Организация и основные направления нормативно-технической работы, осуществляемые органами ГПН
В целях организации и осуществления нормативно-технической работы (далее - НТР) создаются структурные подразделения органов ГПН. В управлении ГПН МЧС России, управлениях ГПН региональных центров МЧС России и управлениях (отделах) ГПН главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации такими структурными подразделениями являются нормативно-технические отделы (отделения). В территориальных отделах (отделениях, инспекциях) ГПН городов, районов и ЗАТО организация и осуществление НТР возлагается на наиболее подготовленного государственного инспектора по пожарному надзору в соответствии с утвержденными в установленном порядке должностными инструкциями.
Проверки проектных организаций в новостроек проводятся при осуществлении мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности при проектировании и строительстве объектов. В органах ГПН ведется учет проектных организаций и новостроек. При этом следует руководствоваться Инструкцией по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации [7].
При проведении мероприятий по контролю проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений государственных инспекторов по пожарному надзору, оформленных в установленном законодательством Российской Федерации порядке [5], в том числе соответствие на строящихся и реконструируемых объектах выполненных противопожарных мероприятий градостроительной и проектно-сметной документации и требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
Периодичность мероприятий по контролю на строящихся зданиях и сооружениях устанавливается органами ГПН в зависимости от сложности объектов, сроков и темпов их строительства и с учетом календарных планов выполнения строительных работ. Эти мероприятия по контролю должны проводиться и в процессе участия в работе комиссий по приемке в эксплуатацию строящихся объектов. Оформление результатов проверок проектных организаций и новостроек осуществляется в установленном порядке.
Проведение указанных мероприятий становится наиболее актуальным, т.к. до внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты решается вопрос проведения проверок проектной документации в части соблюдения требований пожарной безопасности не зависимо от Государственной экспертизы.
6.3. Порядок рассмотрения и согласования органами ГПН градостроительной и проектно-сметной документации на строительство
Данное направление НТР регламентируется Инструкцией по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации [7].
Органы ГПН рассматривают, подготавливают заключения и согласовывают градостроительную и проектно-сметную документацию в соответствии с предоставленными им полномочиями.
Градостроительная и проектно-сметная документация на строительство объектов, зданий и сооружений, соответствующая требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (что должно быть подтверждено соответствующей записью ГИП, ГАП), согласованию с органами ГПН не подлежит.
Для строительных сооружений, на которые отсутствуют противопожарные нормы, а также для особо сложных и уникальных сооружений, разрабатываются технические условия, отражающие специфику их противопожарной защиты, включая комплекс дополнительных инженерно-технических и организационных мероприятий. Разрешение на отступления от противопожарных требований строительных норм и правил по конкретным объектам в обоснованных случаях производится при наличии мероприятий, компенсирующих эти отступления. Указанные технические условия и компенсирующие мероприятия согласовываются в установленном порядке с органами ГПН ФПС МЧС России и являются нормативными документами по пожарной безопасности для конкретного объекта [7, 9].
Для рассмотрения, подготовки заключений и согласования в части достаточности принимаемых противопожарных мероприятий, компенсирующих обоснованные отступления от требований пожарной безопасности или на технические условия для объектов, на которые отсутствуют требования пожарной безопасности, в органах ГПН приказом руководителя создается экспертный совет. Экспертный совет возглавляет начальник (заместитель начальника) органа ГПН. В состав совета включаются наиболее квалифицированные сотрудники органов ГПН. К работе в экспертном совете по согласованию с руководителями организаций могут в установленном порядке привлекаться инженерно-технические работники и специалисты научно-исследовательских, проектных, строительных и других организаций [12].
Экспертный совет рассматривает материалы по письменному обращению юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина. При рассмотрении анализируется:
пожарная опасность объекта;
эффективность и приоритетность мероприятий по обеспечению безопасности людей при пожаре;
возможность спасения людей;
эффективность мероприятий, направленных на предотвращение и ограничение распространения пожара;
возможность доступа пожарных подразделений к очагу пожара и подачи средств пожаротушения с учетом расположения и технического оснащения пожарных подразделений;
возможность воздействия опасных факторов пожара на третьих лиц, включая людей и имущественный комплекс.
При анализе пожарной опасности объекта и оценки эффективности противопожарных мероприятий могут использоваться расчетные сценарии развития пожара, распространения опасных факторов пожара, эвакуации людей, методы оценки риска, в том числе для третьих лиц.
Решение, принятое экспертным советом, с заключением по рассматриваемому вопросу оформляется протоколом заседания и утверждается председателем экспертного совета.
В компетенцию экспертного совета не входит разработка технических решений, на которые отсутствуют нормативные документы или мероприятий, компенсирующих отступления от норм проектирования.
Рассмотрение и подготовка заключения экспертного совета по достаточности принимаемых противопожарных мероприятий, компенсирующих обоснованные отступления от требований пожарной безопасности, производится в срок до 15 дней. По техническим условиям для объектов, на которые отсутствуют указанные требования или при необходимости проработки отдельных технических вопросов с участием специалистов предприятий и учреждений, срок рассмотрения и подготовки заключения по решению председателя экспертного совета может быть продлен до 30 дней.
По результатам рассмотрения экспертным советом представленной документации юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину выдается выписка из протокола заседания экспертного совета. При наличии положительного решения экспертного совета выписка из протокола с приложением необходимых материалов направляется в трехдневный срок на рассмотрение и согласование в Управление государственного пожарного надзора МЧС России.
Рассмотрение и подготовка заключений по достаточности принимаемых противопожарных мероприятий, компенсирующих обоснованные отступления от требований пожарной безопасности или по техническим условиям на объекты, для которых отсутствуют требования пожарной безопасности, может выполняться и представляться для согласования в Управление ГПН МЧС России пожарно-техническими научно-исследовательскими и образовательными учреждениями, имеющими достаточный опыт работы в этой сфере деятельности и соответствующую лицензию МЧС России.
Заключение органа ГПН распространяется только на рассмотренную им градостроительную и проектно-сметную документацию и действует на весь срок проектирования и строительства объекта и вступает в силу только после согласования отступлений от норм проектирования в установленном порядке.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|