Сделай Сам Свою Работу на 5

Действия по непрерывному профессиональному дополнительному бизнес-образованию





 

 

Содержание. Раскрыть суть бизнес-образования и сформировать к нему профессиональное отношение на всю трудовую деятельность.

Технология. Организовать реализацию непрерывного дополнительного профессионального бизнес-образования.

Цели. Внедрить блочно-модульный подход для выработки эффективных практических действий по применению международных стандартов.

Проблемы

Анализ спроса и предложения на рынке дополнительных образовательных услуг, места и роли дополнительного профессионального образования в различных образовательных учреждениях позволил выявить основные проблемы и предложить механизмы их решения. Проблемы, имеющиеся на сегодня и требующие решения, носят как объективный, так и субъективный характер и дифференцируются на внешние и внутренние.

Объективные причины связаны с развитием рыночных отношений в России. С начала 90-х годов дополнительные образовательные услуги предлагались хаотично и бессистемно. Новое «рыночное» дополнительное образование не было в подавляющей части понятно большинству прежних руководителей и вновь формирующейся среде топ-менеджмента, а тем более среднего звена менеджмента. При этом у образовательных учреждений в условиях рынка преобладала коммерческая сторона деятельности в ущерб качеству образовательных услуг. Не привязанные к спросу и не согласованные с заказчиком образовательные услуги по разрозненным курсам оказывались малоэффективными. Образовательным учреждениям приходилось работать зачастую в неравных конкурентных условиях. В рынке дополнительных образовательных услуг вынуждены были участвовать практически все государственные и негосударственные ВУЗы (факультеты повышения квалификации), средние специальные учебные заведения (государственные и негосударственные), отделения повышения квалификации и целый ряд профессиональных учебных заведений, в т.ч. ПТУ, лицеи и другие. В результате слушателям выдавались документы как государственного образца, так и конкретного образовательного учреждения. Выдаваемые документы подтверждали тематику пройденного обучения, но по существу были мало востребованы рынком труда и практически не учитывались при аттестации специалистов на соответствие занимаемых должностей. Это привело к тому, что многие предприятия и организации, столкнувшись с существующей недобросовестной работой ряда образовательных учреждений, приобрели негативный опыт и выработали иммунитет к разовым и непродуктивным «курсам» и «семинарам». Сформированный в развитых рыночных странах взгляд на непрерывную, в течение всей жизни как критерий успешности, необходимость естественного и качественного обучения в России пока не сложился. Поэтому крайне важен процесс внедрения этой необходимости в сознание как действующего, так и вновь формирующегося поколения менеджмента. Банкротство когда-то сильных, а теперь развалившихся предприятий, которые не имеют финансовых источников для обучения персонала, а часто и не считают это необходимым в силу прежнего взгляда на обучение по остаточному принципу. Средний же и малый бизнес, формирующийся в указанный «российский рыночный» период, зачастую имеет желание сформировать эффективную систему управления бизнесом, но не имеет возможностей и задавлен безденежьем и просто выживает в нынешних рыночных условиях.





По законам рынка образования люди начинают активно обучаться и
переучиваться в моменты рыночных катаклизмов: дефолта, разных изменений в политике и привычном укладе жизни. Это наблюдалось в начале 90-х и в 1998 году, когда наиболее активная часть населения осознала необходимость получения знаний и соответствующих документов. Мировой экономический кризис 2008 года и новая программа развития России до 2020 года создают необходимые предпосылки для развития непрерывного дополнительного профессионального образования.



Региональной особенностью дополнительного образования в качестве объективной причины является приближение к крупным городам. Мобильные люди вынуждены обеспечивать свой спрос и выезжать для обучения в города, где предложений рынка образовательных услуг гораздо больше. Как правило, это представители малого и среднего бизнеса, мотивированные на повышение своих шансов успешной работы в рыночных условиях.

Экспансия крупных фирм (большие вложения в капитал регионального бизнеса или открытие своего собственного) приводит к тому, что в новом бизнесе собственники и топ-менеджмент иногородние. При этом либо персонал уже отобран и профессионален, либо условием при приеме на работу является обучение будущего работника в центрах, рекомендованных бизнесом в крупных городах. Повышение квалификации также проводится и на специально организованных обучающих семинарах внутри корпорации. Аналогичное положение в организациях, где собственником является иностранный капитал. Здесь вообще закрытая система со своим подходом к процессу обучения и переобучения. Она исключительно корпоративная, т.е. отработана до мелочей, и процесс обучения идёт по сценарию западных фирм. При этом, как правило, российский персонал не является ведущим в сфере управления бизнесом, а используется для решения узко специализированных оперативных задач. Такой персонал легко заменяем и за него не держатся. По этим причинам западным собственникам не требуется обучать и переобучать российские кадры.

Следствием отмеченных объективных условий рынка в целом в системе дополнительного профессионального образования на сегодняшний день наблюдается спад. Осознавая, что в реальном рынке смогут выжить только активные, предприимчивые, знающие модели управления бизнесом, собственники и менеджеры, перед руководством образовательным учреждением стоит актуальная задача – создать условия и обеспечить «очень занятых людей» (руководителей и менеджеров предприятий и организаций высшего и среднего звена) возможностями для выработки ответов на вопросы: «Чему учиться самому и в каком объеме учить сотрудников?».

На сегодняшний день перед образовательными учреждениями стоят как внешние, так и внутренние субъективные проблемы.

Внешние проблемы связаны с формированием базы постоянных клиентов, принявших рыночную модель непрерывного дополнительного образования и желающих получить системное качественное дополнительное образование.

Основные внутренние проблемы образовательного учреждения связаны с критериями оценки эффективности дополнительного образования. В качестве критерия обычно принимается выполнение бюджета. При этом запланированные доходы и расходы должны сравниваться с фактическими в оперативном режиме времени, являться основой и помогать руководству в принятии решений по стратегическому, тактическому и оперативному управлению на принципах самоокупаемости. Должен постоянно изучаться рынок и оперативно должны обеспечиваться потребности бизнеса в дополнительных образовательных услугах, которые должны постоянно развиваться и оказываться на основе непрерывного процесса формирования рентабельного бизнес-образования. Практика показывает, что сроки обучения обычно определяются по мере комплектования групп и в зависимости от многих факторов, важными из которых являются согласование сроков с заказчиками и преподавателями, а также учет места и времени проведения занятий.

Однако, как правило, в качестве критерия оценки принимается «форма». При этом оценивается выполнение запланированных программ и заблаговременно назначенных сроков их исполнения. Такой подход приводит к негативным последствиям. Стремление к выполнению оторванных от практической жизни программ и сроков обучения приводит к серьезным упущениям в работе образовательного учреждения и формированию нерентабельных групп. Рентабельность групп – это необходимое условие эффективности дополнительного образования. В противном случае встает вопрос: из каких финансовых источников оплачивать преподавательский труд и работу организаторов учебного процесса?

Внутренней проблемой образовательного учреждения является также своевременный документооборот. Практика показывает, что организация начала обучения в каждой группе непосредственно связана с поступлением денег на расчетный счет и контролем за уровнем рентабельности. Существующие схемы документооборота очень часто приводят к срыву или изменению срока начала обучения из-за задержки подписания договоров в привязке к смете и счетам. Как правило, сметы фактических доходов и расходов на момент заключения договоров еще нет. Отсутствуют данные и для расчета зарплаты преподавателям, т.к. она непосредственно зависит от уровня рентабельности группы. Нет данных и для обоснования расчетов зарплат организаторам бизнес-образования, зависящих от количества человек в группе.

Таким образом, дополнительное образование становится малоэффектив-ным, приводит к невозможности привлечения к учебному процессу высококлассного профессорско-преподавательского состава, разрушает профессиональную и мотивированную работу образовательного учреждения. Как следствие, вынуждены сокращаться затраты на проведение лекционно-практических занятий, а значит снижается уровень профессионального мастерства преподавателя. Снижаются затраты на подготовку курса, семинара, тренинга и разработку учебно-методического материала. А это – показатели качества учебного процесса! Становятся малоэффективными затраты на руководство программой, вызванное необходимостью адаптации образовательных программ под определенный контингент слушателей из расчета фактически затраченного времени на каждую эксклюзивную авторскую программу. В конечном итоге не достигается необходимый финансовый результат, обеспечивающий образовательному учреждению как «центру ответственности» развитие его материально-технической базы, повышение квалификации преподавательского состава, рекламные и другие цели в режиме реального времени для принятия как стратегических, так и тактических решений.

 

Цели и задачи

Особое значение для повышения конкурентоспособности отечественных секторов экономики приобретает создание механизмов мотивации непрерывного дополнительного бизнес-образования. Необходима постоянная разъяснительная работа в этом направлении, которая должна проводиться в формате образовательного учреждения [18].

Его миссией является проведение постоянной разъяснительной работы о необходимости осознания руководителями и менеджерами бизнес-сообщества формирования нового стратегического экономического мышления. Это связано с необходимостью изменения ряда принципов менеджмента, выработкой ответов на многие интересующие практиков вопросы.

Сегодня действующее в системе образования дополнительное
профессиональное образование (например, МВА), построено по классической
системе ВУЗа и не позволяет дать оперативные ответы на практические вопросы. Дополнительное обучение растягивается, как правило, на многие месяцы и даже годы. Руководителям же необходимо понять суть предложений за максимально короткое время, чтобы сформировать свое отношение к предлагаемому бизнес-образованию, отвечающему насущным производственным требованиям, обеспечивающему синтез знаний, ведение не только проблем своего дела, не только их понимание, но и разрешение насущных производственных затруднений.

С учетом сказанного первоприоритетными целями дополнительного бизнес-образования являются следующие:

– реализация Концепции системного подхода к бизнес-образованию как
объекту системы сертификации качества и его применению в деловой практике;

– формирование у руководителей и менеджеров высшего и среднего звена профессионального суждения на уровне международных стандартов;

– формирование нового взгляда на проблему управления бизнесом и достижения понимания необходимости гармоничного сочетания всех составляющих профессионального влияния на качество как комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности предприятия. Другими словами:

– достижение понимания необходимости согласованных усилий всех структурных подразделений бизнеса;

− внедрение механизмов мотивации качественной работы во взаимосвязи с бизнес-образованием и оперативным применением результатов бизнес-обучения в практической деятельности;

− развитие инфраструктуры для модернизации системы дополнительного профессионального образования на основе системного подхода к изучению возможностей бизнес-сообщества;

− содействие достижению бизнесом конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности по критериям уровня полезности информации для принятия правильных экономических решений и уровня соответствия специалистов международным стандартам;

– обеспечение привлекательности непрерывного дополнительного профессионального образования путем внедрения новых методик бизнес-образования и нового бизнес-мышления для укрепления региональной инфраструктуры поддержки предпринимательства.

 

Принципы

Формирование профессионального мышления на международном уровне как объект системы сертификации качества и ее применение в деловой практике широко и эффективно используется в ведущих бизнес-школах мира. Изучение инструментария скоординированного подхода, позволяющего синтезировать знания, увидеть не только проблемы своего дела, не только понять, но и разрешить насущные производственные затруднения поможет понять и познать образ мышления, типичный для международного уровня и крайне важный для выживания и существования отечественного бизнеса. Научно-аналитические исследования показывают, что блочно-модульный подход наиболее приемлем как для «очень занятых людей» – руководителей и менеджеров высшего и среднего звена, так и для руководителей финансовых служб, бухгалтеров и специалистов других квалификаций.

Организация учебного процесса должна опираться на следующие основные принципы:

1. Цели обучения должны ставиться в зависимости от опыта слушателя, его теоретических знаний, умений и практических навыков.

2. Поэтапное обучение должно исходить из практических
потребностей – от практических задач к теории.

3. Индивидуальное обучение должно увязываться с аттестацией
специалиста на соответствие занимаемой должности.

4. Адаптация бизнес-обучения должна осуществляться под деятельность конкретного бизнеса с учетом его специфических потребностей.

5. Должны обеспечиваться возможности для самообразования специалистов.

6. Должен обеспечиваться гибкий график бизнес-обучения – в удобное время и в удобном месте (в т.ч. непосредственно на предприятиях и организациях).

7. Условия бизнес-обучения должны обеспечивать непринужденную обстановку с привлечением профессиональных экспертов-консультантов, имеющих авторские эксклюзивные программы.

Для реализации принципов в жизнь блочно-модульный подход должен обеспечивать выработку эксклюзивных (заказных) учебных программ, соответствующих потребностям конкретного бизнеса любых форм собственности. Из рекомендуемого изучения определенных курсов различными категориями слушателей видно, что предполагается реализация различных форм бизнес-обучения: однодневные рабочие семинары-совещания, развивающие мини-курсы, продвинутые специальные курсы, семинары-тренинги, развивающие специальные курсовые подготовки и др.

 

Методика бизнес-обучения

Методика бизнес-обучения должна соответствовать международным требованиям, предъявляемым к специалистам. Опыт экспертов-консультантов и международная деловая практика должны обеспечивать предложения новых дополнительных услуг, которые должны служить солидным фундаментом для развития бизнеса и профессиональной карьеры специалистов. Должно обеспечиваться открытое дистанционное бизнес-обучение, охватывающее все удаленные от центра районы региона. Для связи со слушателями и для индивидуальных консультаций с ведущими профессионалами, экспертами-консультантами должны использоваться современные средства сбора и передачи информации (Internet, электронная почта, факсимильная и мультимедийная связь, видеолекции и т.п.). Учебные пособия (в т.ч. на лазерных дисках) должны обеспечивать возможности самостоятельного обучения, дистанционного экспресс-консультирования по всем производственным вопросам, включая вопросы налогообложения, аудита и широкого спектра сопутствующих услуг.

Выдаваемые документы должны открывать принципиально новые возможности для получения бизнесом новых дополнительных услуг через международные связи.

Построение цивилизованных рыночных отношений в условиях ужесточающейся конкурентной борьбы требует постоянной разъяснительной работы по преодолению «старых» целевых установок, отживших стереотипов и формированию международного экономического мышления. Внедрение бизнесом новых экономических механизмов управления требует оперативных ответов на многие вопросы, для чего руководитель должен учиться сам и учить своих сотрудников. Сегодня необходимо в кратчайшие сроки понять суть бизнес-образования и сформировать к нему профессиональное отношение.

Сегодня бизнес-сообщество как никогда нуждается в обеспечении условий для развития бизнеса и, в первую очередь, среднего и малого. Для помощи бизнесу создаются бизнес-инкубаторы, дома бизнеса и другая инфраструктура. Однако бизнес на сегодня не обеспечен необходимым непрерывным
международным дополнительным образованием, которое бы открывало ему возможности для оценки любых явлений хозяйственной жизни, прогнозирования их, предвидения стратегий развития событий, для выработки своевременной и качественной информации для эффективного управления бизнесом в условиях неопределенности рыночных отношений. Через традиционную
систему повышения квалификации получить требуемые знания, умения
и навыки крайне затруднительно. При этом распыляется конфиденциальная
информация о бизнесе, что в определенной степени связано с разглашением
коммерческой тайны. К этому следует добавить недостаточное качество
обучения, невысокий уровень преподавателей, стоимость обучения и другие
факторы. Изучение этой проблемы показало, что требуется внедрение новых принципов и новых механизмов, т.е. требуется существенная модернизация существующей системы повышения квалификации. Нужна мобильная эффективная система реализации непрерывного дополнительного профессионального бизнес-образования для «очень занятых людей» в соответствии с изложенными выше основными целями и задачами, а также основными принципами бизнес-образования. Добиваться необходимых решений предлагается на основе конкретных блоков и модулей обучения приведенной схемы.

 

Первый блок закладывает фундамент для выработки практических действий. Они вырабатываются в процессе однодневных рабочих семинаров - совещаний. Именно на них обсуждается и раскрывается в деловой и непринужденной обстановке новая парадигма экономики, управления, права, анализируются внешние и внутренние факторы и условия, с которыми приходится сталкиваться бизнесу в настоящее время, вырабатываются факторы успеха, причем применительно к каждому участнику бизнес-образования.

Второй блок – это уже качественное повышение индивидуального профессионального мастерства. Именно этот блок призван реализовать практические механизмы, состоящие из основ MBА, развивающих курсов и мини-курсов для профессионалов. Предусматривается бизнес-обучение по выбору. Модульный подход позволяет выбирать заинтересовавшую на данный момент тему.

Третий блок предполагает продвинутые специальные курсы для углубленного изучения конкретных практических вопросов, представляющих определенный интерес. В зависимости от специфики каждого бизнеса тематика постоянно уточняется и приводится в соответствие с их производственными потребностями.

Четвертый блок предполагает широкий спектр развивающих образовательных услуг для широкой аудитории. Тематика постоянно уточняется и расширяется в зависимости от изменений, происходящих в отечественном законодательстве, и приведения его в соответствие с международными правилами и требованиями.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.