|
Павлов Н.В. Германия: QUO VADIS? // Мировая экономика и международные отношения, 2006, № 3, с. 31-40
22 ноября 2005 г. стало этапным днем в истории послевоенной Германии. Впервые канцлером Федеративной Республики стала женщина, более того, представительница блока ХДС/ХСС, где процессы эмансипации по сравнению с левым партийным флангом начались относительно недавно, и плюс ко всему уроженка и воспитанница бывшей социалистической ГДР. Что случилось, и все ли нормально у немцев с головой? - задавались вопросом сторонние наблюдатели. Как оценить те перемены, которые переживает современная Германия? Куда движется "великая держава поневоле"1 и "мягкий гегемон" Европы? Чтобы дать ответы на эти вопросы, попробуем проследить и проанализировать развитие событий в ФРГ после смены власти в 1998 г. и создания "красно-зеленой" коалиции.
* * *
То, что политический долгожитель Гельмут Коль обещал реализовать за четыре года, осталось невыполненным и за восемь лет пребывания его у власти после объединения ГДР и ФРГ. Правительству ХДС/ХСС - СвДП не удалось решить главной проблемы - "подтянуть" жизненный уровень "оссис" до "вессис" (он составил в 1998 г. примерно 70-80% от западного), резко поднять производительность труда (примерно 60% от западного) и решить проблему безработицы, которая на востоке страны до сих пор значительно выше, чем на западе. В феврале 1998 г. был зафиксирован рекордный до того времени уровень безработицы-4.823 млн. человек или 12.6% трудоспособного населения страны. При этом на востоке безработица составила 21.1%.
Закономерно, что итоги голосования на парламентских выборах в октябре 1998 г. оказались для блока ХДС/ХСС неутешительными. Население устало от пустых обещаний скорого экономического процветания и дружно проголосовало, скорее, не "за" новые партии, а против политики правительства христианско-либеральной коалиции, которая за восемь прошедших после объединения лет не претерпела кардинальных изменений. Поражению христианских демократов способствовала также непоследовательная позиция их председателя, который, как в свое время и его политический прародитель, долго выбирал себе наследника, но в последний момент предпочел вновь выдвинуть свою кандидатуру на пост главы правительства. Еще осенью 1982 г. накануне свержения канцлера Гельмута Шмидта тогда еще кандидат в канцлеры Г.Коль сформулировал властный биологический закон: "Кто использован, тот уходит. А у кого сила, тот приходит"2. Теперь наступило время самому Колю испытать на себе правомерность им же сформулированной мудрости.
Еще в конце 80-х годов с углублением внутрипартийных кризисных явлений, прежде всего в сфере программатики, ключевой проблемой для СДПГ стал вопрос о том, как с точки зрения технологии можно было прийти к власти в государстве. Поэтому руководство партии серьезно озаботилось поиском перспективного партнера, остановив свой выбор на партии "Зеленых". Первоначально руководство социал-демократов скептически воспринимало выход на политическую арену ФРГ "зеленых", но по итогам выборов 1987 г. стало очевидно, что возвращение СДПГ к власти возможно только в союзе с "четвертой партией". Нахождение общего языка стало возможным после исхода внутрипартийного спора у "зеленых" в пользу "реалистов" (сторонников союза с СДПГ) и их консолидации на объединительном съезде в Лейпциге в мае 1993 г. С этого момента социал-демократы принципиально были готовы к сотрудничеству с Союзом-90/"3елеными".
Но самое главное, в партии появился новый динамичный лидер, премьер-министр Нижней Саксонии Герхард Шредер, который смог повести за собой значительное число избирателей. СДПГ смогла, наконец, выйти из многолетнего кризиса, предсказанного в свое время одним из ее лидеров Гербертом Венером, и остановить круговерть и чехарду с кандидатами на пост канцлера. Г. Шрё-дер, о котором как о будущем лидере немецкой социал-демократии Г.Коль говорил еще в 1993 г., стал последней надеждой левого электората Германии.
Осенью 1998 г. к власти в Германии пришла "красно-зеленая" коалиция (коалиция СДПГ и партии Союз-90/"Зеленые"), а канцлером ФРГ был избран социал-демократ Г. Шредер. В целом закончился период адаптации Германии к новой исторической роли в качестве объединенного государства и начался новый этап в истории ФРГ, провозглашенный как эра "Берлинской республики".
После победы СДПГ на парламентских выборах представитель левого крыла немецкой социал-демократии Оскар Лафонтен, совмещая председательство в СДПГ с постом министра финансов, решил сформировать рядом с ведомством федерального канцлера новый полюс власти и принятия решений, создавая тем самым ситуацию двоевластия. Однако его попытка реализации собственного финансово-экономического проекта вопреки ведомству федерального канцлера довольно скоро провалилась. В марте 1999 г. Лафонтен сложил с себя депутатские полномочия и ушел в отставку со всех постов, а центрист Шрёдер объединил в апреле в своих руках канцлерство и руководство СДПГ.
Придя к власти правительство СДПГ и "Зеленых" провозгласило новый "решительный курс на консолидацию". И если лозунгом Г.Коля в свое время была "коалиция центра", то канцлер Г. Шредер потребовал проведения "политики нового центра". Этот термин он позаимствовал у Вилли Брандта, который впервые употребил его еще в 1973 г. Главной задачей нового правительства стала борьба с безработицей и проведение широкомасштабной социально-экономической реформы.
Уровень экономического развития и его влияние на материальное благополучие широких слоев населения Федеративной Республики Германии всегда имели огромное значение для поддержки со стороны граждан страны избранного политического строя. Иными словами, экономическое бытие определяло общественное сознание. Да и сегодня политические настроения в объединенной Германии в значительной степени определяются экономическим положением и не в последнюю очередь его субъективной оценкой подавляющего большинства немцев. Поэтому лавинообразное нарастание экономических проблем серьезно осложнило позиции СДПГ и ее канцлера, тем более что уровень компетентности христианских демократов в решении внутриполитических и экономических вопросов оценивался населением страны традиционно выше, нежели социал-демократов. Правящая партия начала терпеть поражение за поражением на выборах в ландтаги. Казалось, что "красно-зеленые" не выиграют больше не то что земельные, но даже и коммунальные выборы. Новый генеральный секретарь партии Франц Мюнтеферинг крайне негативно оценивал ближайшие перспективы СДПГ. Но неожиданно Г. Коль стал невольным спасителем Г. Шредера. В ноябре 1999 г. грянул скандал в связи с незаконным финансированием предвыборной кампании ХДС. В середине декабря Коль публично признал получение в период с 1993 по 1998 г. около 2 млн. марок, которые, минуя официальные пути, очутились в "черной кассе" ХДС. Гельмут Коль отказался назвать тайного спонсора своей партии и вынужден был подать в отставку с поста почетного председателя ХДС. Вскоре пост председателя покинул и его преемник Вольфганг Шойбле. А в апреле 2000 г. председателем ХДС впервые в истории была избрана женщина - молодой политик из бывшей ГДР, министр по делам окружающей среды в последнем правительстве Г. Коля Ангела Меркель.
Для СДПГ скандал вокруг Коля стал подарком судьбы. После отставки Лафонтена Шредер способствовал консолидации германской социал-демократии под прагматичным руководством партии, которое представило на суд общественности программу "нового центра". Берлинский съезд СДПГ в декабре 1999 г. поддержал центристскую линию руководства партии, а в 2000 г. позиции Шредера еще больше укрепились. Это было следствием не столько потери реноме оппозиции, сколько - благоприятной экономической конъюнктуры (рост ВВП впервые после 1991 г. превысил 3%).
Но в начале третьего тысячелетия ФРГ вновь столкнулась с серьезными трудностями в экономическом развитии: в 2001 г. экономический рост составил всего 0.5%, а безработица превысила 4.5 млн. человек (9.5% трудоспособного населения страны). При этом следует учитывать тот факт, что немецкое население стареет и в последующие годы будет катастрофически сокращаться. В 1957 г. на одного пенсионера приходилось восемь плательщиков, в 2001 г. — только два. Для социальных касс это означает, что все меньше людей отчисляют взносы в государственные и социальные фонды (1994 г. - 28.2 млн. человек, 2004 г. - 26.5 млн. человек).
"Красно-зеленая" коалиция попыталась решить экономические проблемы путем выдвижения разного рода инициатив и реализации правительственных программ в области экономики, в том числе путем создания новых рабочих мест. Но, несмотря на некоторые сдвиги, кардинально улучшить ситуацию в этой области социал-демократам и "зеленым" не удалось, что осложняло позиции СДПГ в ходе предвыборной борьбы летом - осенью 2002 г. Экономика страны во многом оказалась подточена тем, что в течение десятилетии государство тратило несоизмеримо много на социальные нужды. Например, в 1997 г. на социальные статьи бюджета приходилось 43% государственных расходов ФРГ.
22 сентября 2002 г. в Германии состоялись выборы в бундестаг 15 созыва. Три принципиальные темы определяли избирательный марафон: высокая безработица, скандал с незаконным финансированием ХДС и широкомасштабный террористический акт против США 11 сентября 2001 г. Важной отличительной чертой этой избирательной кампании стала также ее поляризация и персонификация политических дебатов. Г. Шредеру на выборах противостоял премьер-министр Баварии и председатель ХСС Эдмунд Штойбер. Опыт Франца-Йозефа Штрауса в 1980 г., правда, показал, что немецкий избиратель в целом недолюбливает политиков из "самостийной" Баварии. Более того, Шредеру удалось обыграть антивоенные настроения и достаточно грамотно разыграть в предвыборной борьбе антиамериканскую карту в пику "атлантисту" Штойберу, хотя министру юстиции Герте Дойблер-Гмелин (СДПГ) и пришлось за свои антиамериканские высказывания поплатиться своим постом. Тема Ирака, которую канцлер - кандидат в канцлеры поспешил обыграть, стала звучать из его уст как проблема войны и мира для Германии. Реакцию населения нетрудно было предугадать, тем более что оно ассоциировало канцлера и его сподвижников с теми, кто в конце 60-х годов активно протестовал против войны США во Вьетнаме. Что касается проблемы безработицы, то немцы высказали убеждение, что в нынешних условиях ни одно правительство не сможет удовлетворительно решить этот вопрос в короткие сроки.
Результаты голосования показали, что "красно-зеленая" коалиция в составе СДПГ и Союза-90/ "Зеленых", выдвинувшая лозунг "обновление, справедливость, устойчивость", вновь будет править Германией в ближайшие годы. Но решающим фактором в победе СДПГ, как отмечали немецкие эксперты, стало личное обаяние Г. Шредера. Впервые в истории Федеративной Республики победу одержала партия, которая, как показывали опросы общественного мнения накануне голосования, была в глазах избирателя менее компетентна в решении внутриполитических и экономических проблем, чем ее конкурент в лице ХДС/ХСС. Многие месяцы политический климат в Германии определялся недовольством населения политикой правящей коалиции. В то же время симпатии избирателей были на стороне Шредера, а не на стороне его конкурента Штойбера. Когда же в августе средства массовой информации переключили свое внимание вначале на последствия наводнения в Саксонии и Саксонии-Анхальт, а потом и на кризисную ситуацию вокруг Ирака, отодвинув таким образом классические темы предвыборной борьбы на второй план, исход выборов был предрешен. Предрешен хотя бы потому, что Шредер как действующий канцлер, как динамичный политик и как любимец СМИ не мог не использовать этот шанс.
Вызовы нового тысячелетия (глобализация, возросшая конкуренция на мировых рынках, негативное демографическое развитие, массовая безработица и др.) во многом ставят под угрозу достигнутые завоевания социальной рыночной экономики, особенно в деле построения социального государства, и требуют внесения серьезных корректив в этой области. Правительством Шредера/Фишера были предприняты первые серьезные шаги на этом направлении: инициирована реформа системы социального страхования, начата налоговая и структурная реформа рынка труда. Целью этих реформ было снижение косвенных издержек на заработную плату и оживление экономического роста, темпы которого в Германии в начале XXI в. оказались ниже, чем в других странах ЕС.
Негативная экономическая конъюнктура вынудила канцлера Шредера выступить 14 марта 2003 г. с правительственным заявлением, которое получило название "Повестка дня - 2010". Масштабная правительственная программа преследовала две цели: во-первых, при помощи реформ и новых законов содействовать экономическому росту, повышению экономической привлекательности Германии и обеспечению конкурентоспособности на мировых рынках ориентированной на экспорт германской экономики; во-вторых, сохранить дееспособность социальной защиты. Однако предложенные кабинетом Г. Шредера реформы в рамках "Повестки дня - 2010" были встречены общественным мнением в штыки. Сокращение сроков получения пособия по безработице, пенсионная реформа, сокращение социальных программ серьезно ударили по авторитету СДПГ, традиционно выступающей в защиту социально обездоленных. При этом следует иметь в виду, что социальная справедливость понимается сегодня иначе, чем 20 лет назад. Образно говоря, в этих условиях, оперируя лозунгом социальной справедливости, СДПГ фактически приступила к производству формы "Адидас" без традиционных трех полосок. Доля сторонников СДПГ начала резко снижаться. Был зафиксирован и резкий отток членов социал-демократической партии. Вновь напомнила о себе внутренняя оппозиция в лице бывших лидеров СДПГ Оскара Лафонтена и Бьёрна Энгхольма. Одобрение непопулярной правительственной программы реформ на съезде СДПГ осенью 2003 г. в Бохуме произошло в условиях беспрецедентного нажима со стороны канцлера на своих товарищей по партии.
Учитывая кризис СДПГ, которой так и не удалось заполнить идеологический вакуум, возникший после ухода О. Лафонтена, и галопировавшую потерю власти внутри партии, Г. Шрёдер отказался от совмещения постов председателя СДПГ и федерального канцлера. На этом посту его сменил весной 2004 г. в прошлом генеральный секретарь СДПГ Франц Мюнтеферинг.
Инициированные правительством реформы привели к удручающему результату: в 1998-2002 гг. государственные расходы на социальную сферу росли в среднем на 3.2% в год, а темпы развития экономики - только на 2.3%. Долги федерации, земель и общин выросли с примерно 576.7 млрд. евро в 1998 г. до 697.5 млрд. евро в 2004 г. В 2004 г. безработица составила 6.294 млн. человек. В том же году в Германии насчитывалось 26.5 млн. рабочих мест, что было почти на 700 тыс. меньше, чем в 1998 г., когда Шредер заступил на пост канцлера. В одном только 2003 г. было сокращено 500 тыс. рабочих мест. Не удивительно, что к концу мая 2005 г., то есть после обнародования "Повестки дня - 2010" и начала непопулярных реформ, которые были навязаны населению фактически без должной аргументации, СДПГ почти полностью утратила свои позиции в землях в пользу христианских демократов, потеряла по сравнению с 1998 г. 40% избирателей и 25% членов партии.
22 мая 2005 г. Социал-демократическая партия Германии впервые за последние 39 лет проиграла выборы в ландтаг в своей традиционной вотчине -Северном Рейне-Вестфалии. Это были уже девятые подряд проигранные СДПГ выборы в земельные законодательные собрания. Отныне в бундесрате 11 из 16 премьер-министров земель стали представлять оппозиционный блок ХДС/ХСС. В тот же вечер канцлер Шредер принял и озвучил решение о проведении 18 сентября досрочных выборов в бундестаг. Он был убежден, что в условиях ухудшения экономической ситуации в стране и крайне отрицательного отношения населения к программе реформ правительства у СДПГ практически нет шансов выиграть парламентские выборы 2006 г. Поэтому он решил действовать на опережение. Одним из тактических соображений стала уверенность в том, что оппозиция не успеет выдвинуть достойного соперника канцлеру и подготовиться к избирательной кампании.
* * *
Досрочные парламентские выборы не впервые проводились в Федеративной Республике. Они проходили в 1972 г., когда у Вилли Брандта не было очевидного перевеса в бундестаге, в 1983 г., когда Гельмут Коль пришел к власти без санкции на то избирателя, а также в 1990 г., когда состоялось германское объединение. Но нынешние выборы имели ряд принципиальных особенностей.
Пойдя на внеочередные выборы, руководство СДПГ неоднократно подчеркивало, что партия вновь хочет получить мандат доверия со стороны избирателей, и при этом его нисколько не смущало, что этот мандат она сохраняла и сохранила в принципе в течение семи лет. Новые выборы -это был единственный путь замаскировать не очень то популярный итог пребывания социал-демократов у власти. А "Повестка дня - 2010" была, как известно, продуктом совместной работы обоих полярных политических лагерей. Неубедительными представлялись и личные мотивы канцлера путем спешного развертывания избирательной кампании избежать конфликта в собственной партии по вопросу об избранном ею курсе на реформы.
Еще одна особенность заключалась в том, что избирательный марафон тормозился неясностью в вопросе, будет ли у президента ФРГ достаточно убедительных аргументов в пользу роспуска бундестага, учитывая небольшое, но твердое парламентское большинство "красно-зеленых", и как скоро Федеральный конституционный суд примет решение по иску двух депутатов бундестага о законности роспуска бундестага и проведения досрочных выборов.
Наконец, восточногерманская Партия демократического социализма, ведомая Грегором Гизи, главным архитектором перестройки бывшей правящей партии ГДР - СЕПГ, впервые смогла выйти на общефедеральный уровень, переименовав себя летом 2005 г. в Левую партию и заключив союз с главным оппонентом канцлера Г. Шрёдера-Лафонтеном. Последний смог увести за собой из СДПГ значительную часть левого крыла партии и ее электората. 12 июня был оформлен альянс ПДС с западногерманской Избирательной альтернативой "Работа и социальная справедливость".
Темы избирательной кампании были традиционными для кризисного периода: массовая безработица, реформа налогообложения, молодежная политика, инвестиции в будущее, роль и место ФРГ в глобализирующемся мире. Поэтому и предвыборные программы были ориентированы прежде всего на решение внутриполитических и экономических проблем. СДПГ выдвинула лозунг "Вера в Германию". ХДС/ХСС в предвкушении близкой победы окрестил свой документ "правительственной программой" и назвал его "Использовать шансы Германии. Экономический рост. Работа. Безопасность". Свободные демократы, призывая избирателей отдать второй голос СвДП (голосование по партийным спискам), выдвинули лозунг "Работа имеет приоритет". Союз-90/"Зеленые" убеждал, что основные успехи деятельности правительства - это успехи "Зеленых" и призывал к продолжению политики "солидарной модернизации и экологической ответственности". Левая партия/ПДС агитировала "За новую социальную идею". Внешняя политика играла в ходе предвыборной борьбы подчиненную роль. И если в этом блоке Шредер делал упор на дружбу с Францией и Россией, то оппозиция ратовала за укрепление трансатлантических связей.
В июне 2005 г. опросы общественного мнения зафиксировали, пожалуй, самый низкий рейтинг СДПГ - 24.3%, в то время как блок ХДС/ХСС уверенно лидировал с 45%. И если в мае в личной дуэли двух кандидатов на пост канцлера лидировала А. Меркель с 50% против 44% Шредера, то в сентябре накануне выборов ситуация изменилась с точностью до наоборот. Шредер уверенно вышел в лидеры, получив симпатии большинства избирателей (53%). Сторонников Меркель оказалось только 39%.
Последние успехи ХДС на земельных выборах стали не столько заслугой самого ХДС, сколько отражением недовольства населения реформами правящей коалиции, а главное, их болезненными социальными последствиями. Согласно опросам общественного мнения, проведенным весной 2005 г., правительством в целом были недовольны 76% немцев, его деятельностью в борьбе с безработицей, его политикой в пенсионной, экономической, социальной, налоговой сферах - от 66 до 91%. Проблема ХДС/ХСС состояла в том, что оппозиция не имела цельной программы вывода страны из кризиса. Христианские демократы были не менее ответственны за основные реформы, вызвавшие протест многих немцев, поскольку были их инициаторами еще в бытность Коля канцлером и, уйдя в оппозицию, одобрили и поддержали их в бундестаге и в бундесрате. Не менее важен и тот факт, что кандидат в канцлеры Меркель, официально утвержденная в этом статусе 30 мая 2005 г., как женщина явно проигрывала мужчине Шредеру, несмотря на то, что в истории Германии женщина никогда еще не претендовала на высший государственный пост.
Ангела Меркель (в девичестве Ангела Каснер) сделала фантастическую карьеру после объединения Германии. Она родилась в 1954 г. в Гамбурге и вскоре после своего рождения перебралась со своей матерью на восток в г. Темплин к отцу, который был протестантским священником. Всю свою сознательную жизнь росла, воспитывалась и училась в ГДР. Знает русский язык. В 1968 г., будучи еще школьницей, посетила Москву: как победительница олимпиады по русскому языку она была награждена поездкой в СССР с "Поездом дружбы". Окончила Лейпцигский университет, а затем работала в Центральном институте физической химии Академии наук ГДР. Политикой начала заниматься в период крушения ГДР в 1989 г. В 1990 г. вступила в ХДС. На первых общегерманских выборах попала в бундестаг, где ее заметил канцлер Коль и назначил министром по делам женщин и молодежи. После парламентских выборов 1994 г. Меркель стала министром по охране окружающей среды. Когда блок ХДС/ХСС проиграл выборы 1998 г., она последовательно делала партийную карьеру: вначале стала генеральным секретарем ХДС, в 2000 г. ее избрали председателем партии, а в 2002 г. она присоединила к своей должности пост председателя фракции ХДС/ХСС в бундестаге. После поражения Э. Штойбера на парламентских выборах в 2002 г. ей удалось восстановить авторитет христианских демократов, заметно пошатнувшийся в результате разоблачений, связанных с незаконным финансированием партии, отодвинуть на второй план круги, идейно близкие праворадикалам, подхватить лозунги обновления страны и общества. Про Меркель говорили, что это "серьезная женщина для серьезных дел".
Однако ахиллесовой пятой консервативной оппозиции во главе с Меркель остается ее безусловное внешнеполитическое равнение на Вашингтон, которое не устраивает большинство немцев, ценящих возросшую в последнее время самостоятельность Германии в подходах к мировым и европейским проблемам. Накануне иракской войны Меркель однозначно встала на сторону США.
Серьезный тактический просчет во время избирательной кампании оппозиция допустила в вопросах налоговой политики, полагая, что избиратель ввиду серьезности ситуации по достоинству оценит честность и прямоту подходов оппонентов правящей коалиции к решению экономических проблем. В ходе предвыборной борьбы Меркель потребовала уровнять подоходный налог для всех и поднять его до 25%. Эта идея принадлежала профессору права из Гейдельберга Паулю Кирх-хофу, в прошлом судье Федерального конституционного суда, которого председатель ХДС прочила в министры экономики. Однако его идея с возмущением была отторгнута. общественностью. Согласно опросам общественного мнения, 68% избирателей были убеждены, что протеже А. Меркель со своим предложением скорее навредил избирательной кампании ХДС, нежели помог3.
Положение христианских демократов было осложнено и эскападами председателя ХСС - земельной партии с общефедеральными претензиями. В августе лидер ХСС, премьер-министр Баварии Э. Штойбер заявил о своем несогласии с тем, что выборы в бундестаг будут решаться на востоке страны, как это уже было в 2002 г., когда он проиграл своему оппоненту Г. Шредеру. "Этого не должно быть, - сказал он, - и я взываю ко всем здравомыслящим, такого не должно быть, чтобы судьбу Германии решали, в конечном счете, разочаровавшиеся". "Если бы везде было так, как в Баварии, у нас вообще не было бы проблем. Только, дамы и господа, к сожалению, у нас не везде такое умное население, как в Баварии"4. Избиратель, прежде всего на востоке страны, воспринял эти высказывания баварского политика как прямое оскорбление.
Немецкий избиратель хотел перемен, но не сразу и не кардинальных. Поэтому всем партиям, принявшим участие в выборах, с трудом приходилось мобилизовывать свой электоральный потенциал, если иметь в виду, что их предвыборные платформы предусматривали реализацию конкретных экстренных радикальных и поэтому непопулярных мер по оздоровлению экономики. Социологические опросы показывали, что за неделю до выборов 30% избирателей еще не сделали своего выбора.
За день до выборов одна немецкая газета опубликовала 10 правил, которых необходимо придерживаться, чтобы быть избранным канцлером или "канцлершей"5. Это была, конечно, шутка, обращенная в адрес как Шредера, так и Меркель, но все знают, что в каждой шутке есть немалая доля истины. Эти правила гласили:
1) в своей программе, и в публичных речах как можно чаще упоминать на все лады термин "социальная справедливость";
2) постоянно напоминать избирателю, что вы выступаете за мир не только в старенькой Европе, но и во всем мире, что вы боретесь против геноцида и за права человека;
3) найти известного писателя, который, даже не имея на то убедительных оснований, мог бы выдвинуть вас кандидатом в лауреаты Нобелевской премии мира. Если вы физик, то следует найти соответствующего физика и претендовать на премию в области физики;
4) публично подвергнуть критике "военные намерения" Джоржа Буша, даже если вы недавно выступали в поддержку его акций в Ираке и Афганистане;
5) к месту и не к месту говорить о "реформах", "модернизации" и "обновлении", что свидетельствует о стремлении кандидата к общественному прогрессу;
6) избегать дебатов по основным направлениям германской внешней политики и просто свалить всю ответственность на министра иностранных дел;
7) всячески замалчивать свою прежнюю политическую деятельность и делать вид, будто все, что вы сейчас делаете, вы делаете с белого листа;
8) неустанно говорить о том, что Германия должна быть страной, заботящейся о детях, семье и пожилых людях, о незыблемых человеческих "ценностях", - это будет свидетельствовать о ваших высоких моральных устоях;
9) выступая перед публикой, обязательно говорить о том, что вы сделаете все лучше, чем ваш оппонент, даже если вы и не знаете, что нужно делать;
10) забыть все вышеперечисленные правила, поскольку 46% избирателей признали, что еще никогда политический выбор не давался им с таким трудом, а 30% до сих пор не приняли окончательного решения.
Выборы, состоявшиеся 18 сентября, не принесли победы ни одной из сторон. Блок ХДС/ХСС получил 35.2% голосов (- 3.3%) и 226 мест в бундестаге (- 30). И хотя в ходе избирательной кампании Шредеру удалось привлечь на свою сторону около 5 млн. избирателей, СДПГ получила всего 34.3% (- 4.2%) и 222 места (- 29). СвДП - 9.8% (+2.4%) и 61 место (+14), Союз-90/"3еленые" -8.1% (-0.5%) и 51 место (- 4). Сенсационным оказался результат Левой партии (ПДС), которая получила 8.7% (+4.7%) и 54 места (+52) и стала четвертой по силе фракцией в бундестаге, закрепив успех эксперимента, предпринятого Г. Гизи и О. Лафонтеном. Около 4% избирателей отдали свои голоса другим партиям, в том числе 1.6% проголосовали за неонацистов, которые в 2002 г. получили всего 0.4% голосов (наибольший процент НДПГ получила в Саксонии - 4.9%). Праворадикальные "республиканцы" повторили свой результат 2002 г. - 0.6%.
Выборы - 2005 стали в определенной мере поворотным пунктом в истории Федеративной Республики Германия. Впервые "полуторная" партийная система дала сбой. Впервые ни одна из крупных, как их называют "народных" партий -СДПГ и блок ХДС/ХСС - не смогла образовать правящую коалицию с младшим партнером, поскольку в совокупности у них не набиралось более 50% необходимых мест в парламенте. Не случайно эксперты заговорили о теоретической возможности создания "светофорной" коалиции (СДПГ -красный цвет, СвДП - желтый, Союз-90/"3еле-ные" - зеленый), "красно-красно-зеленой" (с участием Левой партии) и о "черной светофорной" или, другими словами, "ямайской" коалиции (по аналогии с государственным флагом Ямайки) с участием ХДС/ХСС, СвДП и "Зеленых".
Зондаж симпатий и антипатий партий, попавших в бундестаг, показал, что малые партии не готовы идти на далеко идущие компромиссы в вопросах образования коалиции с недавними противниками на парламентских выборах. Нежелание и неготовность объяснялись тем, что подобные альянсы грозили массовым оттоком не только традиционных избирателей, но и членов этих партий, которые в ходе предвыборной борьбы, в том числе на партийных съездах, посвященных избирательной кампании, четко определили свою позицию в отношении своих потенциальных политических союзников. Но в итоге под мощным нажимом общественного мнения, испытывая чудовищный цейтнот в связи с необходимостью принятия бюджета на следующий год, после мучительных и длительных переговоров 10 октября 2005 г. две крупнейшие "народные партии" - СДПГ и блок ХДС/ХСС приняли решение о формировании "большой коалиции" под руководством кандидата на пост канцлера от ХДС/ХСС Ангелы Меркель. Верх взяли государственные интересы, а не личные амбиции отдельных политиков. Герхард Шредер объявил о завершении своей политической карьеры.
Что означают итоги Выборов — 2005 для партийной и государственной системы ФРГ в целом и для отдельных политических партий в частности?
Первый фундаментальный вывод заключается в том, что в нормальной Германии в условиях демократии невозможно заранее запрограммировать и заказать либо победу, либо поражение той или иной политической силы даже при наличии мощного административного ресурса. Такого исхода выборов никто не то что не ожидал, но даже и примерно представить себе не мог. Полный провал в своих прогнозах вынуждены были констатировать и хваленые немецкие институты изучения общественного мнения.
Второе. Выборы - 2005 продемонстрировали потерю правительственной стабильности. С одной стороны, канцлер стал более самостоятельной фигурой, о чем свидетельствовало поведение Г. Шредера. Отныне, подчеркивали эксперты, канцлер может грозить критикам в рядах своей партии и правящей коалиции роспуском бундестага. Но, с другой стороны, в условиях "большой коалиции" вес канцлера становится меньше, поскольку подавляющее большинство решений придется принимать в результате многослойных компромиссов между почти равными по силе коалиционными партнерами. В этом случае значительно большую роль будут играть руководители парламентских фракций и председатели правящих партий.
"Большая коалиция" - явление не новое в политической жизни Германии. Она просуществовала с 1966 по 1969 г. и была создана в первую очередь для преодоления экономического кризиса. Кстати говоря, тогда она довольно успешно справилась с поставленными задачами. Вместе с тем при канцлере Курте-Георге Кизингере претерпела изменения и сама "канцлерская демократия". Фигура канцлера потеряла свою ведущую роль в правительстве и стала в большей степени играть роль посредника между ХДС/ХСС и СДПГ. Взаимное недоверие постоянно отравляло атмосферу между партнерами по правящей коалиции. Поэтому на долю Кизингера выпала сложная задача держать в одной упряжке и управлять одновременно резвыми рысаками из СДПГ и неповоротливыми ломовыми лошадьми из фракции ХДС/ХСС.
Последствия для состояния партийной системы Федеративной Республики не замедлили сказаться: обычно видимые различия между правительством и оппозицией отошли в тень, поскольку фракция СвДП в бундестаге, насчитывавшая всего 49 человек, лишь условно могла исполнять роль конструктивной оппозиции. Возникший оппозиционный вакуум сразу восполнили протестное молодежное движение, получившее название "внепарламентская оппозиция", и правоэкстремистская Национал-демократическая партия Германии, преодолевшая во многих ландтагах 5%-ный барьер.
Таким образом, можно предположить, что и сейчас, после своего формирования, "большая коалиция", также как и в конце 60-х, не будет обладать достаточным запасом прочности, который обеспечивал бы стабильность и устойчивую деятельность правительства. Очевидно, что механизмы решения первоочередных задач будут крайне сложны и запутанны. Ведь "большая коалиция" - это политический "брак по необходимости" и даже не "по расчету" и уж ни в коем случае не "по любви". В этих условиях расширяются возможности малых оппозиционных партий, как представленных, так и не представленных в бундестаге, поскольку именно они будут ассоциироваться с реальной оппозицией и иметь возможность набирать политический вес за счет публичной критики своих оппонентов из правительственных кругов и путем выдвижения собственных альтернатив.
Третье. На выборах в Германии проиграли все за исключением Левой партии, в прошлом Партии демократического социализма - партии с лицом бывшей ГДР. Да и то ее успех можно назвать относительным.
Блок ХДС/ХСС даже при опоре на свободных демократов не смог достичь заветной цели и получить требуемое большинство. Да и в самом ХДС Меркель не удалось окончательно справиться с притихшей, но не смирившейся консервативной фрондой, которая рассматривает своего лидера как "политическую выскочку" женского пола, да еще с Востока Германии. С "ударом в спину" сравнили некоторые СМИ результаты голосования в бундестаге по кандидатуре Меркель: 51 голос "против" получила она из рядов ХДС, ХСС и СДПГ. И хотя в абсолютном отношении канцлер Кизингера получил в свое время вдвое больше голосов "против", в относительном отношении его результат был значительно лучше -71% против 64%. К этому следует добавить, что младший партнер - ХСС - в своей вотчине опустился ниже 50 %-ной отметки и потерял по сравнению с предыдущими общефедеральными выборами 9.3% голосов, что рассматривается в партии как "катастрофа". Более того, опросы общественного мнения, проведенные в ноябре 2005 г., показали, что Христианско-социальный союз, бывший в течение почти полувека абсолютным и единственным лидером в Баварии, вызывает симпатии только у 45% избирателей. Все это способствует укреплению оппозиции внутри самого ХСС, которая высказывает пожелания "эмансипироваться" по отношению к своему председателю, а это может стать основой для создания постоянного раздражителя между Меркель и Штойбером как лидерами родственных партий.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|