ПЗ/ Концепции проф. становления личности: Сьюпер Голонд, Хейвигхерст, Климов, Кудрявцев, Бодров, Маркова.
Контрольная работа:
Индивидуально-психологические особенности личности и их роль в процессе профессионального обучения и воспитания.
Психолого -педагогические основы профессионального образования
Аксиологический подход (ценности)
Информационный, личностно-деятельностный, компетентностный (результат образования) и т.д
Селевко «Педагогические технологии»
Современная система образования характеризуется сменой знаниевой парадигмы образования на компетентностную
В рамках компетентностного подхода используется понятие компетентность и компетенция.
Компетенция – это некоторая заданная требование к образовательной подготовке учащегося
Компетентность – уже состоявшееся его личностное качество (присвоенная компетенция)
Ключевые компетентности – это главные над предметные, которые переносимы и применимы в разных видах деятельности:
· Общекультурная (ЗУН)
· Информационная (умение работать с информацией)
· Коммуникативные
· Организационные (планирование, прогнозирование)
· Исследовательская
· Ценностно-смысловая
Ключевые квалификации –это общепрофессиональные ЗУНы, способности и качества личности, необходимые для выполнения работы по определенной группы профессий:
· Персональные квалификации – метапрофессиональные качества личности (самостоятельность, самоконтроль и т.д.)
· Сенсомоторные квалификации- это профессионально значимые психофизиологические свойства (координация, быстрота реакции и т.д.)
Профессионально обусловленная структура деятельности
1. Развитие деятельности на этапе проф. подготовки происходит от учебно-познавательной к учебно-профессиональной и от неё к реальной профессиональной деятельности.
Реализация развивающейся профессионально ориентированной деятельности обуславливает выбор адекватных развивающих и развивающихся технологий обучения.
Структура деятельности изменяется на разных стадиях профессионализации. На стадии адаптации идет активное освоение деятельности через овладение исполнительской частью нормативно одобряемой профессиональной деятельностью. Формирование умений и навыков.
Стадия первичной профессионализации характеризуется образованием блоков интегративных элементов деятельности.
На стадии вторичной профессионализации происходит образование гибких интегративных комплексов, представляющих собой сплав профессиональных умений и качеств, необходимых для широкого круга специальностей и смежных профессий.
На стадии мастерства развитие деятельности приводит к творческому уровню её выполнения: мобильность деятельности при сформированности её структурных и функциональных элементов, поиск нового инструментария, его освоения, самопроектирование деятельности и т.д.
Подструктура
| Социально-психологические и психофизиологические компоненты
| Ключевые квалификации
| Социально-профессиональной направленности
| Склонности, интересы, ожидания, мотивы, отношения, установки
| Социально-профессиональные способности: готовность к кооперации, направленность на достижение, успех и профессиональный рост, корпоративностью, надежность и т.д.
| Профессиональная компетентность
| Профессиональные ЗУНЫ, квалификация
| Социально-правовая и экономическая компетентность, специальная компетентность, аутокомпетентность, персональная компетентность
| ПВК
| Внимательность, наблюдательность, решительность, креативность, контактность, самоконтроль, самостоятельность и др.
| Профессиональная самостоятельность, социально-профессиональный интеллект, способность к планированию технологических процессов, профессиональная мобильность и др.
| Профессионально значимые психофизиологичекие свойства
| Энергитизм, нейротизм, экстроэвертированность, зрительно-двигательная координация, реактивность и т.д.
| Обобщенные профессиональные способности: быстрота реакции, работоспособность, глазомер, стрессоустойчивость и т.д.
| В процессе проф. становления содержание подструктур изменяется, происходит интеграция компонентов внутри каждой подструктуры между подструктурами, что приводит к образованию ключевых квалификаций
Личностно ориентированное профессиональное образование
Личностно ориентированное профессиональное образование(ЛОПО) – это образование, в процессе которого организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентированная на проф. развитие личности и специфику будущей проф. деятельности.
Системообразующим фактором ЛОПО является проф. развитие обучаемых в процессе организации взаимодействия всех субъектов обучения с учетом их предшествующего опыта, личностных особенностей, специфики учебного материала в конкретной учебно-пространственной среде.
ЛОПО основывается на следующих принципах:
· Признается приоритет индивидуальности, самоценности обучаемого, который изначально является субъектом профессионального процесса.
· Технологии проф. образования на всех его ступенях обусловлено закономерностями проф. становления личности.
· Содержание проф. образования определяется уровнем развития социально-информационных производственных технологий и конгруэнтно будущей проф. деятельности.
· Проф. образование имеет опережающий характер
· Действенность проф. образовательного процесса определяется организацией учебно-пространственной среды
· Личностно-ориентированное образование максимально обращено к индивидуальному опыту обучаемого, его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии
Основы проектирования личностно ориентированных технологий проф. развития специалиста являются проф. обусловленные структуры деятельности и личности.
Посредством комплекса личностно-ориентированных технологий реализуется профессиональное развитие специалиста:
1. Технологии обогащения социально проф. направленности
2. Диагностика проф. значимых характеристик (мониторинг)
3. Рефлексивно-инновационные практикумы
4. Профессионально-психологические консилиумы
5. Организационно-деятельностные игры
6. Тренинги личностного и профессионального роста и др.
7. Технологии преодоления проф. деструкции и т.д.
Личностно-ориентированные технологии – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, направленных на развитие личности, инструментально обеспечивающих достижения диагностируемого и прогнозируемого результата в проф. пед. ситуациях, образующих интеграционное единство форм и методов обучения, при взаимодействии обучаемых и педагогов в процессе развития и индивидуального стиля деятельности. (тренинговые, игровые технологии, диалогические методы обучения, организация учебно-пространственной среды и др.)
22.02.2016 г.
Психологический анализ пед. деятельности позволяет выделить следующие компоненты:
1. Деятельность, направляемую стратегическими целями и мотивам.
2. Пед. взаимодействие, направляемое тактическими и общенациональными целями.
3. Способы осуществления педагогического взаимодействия, применение которых зависит от условий выполнения действий и операций.
Ядро пед. деятельности – это пед. взаимодействие (личностно ориентированное педагогическое общение)
Функции профессионально педагогической деятельности:
Целевые
| Операциональные
| 1. Обучающая
| 1. Конструкторская
| 2. Воспитывающая
| 2. Организаторская
| 3. Развивающая
| 3. Методическая
|
| 4. Производственно-технологическая
| 5. Диагностическая
|
Содержание профессионально-педагогической деятельности
Проф.-педагогическая деятельность – это интегративная деятельность, включающая психологический, педагогический и производственно-технологический компонент.
Цель: обучение профессии и профессиональное развитие личности обучаемых
Предмет: процесс личностно-ориентированного образования
Результат: профессиональное развитие личности, дидактические проекты и психологические продукты деятельности (инд. опыт)
Личностно-ориентированное взаимодействие- это педагогическое общение субъектов образования, которое:
1. Создает наилучшие условия для развития учебно-профессиональной мотивации;
2. Придает обучению характер сотрудничества, обеспечивает достижение целей и задач образования;
3. Способствует развитию обучаемых;
4. Позволяет педагогу повышать свой профессионально-педагогический потенциал.
Признаки личностно-ориентированного общения педагога с обучающимися:
1. Педагог реагирует не на поверхностные эмоциональные реакции обучаемых, а на их скрытые чувства (пед. эмпатия)
2. Безусловное уважение и позитивное принятие обучаемого как личности, способной к самоизменению и к саморазвитию
3. Проявление педагогического такта
4. Конгруэнтное (искренность) сопровождение педагогом своей деятельности
5. Использование техник фасилитационного общения
6. Обращение к обучаемого по имени
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|