Общая характеристика и полномочия военных судов.
Военные суды входят в подсистему судов общей юрисдикции.
Военные суды призваны участвовать:
· в охране личности – ее прав и свобод,
· общества – его материальных и духовных ценностей,
· государства – егоконституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.
Эта общая идея положена в основу Закона о военных судах.
Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:
· нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
· нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;
· нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как и иные органы судебной власти, военные суды наделяются основными полномочиями, свойственными данной ветви государственной власти.
Военные суды, как и все иные суды, должны неуклонно следовать предписаниям Конституции РФ и других федеральных законов.
По закону военные суды, как и гражданские, самостоятельны и никому не подотчетны.
Отличие полномочий военных судов от общих судов:
· военные суды осуществляют правосудие в отношении далеко не всех граждан,
· их деятельность по проверке правомерности действий и решений государственных органов и должностных лиц ограничена сравнительно узкими рамками – она распространяется лишь на органы военного давления и соответствующих должностных лиц,
· особенностью полномочий военных судов является то, что только они могут рассматривать и разрешать уголовные дела о преступлениях против военной службы (неисполнение приказа, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы, самовольное оставление части или места службы, дезертирство, нарушение правил несения боевого дежурства, утрата военного имущества и т.д.).
В организации и функционировании военных структур на первом плане находится обеспечение безопасности Российской Федерации, необходимой боеспособности и боеготовности войск и формирований, поддержание воинской дисциплины и установленного порядка несения службы.
С учетом этих и некоторых других обстоятельств дислокация войск и сил флота не связывается жестко с установленным законодательством национально-территориальным или административно-территориальным делением Российской Федерации.
В определенных случаях войска и силы флота могут находиться за пределами страны. Естественно, вместе с ними располагаются и военные суды.
Однако российские военные суды являются неотъемлемой частью судов общей юрисдикции.
Предусмотренныйст. 126 Конституции РФ судебный надзор за деятельностью военных судов, осуществляет Верховный Суд РФ.
Понятие прокуратуры Российской Федерации, основные направления её деятельности.
Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Помимо этого, прокуратура выполняет и другие функции, установленные законодательством (ч. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре).
В той же статье названного закона определяется и цель прокурорской деятельности.
Ею является:
· обеспечение верховенства закона,
· единства и укрепления законности,
· защита прав и свобод человека и гражданина,
· а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Выделяются следующие направления деятельности прокуратуры:
· уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской федерации;
· координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Новым направлением стал надзор за исполнением законов судебными приставами.
Прокуратура РФпринимает участие в правотворческой деятельности.
Понятие прокурорского надзора и его отрасли. Акты прокурорского реагирования.
Под прокурорским надзором можно понимать осуществляемую от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц – прокуроров по обеспечению точного исполнения и единообразного применения Конституции РФ и законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности.
Факторы прокурорского надзора:
· этот вид надзора распространяется на Конституцию РФ и все нормативные акты, обладающие юридической силой, которая присуща законам;
· несмотря на то, что прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и законов подавляющим большинством должностных лиц и государственных органов, при определенных обстоятельствах руководителями и органами управления коммерческих и некоммерческих организаций, а также гражданами, она не уполномочена надзирать за высшими органами законодательной и исполнительной власти и высшими должностными лицами государства;
· исключеныиз числа объектов прокурорского надзора все суды, в том числе Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды;
· сам по себе прокурорский надзор является лишь одним из направлений прокурорской деятельности.
Отрасли прокурорского надзора:
· надзор за исполнением законов федеральными Министерствами, государственными комитетами, службамии иными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
· надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
· надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Акты прокурорского реагирования - это предусмотренные Законом о прокуратуре формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений.
Закон в качестве актов прокурорского реагирования предусматривает:
· протест прокурора (ст. 23),
· представление прокурора (ст. 24),
· постановление прокурора (ст. 25),
· предостережение о недопустимости нарушения закона,
· информацию о несоответствии постановлений Правительства РФ Конституции РФ.
Путем их применения прокурор реализует такие полномочия, как:
· опротестовывание противоречащих закону правовых актов,
· устранение нарушений закона,
· принятие мер к привлечению виновных к уголовной или административной ответственности путем возбуждения уголовных дел или производства об административном правонарушении,
· предупреждение нарушений закона.
Будучи предусмотренными в Законе, акты прокурорского реагирования имеют процессуальный характер.
Они составляются по определенной форме, вносятся в определенные адресаты.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|