Всех, а именно основных факторов, оказывающих существенное влияние на развитие ситуа-
Ции, и отбрасывание тех факторов, которые существенного влияния оказать не могут.
Сегодня известны и используются несколько технологий установления основных
Влияющих факторов в результате анализа той или иной конкретной ситуации. Перечислим
некоторые из них:
«Мозговая атака» («Мозговой штурм»);
«Двухтуровое анкетирование»;
«Многомерное шкалирование» и т.д.
ГЛАВА 5. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
ГЛАВА 5. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Сущность и принципы анализа управленческих решений
Процесс познания широко использует такие важнейшие инструменты, как анализ,
Синтез, эксперимент, моделирование. Активно-составляющим здесь выступает человече-
Ское мышление, которое представляет собой наивысшую аналитико-синтетическую спо-
Собность человеческого мозга. Человек по своей природе запрограммирован как бы жи-
Вым аналитико-синтезирующим аппаратом.
Мышление в качестве творческого процесса охватывает понятия, суждения, умозак-
Лючения. Мышление, а в данном случае и анализ, отражают общее, дифференцируют и
Группируют свойства вещей, явлений, показателей в соответствии с их понятиями, сущно-
Стью, реальностями, объективностью, в их развитии и противоречии. Через суждение, через
Понятия что-либо утверждается или, наоборот, отрицается. Используя приемы индукции
(суждение от частного к общему), а также дедукции (суждение от общего к частному), суж-
Дения приводят к тому или иному умозаключению.
Анализ (от греч. – analisis) буквально означает расчленение, разложение изучаемо-
Го объекта на части, элементы, на внутренне присущие этому объекту составляющие
(мысленные или реальные). Анализ выступает в диалектическом, противоречивом единст-
Ве с понятием «синтез» (от греч. – sinthesis) соединение ранее расчлененных элементов
Изучаемого объекта в единое целое.
Анализ без синтеза невозможен. Умозаключение представляет собой индуктивно-
Дедуктивный вывод, содержащий нечто новое, отличающееся от прежних понятий и пред-
Ставлений.
Процесс мышления – процесс аналитико-синтетической деятельности человече-
Ского мозга, проходит через три взаимосвязанные стадии: созерцание, научную абстрак-
Цию, формирование новых практических предложений и умозаключений.
Созерцание, или наблюдение, фактофиксация – начальный момент познания, на-
Чальный момент анализа. Созерцание – это отдание чести «его величеству господину фак-
Ту». Факты – это воздух аналитика, лица, принимающего решение. Множественность фак-
Тов – основа всех последующих этапов анализа – мышления. Созерцание, сбор требую-
Щихся фактов, определенных кирпичиков сущего служат базой для абстрактного обобще-
Ния на более высоком уровне. Здесь проявляется мудрость восточной поговорки: «Не вся-
Кий знает, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем».
На стадии абстрактных обобщений возможна многовариантность теоретических
Суждений и умозаключений. Чем больше таких суждений, тем большая вероятность выбо-
Ра оптимального решения. Абстрактное мышление, основанное на объективных данных,
Прошедших логическую обработку первичного материала, раскрывает глубинный смысл
Изучаемых явлений, выявляет определенные закономерности в их развитии.
Формирование новых практических предложений и умозаключений осуществляет-
Ся на основе результатов абстрактных обобщений путем восхождения от абстрактного к
Конкретному, привязки теоретических результатов к конкретной ситуации, разработки и
Обоснования конкретных организационно-технических и других мероприятий.
К основным принципам диалектики, на которых базируется анализ, можно отнести
следующие:
системный подход;
динамический подход;
принцип проявления необходимости и случайности;
ГЛАВА 5. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
принцип единства и борьбы противоположностей;
принцип перехода количества в качество и качества в новое количество;
принцип «отрицание отрицания», непрерывного отмирания систем (компонентов
Систем) и появления новых, более качественных.
Рассмотрим сущность этих принципов.
Сущность системного и динамического подходов была рассмотрена в предыдущей
Теме. Добавим, что движение – непреложная предпосылка развития природы, общества,
Человека и других систем. Особенность, необходимость и трудность анализа как раз и со-
Стоят в том, что все следует изучать не в статике, а в динамике, в причинно-следственных
Связях. Причина порождает следствие, а следствие вновь оборачивается причиной после-
Дующего события и так до бесконечности.
Проявление необходимости и случайности выражается в двух аспектах :
А) с точки зрения определенности событий, явлений, фактов, которые могут быть
либо зафиксированными, бесспорными или планируемыми, либо случайными, непредска-
зуемыми;
Б) с точки зрения степени определенности (неопределенности) причинно-след-
Ственных отношений, которые могут быть либо детерминированными, жесткими, либо
Стохастическими, вероятностными. Отсюда уравнения связи между факторами могут быть
Функциональными (жесткими, конкретными) и корреляционными (гибкими, вероятност-
Ными).
Принцип единства и борьбы противоположностей является одним из важней-
Ших в философии, объясняющий противоречивость исторического развития любой систе-
Мы. Например, любой экономической системе присущ криволинейный, зигзагообразный,
Поступательно-возвратный характер развития. Единство и борьба противоположностей,
Наличие антагонистических и неантагонистических противоречий всегда считались одним
Из мощнейших средств поступательного движения.
Особенно сближает диалектическое познание с экономическим анализом философ-
Ская проблема количества и качества. В основе этого принципа лежат в большей мере не
Непрерывность развития динамического процесса, а его дискретность; не целостность, а
Расчлененность на составляющие, которые, впрочем, складываются и в целое. Для иссле-
Дования количества характерны счет и мера, зависимости между факторами в динамике.
Для исследования качества нужно изучить рынок, потребности, динамику изменения по-
Казателей качества. Диалектически переход количества в новое качество выражается в на-
Коплении (увеличении) первого (количества) для повышения второго (качества) по спира-
Ли развития. Например, в настоящее время наблюдается увеличение доли затрат на
Стратегический маркетинг и НИОКР с целью повышения качества товара и его конкурен-
Тоспособности. Новое качество ведет к снижению абсолютных и относительных затрат у
Потребителя, к снижению затрат за жизненный цикл товара на единицу его полезного эф-
Фекта (качества). Познание проблемы количества и качества в конечном счете должно
Привести к экономии времени, то есть снижению суммы прошлого, живого и будущего
Труда на единицу полезного эффекта товаров. Ведущая роль в решении этой проблемы
Отводится анализу, прогнозированию и оптимизации.
С проблемой количества и качества связан принцип или диалектический закон «от-
Рицание отрицания». Во всех сферах происходит отрицание новым старого и создание
(рождение, формирование и т. д.) нового, более качественного, экономичного, конкурен-
тоспособного. Например, в промышленно развитых странах ежегодно закрывается 8-12%
Фирм, вместо них открываются новые, более рентабельные, прогрессивные. Продолжи-
Тельность освоения и серийного выпуска промышленной продукции под давлением кон-
ГЛАВА 5. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Куренции в последние годы резко сократилась. Постоянно идет процесс воспроизводства
Более конкурентоспособных объектов. Например, в США за последние 15 лет продолжи-
Тельность выпуска вычислительной техники сократилась в среднем в 7 раз и составляет
Около 12 месяцев. В России за последние 5 лет продолжительность выпуска продукции
Машиностроения сократилась примерно в 2 раза.
Кроме перечисленных принципов диалектики, являющихся основой анализа, сле-
дует выполнять специфические принципы анализа:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|