Тема III. Источники земельного права. Земельное законодательство
1. Понятие и система источников земельного права.
2. Конституционные основы земельного права.'
3. Земельное законодательство дореволюционной России.
4. Земельное законодательство советского периода.
3. Современное земельное законодательство
Задача 1. В соответствии с Постановлением Правительства РФ было подписано соглашение с Международным банком реконструкции и развитая о безвозмездном гранте для финансирования Проекта «Сохранение биоразнообразия» в размере 20,1 млн. долларов США.
Фирма, которой было поручено текущее администрирование Проекта, объявила тендер (конкурс) на участие в выполнении работ по Проекту. При уточнении технического задания на выполнение работ по подразделу Проекта «Современная нормативная база охраны и рационального использования ресурсов живой природы и биоразнообразия» между экспертами возникли разногласия в отношении содержания терминов «биологическое разнообразие» и «биологические ресурсы» (далее — «биоразнообразие», «биоресурсы»).
Первый эксперт считал, что эти термины следует понимать исходя из духа и буквы Национального доклада Российской Федерации «Сохранение биологического разнообразия в России: выполнение Россией обязательств по Конвенции о биологическом разнообразии» 1997 г. Эксперт ссылался на то, что согласно введению к данному документу «...авторы избегали использования неофициальной информации..., по ключевым вопросам сохранения биоразнообразия были привлечены специалисты и материалы из министерств и ведомств, которые отвечают на национальном уровне за отдельные аспекты проблемы, в т.ч. из Минсельхозпрода России, Госкомэкологии России, Рослесхоза, РАН, Госкомзема России, Миннауки России и др.».
Второй эксперт призывал использовать устоявшиеся научные термины и определения, ссылаясь, в частности на работу Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник (М.: Мысль. 1990).
Третий эксперт указывал, что цели и характер исследований имеют правовую направленность (обнаружение пробелов в законодательстве, обоснование рекомендаций органам исполнительной власти по его применению и пр.). Следовательно, единственно возможным путем является опора на так называемые «легальные», т. е. сформулированные в законе термины и определения. При этом он ссылался на, что: а) такие определения имеются в Конвенция «О сохранении биоразнообразия» от 5 июня 1992 г.; б) Конвенция вступила в силу в 1993 г.; в) Россия в 1995 г. ее ратифицировала и, следовательно, данная Конвенция стала частью правовой системы России, источником права.
Являются ли названный Национальный доклад, иные аналогичные документы (например, ежегодные Государственные доклады о состоянии окружающей среды) источниками земельного' права?
Являются ли источником земельного права Конвенция «О сохранении биоразнообразия» 1992г., иные международные договоры?
Какое определение терминов «биоресурсы» и «биоразнообразие» в данной (или аналогичной) ситуации предложили бы Вы?
Законодательные и иные нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Росс. газ., 1993, 25 дек.. № 237.
Земельный кодекс РФ 2001г
Федеральный закон от 17 февраля 1995 № 16-ФЗ «О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии» // СЗ РФ, 1995, № 8, ст.601.
Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» // СЗ РФ, 1995, № 9, ст. 713.
Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» // СЗ РФ, 1995, № 12, ст. 1024.
Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. » № 52-ФЗ «О животном мире // СЗ РФ, 1995, № 17, ст. 1462.
Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ, 1995, № 29, ст. 2757.
Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167-
ФЗ // СЗ РФ, 1995, № 47, ст. 4471.
Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации». С изм. и доп., внесенными Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. № 32-ФЗ // СЗ РФ, 1995,
№ 49,ст. 4694;1999,№ 7, ст. 879.
Федеральный закон от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности», С изм. и доп., внесенными Федеральным законом от 12 июля 2000 г. № 96-ФЗ // СЗ РФ, 1996, № 28, ст. 3348; 2000, № 29, 3005.
Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ // СЗ РФ, 1997, № 5, ст. 610.
Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» //СЗ РФ, 1999, № 18, ст. 2222.
Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» // САПП РФ, 1994, № 6, ст. 436.
Постановление Правительства РФ от 23 сентября 1996 г. № 1130 «О подписании соглашений между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития» // СЗ РФ, 1996, №
40,ст.4671.
Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». С изм. и доп., внесенными постановлениями Правительства РФ от 11 декабря 1997 г. № 1538 г.; от 6 ноября 1998 г. № 1304, от 11 февраля 1999 г. № 154 // СЗ РФ, 1997, № 33, ст. 3895; № 50, ст. 5689;
1998, № 47, ст. 5771; 1999, № 154.
Литература:
Алексеев С.С.Общаятеорияправа:В2-хт.Т.1.М„ 1981.С. 81, 315;
Т.2.М.,1982.С.212-213.
Земельное право России. Учебник по специальности «Правоведение» / Под ред. В.В Петрова. М.: Стоглавъ. 1995. С.36—51.
Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. Теория права. М., 1998. С.133.
Задача 2. Администрация Хабаровского края и Правительство Республики Карелия обратились с запросами в Конституционный Суд
Российской Федерации о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации в целом — по порядку принятия Лесного кодекса Российской Федерации, отдельных положений о лесном фонде (ст. 19, 46, 47), а также ряда статей с точки зрения установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Постановлении «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации» от 9 января 1998 г. Конституционный Суд Российской Федерации признал Лесной кодекс Российской Федерации соответствующим Конституции Российской Федерации.
ч»
Является ли Постановление Конституционного Суда Российской Федерации источником земельного права?
Проанализируйте Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998г. «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации» и, если вы не согласны с ним, подготовьте проект особого мнения члена Конституционного Суда.
Законодательные и иные нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Росс. газ., 1993, 25 дек., № 237.
Федеративный договор от 31 марта 1992 г. // КонсультантПлюс:
ВерсияПроф. (Документ официально опубликован не был).
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ, 1994, № 13, ст. 1447.
Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ // СЗ РФ, 1997, № 5, ст. 610.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ, 1999, № 26, ст. 3176.
Литература:
Петров В.В. Экологическое право России. М.: Издательство БЕК. 1995.С. 96.
Теория государства и права / Под. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. С. 338, 366.
Задача 3. Несколько дочерних предприятий, занимающихся торговой деятельностью, передали по договорам купли-продажи со своих балансов здания в г. Москве, используемые под магазины, на баланс акционерному обществу — основному предприятию, г. Москва (далее ~ торговое предприятие).
После состоявшейся передачи зданий по актам приема-передачи от дочерних предприятий торговому предприятию данные здания были переданы вновь дочерним предприятиям на основании договоров аренды помещений.
В ходе совершения указанных сделок у торгового предприятия возник вопрос о необходимости оформления прав на земельные участки, на которых расположены указанные здания.
Дочерние предприятия до передачи зданий торговому предприятию заключили с Московским земельным комитетом договоры долгосрочной аренды земельных участков, на которых расположены здания. Данные договоры не расторгались.
В связи со сложившейся ситуацией торговое предприятие обратилось к юристу за разъяснением данного вопроса.
Какое законодательство применяется для правового регулирования отношений торгового предприятия и дочерних предприятий?
Каким образом следует оформить отношения сторон по использованию земельного участка?
Решите дело.
Законодательные и иные нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Росс газ., 1993, 25 дек., № 237.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 20 февраля 1996 г. № 18-ФЗ, от 12 августа 1996 г. №111-ФЗ, от 8 июля 1999 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ, 1994, № 32, ст. 3301; 1996, № 9, ст. 773; 1996, № 34, ст. 4026; 1999, № 28, ст. 3471.
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 13 июня 1996 г. № 65-ФЗ, от 24 мая 1999 г. № 101-ФЗ // СЗ РФ, 1996, № 1, ст. 1; № 25, ст. 2956; 1999, № 22, ст. 2672.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. С изм. идоп, внесенными Федеральными законами от 12 августа 1996 г. № 110-ФЗ; от 24 октября 1997 г. № 133-ФЗ и от 17 декабря 1999 г. № 213-ФЗ // СЗ РФ, 1996, № 5, ст. 410; № 34, ст. 4025; 1997,№ 43, ст. 4903; 1999,№ 51,ст. 6288.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // СЗ РФ, 1997, № 30, ст. 3594.
Закон г. Москвы от 16 июля 199J г. № 34 «Об основах платного землепользования в городе Москве». С изм. идоп., внесенными Законом г. Москвы от 29 сентября 1999 г. № 34 // Вестник Мэрии Москвы, 1997, № 25 (спецвыпуск]!, Вестник Мэрии Москвы, 1999, № 24.
Распоряжение вице-мэраг Москвы от 2 марта 1992 г. № 110-РВМ «Об аренде земли как основной форме земельно-правовых отношений в г. Москве». С изм., внесенными распоряжениями мэра Москвы от 5 сентября 1994 г. № 430-РМ, от 11 января 1996 г. № 11-РМ // Вестник мэрии Москвы, 1994, № 20; Экономика и жизнь, 1996, № 5.
Распоряжение мэра г. Москвы от 27 января 1994 г. № 38-РМ «О порядке ведения государственного земельного кадастра в г. Москве»// Вестник Мэрии Москвы, 1994, № 6.
Распоряжение мэра Москвы от 26 сентября 1994 г. № 471-РМ «О плате за право заключения договора аренды земли в Москве» // Вестник мэрии Москвы, 1994, № 22.
Распоряжение мэра г. Москвы от 14 апреля 1995 г. № 188-РМ «О концепции городской политики в области недвижимости» // Вестник Мэрии Москвы, 1995, № 10.
Распоряжение мэра Москвы от 24 мая 1995 г. № 254-РМ «О дополнениях и уточнениях к распоряжению мэра Москвы от 26 сентября 1994 г. № 471-РМ». С доп. и уточн., внесенными распоряжением мэра г. Москвы от 20 июня 1997 г. № 484-РМ // Тверская 13, 1995, № 24.
Распоряжение мэра г. Москвы от 9 ноября 1998 г. № 1129-РМ «О передаче земельных участков в г. Москве в субаренду» // Тверская, 13, 1998, № 48; Вестник Мэрии Москвы, 1998, № 24.
Письмо Государственной налоговой инспекции по г. Москве от 11 декабря 1997 г. № 33-04/32574 «О плате за землю» // Налоговые известия Московского региона, 1998, № 2.
Задача 4. У открытого акционерного общества (ОАО) в бессрочном пользовании находятся земельные участки, на которых размещены мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве.
В 1997 г. на основании льготы, предусмотренной Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. и Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1997 год», ОАО не уплачивало земельный налог за данные земли.
Ввиду отсутствия соответствующих норм в Федеральных законах о федеральном бюджете на 1998 и 1999 годы, у предприятия возник вопрос о правовом основании применения указанной льготы.
Какое законодательство применяется для правового регулирования отношений по уплате земельного налога за земли, на которых расположены мобилизационные мощности?
Дайте разъяснение по вопросу налогообложения земельных участков, занятых мобилизационными мощностями, законсервированными и не используемыми в текущем производстве.
Применяются ли льготы по уплате земельного налога за указанные земли после 1997 г. ?
Решите дело.
Законодательные и иные нормативные правовые акты:
Земельный кодекс РФ 2001г
Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 г.'№ 1738-1 «О плате за землю». С изм. и доп., внесенными законами Российской Федерации от 14 февраля 1992 г. № 2353-1; от 16 июля 1992 г. № 3317-1;
Федеральными законами от 9 августа 1994 г. № 22-ФЗ; от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ; от 27 декабря 1995 г. № 211-ФЗ; от 28 июня 1997 г. № 93-ФЗ; от 31 декабря 1997 г. № 158-ФЗ; от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ; от 25 июля 1998 г. № 132-ФЗ; от 29 декабря 1998 г. № 192-ФЗ // ВСНД РФ и ВС РФ, 1991, № 44, ст. 1424; 1992, № 10, ст. 469; № 34, ст. 1976; СЗ РФ, 1994, № 16, ст. 1860; 1995, № 35, ст. 3503; 1996, № 1, ст. 4; 1997, № 26, ст. 2954; № 47, ст. 5342; 1998, № 1, ст. 5; № 30, ст. 3616;
№ 31, ст. 3810; 1999,№ 1,ст. 1.
Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 29-ФЗ «О федеральном бюджете на 1997 год». С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 14 июля 1997 г. № 98-ФЗ; от 26 декабря 1997 г. № 154-ФЗ;
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|