НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКИХ СИБИРЯКОВ
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО
Народное творчество Сибири отличалось прагматичностью, неравномерностью развития отдельных направлений. Более всего были развиты декоративное искусство, фольклор, игровые виды, праздничная обрядность; менее — песенные жанры, музыкальное искусство.
Декоративное искусство отличалось сдержанностью, определенной скупостью в размерах и красочности изображений, строгостью линий. Сибиряки не любили украшать предмет или сооружение целиком, а ограничивались украшением основной части, отдельных элементов: украшали карнизы домов, углы стен, наличники окон, ставни, могли провести вокруг дома ажурный резной пояс. Особо украшались ворота, но не все полотно, а столбы, карниз крыши ворот, «жуковина» с кольцом. Крыльцо имело резные столбы, ограждения — перильца, точеные «балясины», резную арку входа. Из надворных построек украшались, пожалуй, только амбары. В целом для творчества сибиряков характерны следующие особенности:
Ясность и уравновешенность композиции. Сибиряки любили украшения — элементы в виде ромба, креста, квадрата, пересекающиеся или расположенные рядами, а также изображенные один в другом.
2. На народное искусство сибиряков огромное влияние оказывало искусство местных народов: геометрические, растительные орнаменты.
Излюбленными цветами были красный, синий, реже — черный, темно-коричневый. Из других цветов любили зеленый и желтый.
4. При вышивании, фигурки вышивали красной нитью. Часто применялось шитье фигурных композиций из кривых, изгибающихся и пересекающихся друг с другом линий.
Более всего сибиряки любили резьбу по дереву. Сквозная резьба доходила до кружевной тонкости. Украшения наличников окон были как «прорезные», так и «накладные»
6. Иконы сибирского письма отличались, по описанию, «извилистым орнаментом на фоне и строгим симметричным построением композиции изображения».
Сибирское искусство стало местом встречи искусства Украины и Прибалтики, Поволжья и Польши. Белоруссии и Русского Севера. Так, украинцы принесли украшение «заборок» кути, стен. Часто встречались, стены и печи, расписанные гроздьями винограда, гирляндами пышных цветов, сценами охоты, изображениями фантастических деревьев с цветами и плодами.
«Народное искусство Сибири — последнее звено в цепи евразийских художественных культур», — писал исследователь народного искусства Д. А. Болдырев—Казарин в начале XX
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
МОЛИТВА СИБИРЯКА
Благослови, Господь, мои страданья
И дай утеху мне и сладость упованья!
И дай мне силу воли и терпенье,
Дай зреть моих ошибок исправленье!
Сподобь меня вкусить плодов приятных,
Моих стремлений и трудов,
С честию согласных.
Пошли мне дух трудолюбия и чести,
Дух покоя, мира, совести душевной!
Да бежит меня дух коварной лести
С его соблазнами и участью плачевной!
Да буду я одним из верных Родины моей сынов —
Одним из тех поборников скромных любви и добра,
Что приносят пользу краю,
Что имя носят славное бойцов —
За честь родной страны,
За все, чем жизнь ея красна.
(«Сибирский архив». 1913, N 1).
СИБИРСКИЕ АФОРИЗМЫ: ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Чалдоны – крылечки скоблены.
Русь навалила, — весь наш край задавила.
Родная деревня краше Москвы.
На чужой стороне и весна не красна.
В, Сибири 100 рублей не деньги, 100 верст не расстояние. Человека убить —
Дальше Сибири не быть.
Сибирь — золотое дно.
Поселенец что младенец — на что взглянет, то и стянет.
Золото веско, а кверху тянет.
Драчливый петух жирен не бывает.
Накормишь калачом — не бей в спину кирпичом.
Мужик робит не покладая рук, пока Бог не пошлет по душу.
Правду блюсти по совести.
Горькому Кузеньке — горькие песни.
Это не в селе, а в себе.
Порука — наука.
Хитер: первый тащит мясо из горшка.
При худе-то худо, а без худа, и того хуже.
Осудила чурка палку.
Кто на приисках не бывал, — горя не видал.
У него правды, как у змеи ног не найдешь.
Чудно дядино гумно: семь лет урожая нет, а мыши водятся.
В копнах - не сено, в долгах - не деньги, в гребях - не хлеб.
Кыска скребет на свой хребет.
Кто любит кислое да соленое, а кто — красное да зеленое.
Стужа да нужа, нет ее хуже.
Што город — то Бог, што деревня — то черт.
Съел не худа, всего полпуда, осталось фунтов семь — завтра съем.
Митяй сидя спит и лежа работает.
То, что грязно изнутри, не сделаешь чистым снаружи.
Гнилой веревкой лошадь не ловят.
Была бы пища — мыши найдутся.
Пустая дума — лишняя тяжесть.
Как ручки сделают, так и плечики износят.
Вот теперь я поправлюсь! — сказал отец дьякон, выпивши
Восемнадцатую рюмку водки.
СИБИРСКИЕ ЗАГАДКИ
Два убегают, два догоняют, а отдыхают вместе. (Четыре колеса у телеги).
Кину с блошку, — выну с кошку. (Редька).
Мокрый теленок в подполье живет. (Язык).
Не жива, а сдышит. (Квашня).
По сеням ходит, а в избу не является. (Дверь).
Сам худ, а голова с пуд. (Безмен).
На скате горы косые унты. (Уши).
Станет — выше коня, а ляжет — ниже кота. (Дуга).
Рыжий, а не конь, с рогами, а не бык, шестиногий, без копыт. (Таракан).
(Загадки записаны в д. Торгашиной и д. Дрокиной в 1913 г.).
ЧАСТУШКИ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ начала XX в.
Ты, извозчик, подай клячу Красноярск — город славный,
Увези меня на Качу. На реке стоит большой;
Милай мой по Каче плавал, В нем живет народ богатый-
Утонул паршивый дьявол Настоящий, продубной.
Как на Каче грязь и тина, На Маганска девки модны —
Там девчонки, как картина. По три дня сидят голодны,
Как на Каче грязь и кочки — Золотые серьги носят,
Там девчонки, как цветочки. Под окошком хлеба просят.
Как Батойские ребята, Не ходила, не пойду
Одним словом, молодцы; В лес я за грибами,
Ногой топчут, брюки лопнут, Напугал меня чалдон
Все заплатки отлетят. Синими штанами.
Не хочу я первачу, Золото мое колечко
Хочу второго сорта. Хуже оловянного,
Я чалдона не люблю. Надоели мне чалдоны
Посылаю к черту. Хуже окаянного.
Милый мой такой баской. Милый мой, пойдем домой,
Из деревни из Гарской. Пойдем, моя кровиночка.
Из деревни из Гарской Тебя угонят в Порт-Артур —
Истомил меня тоской Останусь сиротиночка!
Пароход баржу везет — Рыбочка на вилочке —
Баржа семечки грызет. Миленок на заимочке.
Стою плачу у телеги — Миленок на заимочке,
Слезы льются колесом. Шьет милой ботиночку.
ПРИМЕТЫ – ПОВЕРЬЯ СИБИРЯКОВ-СТОРОЖИЛОВ
V кого пальцы длинны — невеста маленькая будет.
Кто на кошку наступил, — жениться захотел.
Из новой муки в первый раз нельзя печь хлеб, а нужно печь ситники,
Иначе хлеб не будет родиться.
Если корова понюхает дойник, то парное молоко станет кислым;
Если же дать понюхать это подойник быку, то этим дело поправиться.
Нельзя сор на ноги мести — свекровь лихая будет.
Чтобы девушке уметь тонко прясть, нужно жилы есть.
Девушке нужно есть селезенку — косы хорошие будут.
Парню нельзя есть селезенку — верхом не будет уметь ездить.
Когда ешь, то нужно облизывать ложку, а то жених или невеста рябые будут.
На квашню нельзя садиться — обжора будешь.
На ушат нельзя садиться — пьяница будешь.
Засуха бывает от того, что кем-то оставлены в овине не обмолоченные снопы.
Если в реку ранней весной бросить кусочки хлеба, то ее, матушку, пронесет ото льда легко.
Сорока на дворе застрекочет — то к несчастью в доме.
СИБИРСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
«ПТИЧКА-НОСОК КАК СПИЧКА
Жил старик со старухой, жили они бедно. Старуха отправила своего старика рубить дрова. Вот он подходит к пню, и стал дрова рубить. Оттуда вылетает птичка-носок как спичка и спрашивает старика: «Чево тебе, дедушка, нужно»? Он говорит: «Дров». Она ему говорит: «Иди домой, завтра все будет готово». Наутро они встают, дров у них полон двор.
Утром встала старуха, опять посылает старика просить у птички хлеба. Старик опять так же приходит, стукнул о пенек, оттуда вылетает птичка-носок как спичка и спрашивает, что ему нужно. Он ей опять говорит, что хлеба. Она опять отправила домой и сказала, что завтра все будет готово. Старуха утром встала, пошла в анбар — анбар полон муки.
Старуха тогда опять послала старика, чтобы он попросил птичку сделать ее барыней, а его барином. На другой день послала старика к птичке, чтобы она сделала ее царицей, а его барином.
Когда они проснулись, то увидели, что старуха сделалась кыской, а старик кошаком. Оба голодные и мявкают.
БЫЛИЧКИ
Быличка — форма произведения устного народного творчества, бытовавшего в прошлом на Урале и в Сибири. Традиционные мифологические сюжеты о «нечистой силе», сказочных существах, домовых и прочих персонажах русских сказок сибиряки, будучи более рациональны и менее религиозны, облекали в сказания-былички, якобы имевшие место в жизни конкретных людей. Былички рассказывались обязательно со ссылкой на кого-либо.
***
«Вот еще чего сказывал Федча Таразан. Он сказывал, что в Байкале — море водятся фараоны. Однажды ефти фараоны разыгрались и утопили судно; вот жители ефтова места догадались — закинули невод и вытащили ефтих фараонов до пятидесяти: человек совсем, голова, руки и все человечье... ноги только, где лапы тут, срослись и хвост рыбий; вот ефти жители навязали прутьев и всех фараонов простегали и побросали в море; опосля как рукой сняло, фараонов не стало, ушли в другое место. Как ефтому верить?»
(Рассказ тобольского крестьянина. Записан в 1848 г. См.: Миненко Н.А. Живая старина: будни и праздники сибирской деревни в XVIII – первой половине XIX в. – Новосибирск. 1989.).
В данном случае рассказы жителей Байкала о тюленях обросли попутно в процессе передачи информации мифологическими добавлениями из сказаний более древних языческих времен.
***
За селом Бугуртак, (недалеко от Курагино) у подножья горы есть небольшое озеро, посреди которого стоит камень (скала), поросший деревьями. Дно у этого озера очень глубокое. Мне рассказывала 82-летняя бабушка жены; зовут ее Кронцова Марина Корнеевна. Эту историю ей рассказала ее бабушка. То было давнее время, когда Бугуртака еще не было.
В огромном камне, находившемся на вершине горы, была пустота, пещера. В ней жил двуглавый крылатый змей. Кто из людей видел его, - говорил, что от него идут искры. Ночью, после захода солнца, он выходил на свою охоту. Курагинские крестьяне, у которых там были покосы, к тому времени старались убраться из тех мест. Змей хватал все живое, будь-то человек или лошадь.
Однажды ночью разразилась страшная гроза. Беспрерывно сверкали молнии, гремел гром. Одна из молний угодила в камень, в котором обитал змей. Камень сорвался с утеса и похоронил змея под собой. А в том месте, где камень пробил землю, образовалось озеро. Сказка, можно сказать, но на юго-востоке горы есть большая каменная россыпь, и уже упомянутое озеро с камнем посередине. Не так давно на этой скале не было деревьев.
(Рассказ записан мною летом 2000 г. от Баландина Андрея Викторовича жителя с. Имисское Курагинского района Красноярского края. - Б.А.)
В данном рассказе присутствуют все элементы сибирской былички: ссылка на подлинность происходивших событий, указание времени события, подробное перечисление всех рассказчиков и ссылка на них. В быличке есть и попытка доказательства на основе современных данных.
10. ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ, ПОВЕРЬЯ
Савельев А.А. (1874—1942).Записи примет, обычаев, поверий, ритуалов крестьян-старожилов Пинчугской волости Енисейского уезда Енисейской губернии. (Начало ХХ в.)
НА ПРОМЫСЛЕ И НА ПАШНЕ. Старик-хозяин ладит «вентерь» (вентель) «на весну рыбу идти промушлять». Чтобы пройти в избу, приходится перешагнуть через разложенную по полу рыболовную снасть. — «Не, паря, этова не надо; никовда не надо. Не шагай через. Через это рыба в него не пойдет. Испортить вентерь можно».
При первом весеннем лове … первую же пойманную более или менее крупную рыбу бьют палкой и при этом приговаривают, ударяя по рыбе, — «попала, да не та, посылай мать да отца, бабушку да дедушку».
Желательно в день посева украсть у кого-нибудь что-нибудь, хотя бы, например, серянку [спичку]. Урожай и сев будут удачны. Во время посадки [клубней] картофеля нельзя их есть, а то крот будет их уносить и портить.
О ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЯХ. Как же, как же, паря, это верно — пожар от грозы, это уж как не «Божья милось». Так и говорят — «гореть Божею милосью». Нет, водой тушить такой пожар никак нельзя. Потом уж разгрести [золу] можно.
При граде и при грозе выбрасывают на улицу через окошко (д. Ярки) или через ворота (с. Богучаны, д. Карабула) на улицу же лопату, которой садят хлеб в печь … или печную клюку, чтоб скорее прекратилось то и другое. Весной при вскрытии реки все спешат умыться свежей водой — чтоб здоровым быть.
О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ. Бывает, что собака теряет аппетит. В д. Пинчуге, чтоб она ела, рубят ей кончик хвоста, а в с. Богучанах одевают ей на шею ободок из черемухового прутика, обмазанного дегтем, или же просто «дехтяну веревочку».
Коров выпускают на волю вскоре после Пасхи. Старший член семьи выходит во двор и там обмазывает смолой наподобие креста двери хлевов, стаек и ворот, произнося при этом молитву. Вдоль тех ворот, через которые выпускаются коровы, на земле он расстилает поясок, снимаемый с себя. Положив поясок и снова сотворив молитву, он делает несколько полупоклонов. Затем, став перед воротами, он «три раз» перегородит (перекрестит) их. Тогда хозяйка [берет] в руки ковригу хлеба, выходит за ворота и, отламывая кусок за куском, манит корову — «тпруси, тпруси, молена, тпруси, Ивановна, тпруси» и т.д. Мимо-идущей корове она дает кусок хлеба. Так переходят все коровы одна за другой, переступая поясок, который расстилается для того, чтоб они знали свой дом, свои ворота. А хозяин вслед за уходящими коровами шепчет: «Христос с вами, Христос с вами!» — и крестит одну за другой. День этот считается полупраздником и в течение его не полагается ругаться.
ПРИ ПОСТРОЙКЕ НОВОГО ДОМА. При выборе места постройки кидают жеребий. Хозяйка из ржаной муки печет 3 небольших «колобушка» хлебца. Эти последние выпекаются раньше всей остальной стряпни. На следующий день, до восхода солнца, хозяин берет эти хлебцы и кладет их за пазуху, предварительно подпоясавшись. Придя на намеченное место, хозяин … читает молитву; затем распоясывается и следит за количеством выпавших из-за пазухи хлебцев. Если выпадут все три хлебца, место считается удачным и счастливым для поселья; если два выпадут — то «так-сяк», а один — вовсе плохо — селиться не следует.
Когда подымают «матицу» на только что возведенные стены строящегося дома, то поступают так. На «матицу», которая одним концом лежит на стене, кладут ковригу хлеба, немного соли и иконку; всё привязывают к матице новым рукотерником [полотенцем]. По поднятии матицы остаток дня считается праздничным.
В старину при постройке избы под окладку [нижний венец бревенчатых стен] всегда клали деньги в небольшом количестве, а под матню [матицу] третью часть того, что кладут под окладку.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|