расходы покупателя по приемке товара, его подвозе в конечный пункт назначения в стране покупателя и др. Поэтому покупателю рекомендуется согласовывать с продавцом в договоре купли-продажи условия перевозки, вид транспорта и др. Требования к перевозке, которые содержатся в договоре купли-продажи, должны обязательно учитываться продавцом при выборе им перевозчика и заключении договора перевозки.
Продавцу также можно порекомендовать предусматривать в договоре перевозки адекватную ответственность перевозчика за несвоевременное прибытие товара в пункт поставки, за порчу или утрату товара во время перевозки, которые произошли по вине перевозчика, т.к. за подобные нарушения покупатель может привлекать к ответственности продавца. В подобных же случаях продавец, в свою очередь, может привлечь к ответственности перевозчика и получить от него компенсацию, которая полностью или частично покроет расходы продавца, понесенные им при уплате компенсации покупателю за эти же нарушения. Хотя, необходимо отметить, что ответственность перевозчика, ее виды и размеры, во многих случаях определяются соответствующими международными или национальными нормативными актами по вопросам того или иного вида перевозки (особенно это характерно для железнодорожных перевозок) и стороны договора перевозки, как правило, не могут самостоятельно увеличить либо уменьшить объем ответственности перевозчика.
Как показывает практика, чаще всего термин DAF используется при железнодорожных перевозках, реже при автомобильных, хотя он может быть использован и при других видах перевозок. Особенность железнодорожных перевозок по условиям термина DAF заключается в том, что, как правило, после пересечения границы, на которой находится согласованный сторонами пункт поставки, товар в том же вагоне, без какой-либо перегрузки продолжает следовать дальше - в конечный пункт назначения в стране покупателя. В этом случае фактической передачи продавцом товара в распоряжение покупателя не происходит, а продавец лишь передает покупателю соответствующие документы на товар, например, железнодорожную накладную. Причем продавец по просьбе покупателя может оформлять железнодорожную накладную не только до согласованного пункта поставки на границе, а до конечного пункта назначения товара в стране импорта, указанного покупателем. В подобных случаях согласованный пункт на границе выступает не как фактический пункт поставки (хотя юридически он является пунктом поставки), а как «тарифный пункт», служащий пунктом распределения расходов по перевозке и рисков по товару между продавцом и покупателем: до этого пункта перевозку оплачивает и ответственность по товару несет продавец, а после пересечения товаром этого пункта перевозку оплачивает и ответственность по товару несет покупатель. Поэтому при заключении
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|