Сделай Сам Свою Работу на 5

Секреты колдунов и знахарей 1 глава





 

Можете не сомневаться: колдуны, все-таки бывают. И поговорить о них стоит для того, чтобы увидеть в колдовстве его естественную, земную сущность.

В прошлом веке один врач описал такой случай. В подмосковной деревне стали околевать коровы. Крестьяне решили, что это дело рук колдуна (таким считали одного старика). Задумали расправиться с ним. Но когда они собрались около его избы, тот вышел из дому и властно закричал: Я все с вами могу сделать! У тебя сейчас будет понос! — и он показал рукой; на одного из крестьян. — А ты начнешь заикаться! — показал он на другого. И… рдин тут же почувствовал расстройство желудка, а другой начал: заикаться! Вы уже, наверное, догадались, как такое могло случиться. Крестьяне были убеждены во всемогуществе этого колдуна, верили в то, что он способен «наслать» болезнь. В результате слова старика, его внушение оказало на психику людей, на их сознание столь сильное воздействие, что у них начались физиологические расстройства.

О методах лечения, которые применяют колдуны и знахари различных народов, рассказывает врач Гарри Райт в своей книге «Свидетель колдовства». Он своими глазами наблюдал многие подобные обряды у современных племен Южной Америки и Африки. Нетрудно увидеть, что за внешней оболочкой мистики и всякого рода театральными приемами эти врачеватели пользуются внушением, самовнушением и гипнозом. Вот отрывок из его книги: «Я пришел к выводу, что африканские колдуны знают и применяют силу психологического воздействия. Несомненно, они обладают также весьма богатыми знаниями лекарств. Современное «чудодейственное» лекарство серпазил, например, было известно знахарям и миссионерам в Африке и применялось ими для лечения гипертонии и умственных расстройств задолго до того, как о нем узнала европейская медицина. Однако использование неизвестных лекарств не может объяснить всего, что я видел. Я убежден, что очень многое зависит от умелого применения прикладной психологии. В этом знахари и колдуны достигли столь многого, что нам, современным врачам, почти невозможно понять их методы».



Далее описывается обряд «воскрешения из мертвых». «На земле лежал молодой парень с широкой грудью и сильными руками. Я сел так, чтобы заслонить его своим телом, попытался нащупать пульс. Признаков биения сердца не было. Нас окружила группа из тридцати человек. Низкими голосами o они запели ритмичную песню. Пели все быстрее и громче. Казалось, что звуки эти услышит и мертвый…» И «мертвый» неожиданно попытался повернуться. Крики окружающих слились в сплошной вопль. Барабаны стали бить еще яростнее. Лежащий повернулся, поджал под себя ногу и медленно встал на четвереньки. Его глаза, которые несколько минут назад не реагировали на свет, теперь были широко раскрыты.



Можно не сомневаться, заключает Райт, что здесь не обошлось без гипноза, вернее, без самогипноза, хорошо знакомого йогам. По-видимому, этот парень с помощью самогипноза выработал «сторожевой пункт» в коре головного мозга, отвечающий на определенные музыкальные ритмы. Когда человек услышал такую музыку, он пришел в себя.

У многих племен Африки вера в могущество колдуна исключительно велика. В Съерра-Леоне заболел один юноша. Как выяснилось, он оскорбил вождя, и тот «наложил на него заклинанье»: он должен умереть. Когда врач-европеец начал лечить больного, тот сказал, что раз вождь (он же колдун!) пожелал его смерти, то ничего сделать нельзя. С каждым днем юноше становилось все хуже. Тогда врач нашел выход — привез больного к вождю и попросил простить оскорбившего его. Прощение было дано, и больной вскоре выздоровел.

Подобные истории можно встретить и среди индейских племен американского континета. Тот же Райт с нескрываемым удивлением однажды стал свидетелем быстрой смерти мальчика-индейца после того, как тот был «приговорен к смерти» словами колдуна: «Через три дня ты умрешь!»



Комментируя этот рассказ, профессор В. Е. Рожнов объясняет: «Положительное лечебное воздействие на психику больного в медицине называется психотерапией. В современной психотерапии, помимо беседы с больным, имеется целый ряд активных лечебных методов, умение владеть которыми необходимо каждому врачу, независимо от его узкой медицинской специальности. То, что проделывают колдуны, когда они хотят покарать преступника, не прибегая, как пишет Райт, к насилию, можно было бы назвать антипсихотерапией — использование психических воздействий, чтобы расстроить, придавить, обессилить психику человека. «Через три дня ты умрешь», — говорит колдун виновному и повторяет то же жителям деревни. И преступник сразу оказывается окружен непроницаемой стеной психологической изоляции — никто не подойдет к нему, не выразит сочувствия, не протянет руку помощи. Он чувствует себя полностью отданным во власть духов, призванных колдуном, чтобы покарать его.

Характерно, как искусно и прочно умеют колдуны связать эту веру в невидимых духов с чем-то вполне очевидным, зримым. Колдун посыпал вокруг хижины приговоренного мальчика красным порошком. Казалось бы, наивный прием, но в нем большой практический смысл — это постоянное напоминание о неизбежной смерти; страх не покидает мальчика, ибо взор его вновь и вновь возвращается к знаку его обреченности, и мысль никак не может отвлечься от грозящего ему. Внушение переходит в самовнушение… Страх переходит в полное отчаяние благодаря глубокой вере в неотвратимость наказания. Это вызывает неблагоприятный обмен веществ, расстаивается течение физиологических процессов в организме. Попав в порочный круг, жертва гибнет».

Так, казалось бы, за совершенно необъяснимым наука обнаруживает вполне естественные причины происходящего.

…Перед старушкой сидит больной. Он жалуется на постоянный кашель и боли в боку. Знахарка поднимается со стула, достает с полки бутылку с маслянистой жидкостью и говорит:

— Возьми с собой. Каждое утро пей по одной ложке. Через две недели все пройдет. Помогает от, кашля, от давления, от заражения крови.

А в бутылке — обыкновенное подсолнечное масло. Так часто выглядит лечение у знахарей. Рассчитанное на легковерность и суеверие людей, такое лечение обычно тесно переплетается с откровенной мистикой. Прежде чем вручить больному «верное средство», которое «обязательно излечит» человека, доморощенные целители шепчут заклятия, заговоры, произносят молитвы.

Истоки знахарства теряются в веках, когда люди повсеместно были убеждены, что болезни насылают «злые духи», нередко даже поселяются в человеке. Значит, чтобы излечить его, нужно особыми, известными только знахарю приемами изгнать «насланную» болезнь, либо самого «злого духа» из больного организма. А в качестве лекарств целители применяли и применяют самые неожиданные, подчас просто вредные для организма вещества.

Когда-то знахари (то есть «знающие люди») были единственными, кто мог помочь заболевшему человеку. Еще в прошлом веке врач был редкостью во многих деревнях Российской империи. Подавляющее большинство населения было неграмотным. Вот и шли люди к знахарям. Больше не к кому. Ну а сегодня? Почему к этим безграмотным в медицине и просто невежественным людям приходят больные, искренне надеясь на помощь? Ответ здесь неоднозначен. Несомненно, среди современных знахарей промышляет много шарлатанов «чистой воды», цель у которых одна — наживаться за счет легковерных людей. Примеров того, как они «излечивают», предостаточно. Приведем недавние факты, о которых рассказали кандидаты медицинских наук А. Маслов и Г. Савостин.

В Ейске (Краснодарский край) долгие месяцы лечился у местной знахарки А. Ф. Савинов. Его, как и всех своих пациентов, она поила красным вином, в котором растворяла на глазок сулему. Молодой человек умер, как установила судебно-медицинская экспертиза, от отравления сулемой.

В Ногинском районе Московской области была осуждена народным судом знахарка, лечившая больных «святой водой» и «иерусалимскими камешками». Молитвами она «изгоняла винного беса» — лечила от запоя, «присушала» к девице сердце любимого парня и т. п. Открытые раны пыталась исцелять при помощи тавота — смазки для автомобилей и тракторов. А другая целительница — из Казани — «лечила» параличи и ревматизм при помощи бочки с водой и, конечно, молитв. Ее метод был прост: после вручения знахарке соответствующей суммы больные садились в бочку с горячей водой, закрытую сверху мешками. И в такой «купели» находились до 20 часов, нередко теряли сознание. Так случилось с Н. Васильевой. Когда ее привели в чувство, знахарка объявила: «святая» вода не принимает ее грешного тела… Подобные с позволения сказать «методы» лечения по справедливости относят к уголовно наказуемым. Однако вспомним о другом. Народная медицина существует века, тысячелетия. И конечно же, вобрала в себя многое из человеческого опыта, из эмпирических знаний людей. Немало успешных методов лечения передавалось и передается от поколения к поколению. К таким способам относится, например, применение различных лекарственных трав. Их секреты хорошо знает порой во всей округе лишь одна старушка. Никак нельзя отрицать и другие средства воздействия на больных, пришедших к знахарю — уже известные нам внушение и самовнушение. Нередко они играют здесь даже решающую роль. Кто идет к знахарю? Те, кто заранее наслышан о чудодее, излечивающем самые тяжелые заболевания. Человек, еще не повидав знахаря, уже верит в его силы, уверенно ждет от него помощи. А на людей, которым не чужда вера в потустороннее, большое воздействие оказывают заклинания и молитвы, без которых, как правило, не обходится лечение у знахарей.

«Секрет целительного внушения, — писал по этому поводу В. М. Бехтерев, — был известен многим лицам из простого народа, а в среде которого он передавался из уст в уста в течение веков, под видом знахарства, колдовства, заговоров и т. д… Самовнушением объясняется, например, действие многих так называемых симпатических средств, оказывающих нередко то или другое целительное действие. Феррарус излечивал лихорадку с помощью бумажки, на которой были начертаны два слова: «Против лихорадки». Больной должен был каждый день отрывать по одной букве. Известны случаи целебного действия «хлебных пилюль», «невской воды», просто «наложения рук» и т. д. Многим из вас, наверное, приходилось слышать: старушка «заговорила» бородавку, и та исчезла. Так бывает, и ничего чудесного в этом нет. Лекарь здесь — внушение и самовнушение. А точнее говоря, вера в то, что знахарка может излечить человека. И совершенно неважно, завязывает знахарка бородавку ниткой или волосом. Неважно, что она шепчет над этой бородавкой.

Человек уничтожает свою бородавку самовнушением! Действует тут и внушение знахарки, когда она уверенно говорит: бородавка сойдет. Врачи-психиатры неоднократно проверяли такой способ лечения. Один врач, например, смачивал бородавку обычной водой, а человеку говорил, что это новое сильнодействующее лекарство, от которого бородавка должна исчезнуть. И на многих это действовало. Люди верили в лекарство, в то, что оно им поможет, и бородавки исчезали.

Нам хочется привести в связи с этим одно интересное письмо. Галина Брянская, методист одного из районных домов культуры в Сибири, лектор, популяризатор научных знаний, настойчиво интересующаяся всем, что связано с загадками природы, поделилась своим опытом:

«Наблюдая действия знахарей, я пришла к выводу, что многие «бабки» лечат гипнозом: заговаривают зубы, грыжу, испуг. А может это биотерапия? Все молитвы — это ритуал, пустые слова, а вот руки… Я очень внимательно следила за руками бабушки, когда она лечила грыжу у моего маленького сына легким прикосновением пальцев — по часовой стрелке в точках, известных только ей — почти не касаясь тельца. После этого сын, кричавший почти со дня рождения без перерыва, успокоился. Мне кажется, к опыту таких бабок-феноменов стоит присмотреться… Часто «это» передается по наследству. Я знаю парня, молодого, которому его бабушка передала свои знания — заговор крови и зубов. Когда я попросила его просветить меня, он рассмеялся: «Молитвы-то я хоть сейчас могу дать, не жалко. Но у Вас ничего не получится. Сам процесс нельзя передать постороннему… «Сам процесс» — вот та изюминка, над которой следует задуматься. Гипноз это или что другое, может еще неизвестное науке, зато известное древним». Надо иметь в виду тут еще одно существенное обстоятельство: по сравнению с медициной, знахарство в глазах больных часто находится в более выгодном положении. Когда болезнь сильно запущена или неизлечима, — врач ведь честно говорит об этом. А знахарь уверяет, что все «в руках божьих» и дает ложную надежду. Если же болезнь не отступает, всегда можно свалить вину на самого больного: грешен, мол, за грехи бог покарал. Человек умирает, а знахарь продолжает лечить других.

Но мы еще не сказали вот о чем в связи со знахарством. Да, в редчайших случаях, особенно когда болезнь вызвана нарушениями в нервной системе, в психике, и если человек к тому же верит в сверхъестественную силу знахаря, возможно не только кажущееся или временное, но и действительное излечение. Однако такие случаи тонут в массе других, когда после невежественного лечения больному становится хуже.

Чаще всего человек, обратившийся к знахарям, теряет время для необходимого лечения и его болезнь усугубляется. В результате когда он, наконец, идет в поликлинику, врачи уже бессильны помочь. Вот почему в нашей стране самовольное лечение людей без врачебного диплома запрещено законом. Доверяться таким целителям — значит вверять свое здоровье, а нередко и жизнь, слепому случаю.

И в каком же свете выглядят фармацевтические фирмы ФРГ, которые выпускают разные снадобья для знахарей. Почти в каждой аптеке в этой стране можно приобрести «лекарства» с такими названиями: «Порошок ведьмы», «Экскременты дьявола», «Адский дым», «Кровь жабы» (!).

Попутно заметим: опасны могут быть и даже известные средства народной медицины. Лечение человека без необходимого медицинского исследования, без заключений врачей-специалистов какими-то настоями из трав или кореньев может принести большой вред. Надо помнить, исцелять заболевшего очень часто берутся люди, не имеющие никакого представления о сущности болезни. Спросите такого «лекаря», чем он лечит, и окажется, что в лучшем случае он может предложить «лекарство от сердца» вообще — неважно, что у человека — порок ли сердца, а возможно, просто невроз, — или «лекарство от живота» — безразлично, страдает тот от расстройства желудка или от аппендицита.

В общем, можно уверенно утверждать: доверять знахарю и другим недипломированным лекарям свой организм — это все равно, что чинить топором часовой механизм!

 

Их называли кликушами

 

С незапамятных времен это нервно-психическое заболевание пугало людей. На глазах у многих человек вдруг становился «бесноватым» — кричал разными голосами, богохульствовал, корчился в припадке. «В него вселился бес», — говорили верующие люди, убежденные в существовании «нечистой силы». На Руси таких больных называли кликушами — от слова «кликать», то есть истошно кричать, выкрикивать.

«Бесноватые» были во все времена и у всех народов. История донесла до нас сведения о таких же больных у древних греков и римлян. Тогда думали, что в людей вселился бог вина и веселья Дионис и говорили: «Этот человек одержим богами». А о том, что люди «одержимы бесами», стали утверждать позднее — уже в эпоху христианства. Одна и та же болезнь считалась то действием «богов», то проделками «бесов». И миллионы людей глубоко верили и в то и в другое.

Природу этой болезни изучал академик В. М. Бехтерев. «Насколько я могу судить о кликушестве, — писал он, — так называемой порче и одержимости по виденным мною примерам, вряд ли может быть какое-либо сомнение в том, что дело идет в огромном большинстве случаев о настоящей болезни, а не о притворстве, как некоторые, по-видимому, еще до сих пор полагают. Я даже думаю, что если и встречаются среди кликуш притворщицы, то, во всяком случае, число таких должно быть весьма незначительно. В пользу того, что дело идет о болезни, а не о притворстве, говорит уже стереотипность проявления отдельных симптомов у больных, разделенных друг от друга огромными пространствами».

В основе этого заболевания лежат те же истерические неврозы, что и при некоторых видах галлюцинаций. А развивается оно на фоне глубоко укоренившихся представлений о «врагах рода человеческого», способных причинить человеку большой вред. Особенно ужасным считалось такое «вселение» дьявола в самого человека. Все решала слепая, нерассуждающая вера в подобные случаи. Наслушавшись, а иногда и повидав, как корчатся в припадке «бесноватые», суеверный человек, склонный, к такому же заболеванию, начинал думать: «а не вселится ли и в меня «нечистый»?! Постепенно эта навязчивая мысль (самовнушение) вытесняла из сознания все остальное, будоражила больное воображение. И психика не выдерживала!..

Чаще всего такой срыв происходит в молельных домах. Зная по рассказам, что дьявол не переносит крестного знамения, молитв, причастия, кликуши, убедившие себя, что они «одержимы бесом», испытывают во время церковных служб сильнейшее нервное напряжение. В эти минуты и начинаются у них истерические припадки. Больные истошно кричат, бьются об пол, корчатся в судорогах и при этом поносят всех святых: дьявол ведь — их враг.

Известны целые эпидемии такого рода. В 1630 году в мадридском монастыре начались у одной из монахинь истерические припадки. Она кричала не своим голосом, руки ее сводили судороги, тело корчилось. «В меня вселился дьявол!» — говорила она в минуты просветления. А вскоре это психическое «поветрие» охватило уже всю обитель: монахини выли целыми ночами, мяукали, лаяли. В борьбу с «нечистым» вмешалось высшее духовенство — разлучило «бесноватых», разослало их по другим монастырям.

Прошел год. Такая же эпидемия разразилась в монастыре святой Урсулы во Франции. У монахинь по ночам появились видения — к ним стала являться давно умершая настоятельница. В ужасе они вскакивали с постели, катались по полу, проклинали бога. Расследованием этого «дела» занялись церковные инквизиторы. И виновный был вскоре «найден». Священника Грандье давно подозревали в связи с дьяволом: после нечеловеческих пыток он был сожжен.

В 1642 году «дьявольская» болезнь овладела обитательницами другого французского монастыря — святой Елизаветы в Лувье (Франция). До нас дошло об этой печальной истории обстоятельное описание очевидца:

«Монахини во время причастия строят гримасы, показывают язык, богохульствуют с видом ужасного нечестия. По нескольку раз в день ими овладевают сильные припадки бешенства и злобы, они называют себя демонами. Они проделывают своим телом разные судорожные движения и перегибаются назад в виде дуги без помощи рук, так что их тело держится больше на темени, чем на ногах, а вся остальная часть изогнута колесом. Они долго остаются в таком положении и часто вновь принимают его… При обмороках у них незаметно никаких признаков дыхания. Затем они постепенно возвращаются к жизни».

Кликушество было распространено и среди крестьянок дореволюционной России. Тяжелый подневольный труд, совершенно бесправное положение в семье, побои, беспросветная жизнь — все это нередко приводило женщин к нервно-психическим заболеваниям. Своими воспоминаниями о таких явлениях делится А. В. Шишакина из города Бугульмы. «Еще в царское время, — писала она, — я приехала работать учительницей в большое село и познакомилась с кликушами, узнала их тяжелую жизнь».

«Была я сирота, — поведала ей одна из таких несчастных — отца не помню, с матерью жили очень бедно. Работала по найму. Одежонки не было. Ходили в лаптях. Была я уже в годах, но женихи не сватали. Кому нужна беднячка без приданого. На мою беду из чужой далекой деревни приехал сватать вдовец. Мать согласилась, поехала смотреть хату, говорит: «Хата ладная, во дворе лошадка, корова, три овцы, свинья и трое деток». Благословили меня, обвенчали и повезли за пятьдесят верст в незнакомую деревню. Вошла в дом, а там не трое детей, а пятеро — значит, обманули. Я заплакала, а муж говорит: «Скажи тебе, что у меня пяток, ты бы и не пошла». На другой день овечек соседи увели, они были чужие, на показ их приводили, увели и свинью, она была тоже чужая. Вот куда меня привезли! Испеку хлеб, накормлю детей (старшей было 9 лет, а младшей два месяца), залезу на печку в угол и плачу; а потом начну выть так, что соседи сбегутся и глядят на меня. Ребята от страха кричат, муж ругается, а соседки советы дают, кто велит вербой отхлестать, а кто в церковь свозить.

Решила бежать домой, зимой к матери и убежала. Не успела я лапти снять, явился за мной муж, избили они меня вместе с матерью, в сани положили, и увез меня мужик домой. Еще тошнее стало жить, хотела удавиться, дети по пятам ходят, утопиться — речки нет, а у колодца всегда люди; зарезаться, нож всегда у мужа в кармане. Решила опять бежать к матери упасть на колени и просить защиты.

Муж ушел молотить, и я снова убежала. На этот раз меня не били. Привязал муж меня веревкой к оглобле, чтобы я бежала вместе с лошадью, и поехал по деревне на смех людям. Стегнет кнутом раз по лошади, да раз по мне. Лошадь бежит, и я бегу, а то и волокусь по земле. За околицей муж отвязал меня, бросил в сани и сказал: «Научу тебя, как с мужем жить. Все кости переломаю, чтобы больше не бегала». После этого у меня не стала подниматься левая рука, которая была привязана к оглобле, а сама думала, куда и как бежать. Муж стерег меня и детям наказывал, чтобы смотрели за мной…»

Люди с такой тяжелой, невыносимой судьбой и превращались в истерических больных, в кликуш. А затем их страдания еще более усугублялись тем, что «лечили» кликуш в той же церкви. Над ними читали «бесогонные» молитвы — до тех пор, пока совершенно измученный человек не впадал в забытье. Понятно, что подобные «лечения» только ухудшали состояние больных.

Правда, и здесь случались «чудесные» исцеления. Свидетелем одного такого случая был писатель А. Серебров. В своей книге «Время и люди» он описал сцену исцеления кликуш протоиереем Андреевского собора в Кронштадте Иоанном — известным в свое время проповедником.

«…В церковь притащили молодую женщину. Она кричала и вырывалась из рук державших ее людей. Платок у нее сбился с головы, бледное лица запрокинуто, глаза закрыты. Заслышав крик, отец Иоанн подался вперед и насторожился, ожидая пока женщину подтащат к амвону. «Как звать?» — спросил он сурово. Женщина ощерилась и завыла по-собачьи. «Открой глаза!..» — строго приказал отец Иоанн. «Пустите», — застонала больная, пытаясь вырваться от провожатых. И тут я увидел нечто странное и, пожалуй, даже кощунственное: отец Иоанн с размаху ударил молодку в лоб причастной лжицей и крикнул на всю церковь: «Открой глаза!» Женщина ахнула и подняла на него расширенные ужасом зрачки. Не отпуская от себя ее взгляда, отец Иоанн проговорил твердо и раздельно:

— Именем господа нашего Иисуса Христа… выйди из нее… бес!

Он трижды произнес заклинание и после каждого раза дул крестообразно в лицо кликуше. Женщина обмякла и, выскользнув из рук провожатых, плюхнулась на пол…

— Идите с миром… Она здорова». Как такое «чудо» произошло, — мы уже знаем. Целителем выступило слово чрезвычайно авторитетного для больной «святого» отца. И это слово-внушение сделало свое дело…

 

Вещие сновидения бывают…

 

Но какие? Разберемся в этом. Один из известных популяризаторов науки рассказал о таком случае. Как-то я получил письмо, рассказывает он, от незнакомого человека из подмосковного колхоза. Работал этот человек на животноводческой ферме, любил читать научно-популярную литературу. И вот с ним произошел, как он писал, «необъяснимый случай». Началось с того, что вечером зашел сосед и поделился своей неприятностью: потерял охотничий нож. Накануне они вместе ходили на охоту. Человек, написавший мне письмо, ножа не видел, но ночью ему приснился сон, в котором он вдруг совершенно ясно увидел то место, где лежит нож. Проснувшись, рассказал о сне своему приятелю. И каково же было его удивление, когда тот действительно нашел там — в траве свой нож! «Я знаю Вас как популяризатора науки, — писал автор письма. — Можно ли здраво объяснить то, что произошло с моим знакомым? На днях я буду в Москве, разрешите мне заглянуть к Вам и побеседовать об этом». Наша беседа состоялась. Увидев несколько смущенного славного парня, его открытый взгляд, я невольно улыбнулся его потревоженной уверенности в силе науки. Он повторил свой вопрос: можно ли объяснить то, что произошло с ним и его соседом, какими-то естественными, не мистическими причинами?

— Можно, конечно!

На лице моего молодого визитера отразилось явное сомнение.

— Когда вы вдвоем возвращались с охоты, кто из вас шел впереди?

— …Николай. Но разве это имеет какое-то значение? Ведь ножа-то я на самом деле не видел! Неужели бы я прошел мимо и не поднял?..

А вы его видели и не видели… Скажите, вы рвали по дороге ягоды? Действительно, такое было. Мой собеседник удивленно вскинул голову:

Откуда вы знаете?

— Ну вот, теперь совсем все ясно. Когда вы шли, ваши глаза искали лишь ягоды. Однако замечали они не только их, но и многое другое. Мимолетный взгляд, брошенный на сломанную ветку, на ползущих муравьев, падающий лист, не вызывает у вас никаких дальнейших мыслей — увидел и тут же забыл. А вот мозг наш все это фиксирует, в нем остаются какие-то сведения. Эти-то следы и могут затем ожить в сновидении.

— Как так?

— Да очень просто! Нож этот вы увидели, но только на мгновение. И так как внимание ваше было занято поисками ягод, данный факт даже не дошел до сознания. Но где-то в мозгу оставил свой след. А когда вам товарищ сообщил о потере, то во сне, мозг «вытащил» это мимолетное воспоминание из своей памяти и «выдал» в сновидении!

Помолчав, мой новый знакомый с чувством какой-то вины тихо заметил:

— Вот видите как… А я засомневался…

Со сном и сновидениями всегда было связано множество суеверий. Среди небожителей у древних греков существовал даже бог сна — Морфей. Засыпал человек — и попадал в его царство. Ну, а там, понятное дело, возможно все… Вера в пророческую силу сновидений в прошлом была повсеместной. Люди думали, что именно во сне им открывается потусторонний мир, о котором твердили священнослужители. Значит, сон может предсказать человеку его будущее, конечно, если того захотят боги. Возникали даже целые «системы» объяснений снов — их значения.

Позднее в большом ходу были «сонники» — книги, в которых растолковывался почти любой сон. Каких только благоглупостей они не содержали. Увидеть барана — к почестям, а если флюгер, то к разводу; продавать или покупать сало — в любви повезет; приснится щетка одежная — грусть и тоска… Нередко сновидения толковались еще проще: увидишь волка, который резал у крестьян скот, значит, к неприятности; вырвали во сне зуб, жди и наяву потерю.

Пожалуй, самое забавное было в том, что в разных «сонниках», которые печатались в царской России во множестве, один и тот же сон объяснялся по-разному. Блохи, уверял один автор, предвещают счастливое событие, а в другом «руководстве» по сновидениям говорилось: блохи это всегда к беспокойству. Суеверных людей такие разночтения не смущали. Они хотели верить и верили!

Когда-то в казахских аулах «работали» своеобразные «специалисты» по снам. Это в абсолютном большинстве своем предприимчивые и мудрствующие старцы, к которым ездили даже из других селений, порой за сотни верст, чтобы выяснить, что могло означать то или иное увиденное во сне. Некоторые такие «комментаторы» совмещали толкование снов с гаданием на кумалаке (фасоль).

Что ж, здесь картина ясная: суеверие воздействует на людей, которые могут бездумно верить в любую выдумку. Однако не все с вещими сновидениями обстоит столь просто. Оказывается имеется немало свидетельств того, что виденное во сне действительно сбывается. С одним таким сновидением мы уже познакомились. Вот другие.

Молодая женщина уезжает из дома, прощается с матерью. В тот же вечер в поезде ей снится тревожный сон: мать очень больна и зовет к себе дочь. На другую ночь сновидение повторяется. На этот раз она видит во сне и дальнейшие события — маму хоронят. Совсем обеспокоенная дочь по приезде дает телеграмму домой. Ей отвечает брат: «Мама слегла!» Дочь возвращается и застает мать совсем плохой; через неделю ее хоронят.

Для суеверного тут нет двух мнений: сон, увиденный дочерью, был пророческим. Однако в действительности все произошло проще. Прощаясь с матерью при отъезде, дочь видела ее нездоровое, землисто-бледное лицо. Видела, но не придала этому большого значения. Мысли были заняты предстоящим отъездом.

Но мозг отложил на одну из «полочек» своей памяти образ больной женщины. В поезде дочь думала о том, увидится ли она с матерью еще раз, ведь она уже стара. Еще раз в памяти всплывала сцена прощания, грустный взгляд мамы. Удивительно ли, что в первую же ночь ей снится сон, в котором мозг выдает в виде яркого образа воспоминание о доме. А затем сон — картина смерти, то, о чем она думала днем. Немецкому естествоиспытателю и врачу Гесснеру приснилось, что его укусила змея, а через некоторое время на месте «укуса» появилась язва. «Настоящий вещий сон! — поторопится сказать суеверный человек. — Ведь когда Гесснер увидел его, язвы не было!» Верно, язвы еще не было. Но болезненный процесс уже протекал. В этом и секрет «вещего» сновидения. Начавшаяся болезнь подавала о себе сигналы в мозг. В нем эти сигналы заглушались более сильными впечатлениями, событиями, ощущениями, которые воспринимал тот же мозг, и человек не замечал, не чувствовал болезненных сигналов. А когда уснул и сильные раздражители исчезли, — дали знать о себе более слабые. Они и отразились в виде сновидения с укусом змеи. Значит, сон не предсказал, а лишь отразил действительность.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.