После семинара о воспитании детей в Москве.
Рано утром приехали домой, и сразу завалились спать. Надя, правда, попросила включить мультик, но я ответила, что мультик будет мне мешать выспаться.
Она заснула раньше, чем я.
После сна пошли на улицу. Я буквально заставила себя. После семинара я была загружена новыми мыслями, мне нужно было их переварить. А Надя капризничала. Наверное, повлияло недосыпание в поезде, ранний подъем.
У меня было состояние бессилия, раздражение на себя за то, что не знаю, как справиться с Надиными капризами.
Вечером читала статью про грудное вскармливание. Я ужаснулась от того, как неправильно я вела себя с детьми. Тут подошла ко мне Надя, она плакала и пришла за материнской любовью. Я обняла ее и сказала, что неправильно вела себя с ней, когда она была маленькая. Надо было по первому ее крику давать ей грудь, а я этого не знала и недодала ей материнской (безусловной) любви.
-Надюш, плачь, если тебе хочется плакать. Капризничай, раз тебе так хочется. Я перетерплю. Ведь это из-за моего неправильного поведения ты капризничаешь. Так все капризы из тебя и выйдут.
Надя кивнула и сказала:
-Да, мама. Все капризы из меня выйдут, и я больше не буду.
------------------------------------------------------------------------------------------------
О сократическом диалоге.
Я не даю Наде готовые ответы на вопросы, предлагаю подумать самой, веду диалог. Это развивает мышление.
Как я предлагаю подумать самой?
На какой либо вопрос я отвечаю:
-А сама ты как думаешь?
Часто она знает ответ на свой вопрос. А если не знает, я наводящими вопросами вытягиваю из нее то, что она знает и объясняю то, чего не знает.
Таким образом, получается, что не я ответила на ее вопрос, а она додумалась с моей помощью до правильного ответа. Эта форма общения, я думаю, самая лучшая для общения с детьми.
Я заметила, что дети так же любят отвечать на вопросы, как и задавать их. Ведь додуматься до правильного ответа это победа, радость и стимул к думанью.
******************************************************************
2 января 2006г
Сократический диалог.
Новогодний семинар в Туапсе.
После обеда я решила пойти к морю. Надя согласилась пойти со мной. По пути встретили Катю В., и она присоединилась к нам.
Проходили мимо детской площадки.
- Мама, я хочу поиграть на площадке.
- Молодец!
-Мама, давай останемся здесь. Я хочу поиграть.
-Надя, а мы в каком городе живем?
- В Санкт-Петербурге.
-Правильно. Скажи, а в нашем городе есть детские площадки?
- Да, много.
- А море в Санкт-Петербурге есть?
- Нет.
- Куда пойдем?
- На море.
Катя внимательно наблюдала за нами во время этого разговора.
- Здорово, Лен!
- Спасибо, Кать.
Я была приятно удивлена Катиной реакцией. Для меня такой стиль общения с детьми уже вошел в привычку. А со стороны, оказывается, это выглядит необычно, вызывает интерес и восторг.
Особенно приятно, что я для этого не прилагаю особых усилий, как раньше, когда только начинала так общаться с Надей, да и с другими детьми.
Я не волшебник!
Когда Надя говорит «Я хочу», я отвечаю «Молодец» или «Молодец, хорошее желание».
А начиналось это так.
-Я хочу пить.
-Надя, как ты думаешь, что выражает слово «хочу»?
-Не знаю.
-А хочешь узнать?
-Да.
- «Хочу» выражает желание. А кто может исполнить твое желание?
-Кто?
-Ты сама или волшебник из сказки. А что надо сделать, чтобы твое желание выполнила я?
- Попросить?
- Правильно, попросить. Молодец Надюша!
Иногда я говорила: «Надя, переведи желание в просьбу»
Иногда в ответ на ее «хочу» просто молча смотрела на нее, и она тут же соображала и просила.
А сейчас она говорит: «Мама, я хочу пить. Налей мне, пожалуйста, чай» или «Мама, я хочу в туалет. Включи, пожалуйста, свет»
2 января 2006г.
Мама, я хочу спать.
После ужина мы с Надей вышли на улицу, и я остановилась пообщаться с девчонками. Надя крутилась рядом со мной, тянула за одежду:
- Мама, пойдем.
- Да, сейчас пойдем, подожди.
Она отошла, но через минуту опять стала «тянуть одеяло на себя»:
- Мама, ну пойдем.
- Надя, пожалуйста, погуляй, я хочу пообщаться с друзьями.
Она снова отошла в сторону.
- Мама, я спать хочу.
- Молодец,- сказала я спокойно и отвернулась.
- Здорово, Лена! – с восторгом сказала Оля Ш.
- Что здорово? – удивленно спросила я.
- Ну, вот это «молодец» в ответ на «я хочу».
- Надо же, а я всегда так говорю, я и не думала, что это производит такое впечатление.
Самое интересное, что Надя больше не подходила ко мне. Она нашла себе какое-то занятие и отстала от меня.
20.02.08 Я прочитала Наде этот рассказ. Она надулась. Я спросила, что случилось, и она ответила, что ей неприятно, что я проигнорировала ее желание пойти спать. Я сказала, что она же не просила меня отвести ее спать, а сказала о своем желании. А если бы она сказала «Мама, отведи меня в номер, я хочу спать», тогда и я ответила бы по-другому.
Она тут же расслабилась. Мое объяснение ее успокоило.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
14 марта 2006(5лет)
Утренние капризы.
В последнее время часто слышу от Нади: «Не хочу в садик, хочу отдохнуть.»В связи с этим, думаю, связаны утренние капризы, нежелание вставать рано утром.
-Надя, встань пожалуйста с дивана ,я его заправлю.
Она не встает, смотрит на меня с вызовом. Повторяю еще раз, понимаю что бесполезно. Иду в коридор, одеваю сапоги. Прибежала, плачет. Для хлопка нужны две ладошки, я свою убрала и у Нади сразу пропало желание манипулировать.
-Мамочка, прости меня, не уходи.
- Надя, мне не за что тебя прощать. Одевайся, я тебя подожду.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
15 марта 2006(5лет)
Я и завтра не буду капризничать.
Надя часто капризничает по утрам, когда я бужу ее в садик. В выходные дни встает с улыбкой на лице. Может, не высыпается, ведь вставать приходится в 6 часов, а ложится она не раньше 10ти.
Сегодня все было спокойно. Она ушла в группу веселая…
Вечером с радостью встретила меня у двери. Расцеловала, наобнимала,
а потом уж спросила:
-А что ты сегодня купила?
После ужина, лежим на диване.
-Мамочка, я тебя люблю.
-Я тебя тоже люблю, Надя.
-Давай обнимемся, - обнимает меня.
Я:
-Как хорошо!- чувствую спокойствие, блаженство.
-Мама, а ты заметила, что я сегодня утром не капризничала и ты ушла на работу в хорошем настроении.
-Да, Надя, спасибо тебе. Я сегодня продуктивно поработала и не устала.
-А я и завтра не буду капризничать, и никогда больше не буду!
-Молодец, Надюша! Я горжусь тобой.
Вывод: 1.Надя понимает, что ее капризы мешают мне жить, да и ей они не помогают.
2. Когда она капризничает, надо не ругать ее, а искать причину.
3.Надо, чтобы она пораньше ложилась спать.
4.Не реагировать. Быть спокойной.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
15 марта 2006
Кто уложил Надю спать
Надя ложится спать.
-Надя, спокойной ночи. Я в ванну.
-Хорошо, мамочка. Я еще немножко поиграю, и буду спать.
-А как ты думаешь, что нужно сделать для того, чтобы утром проснуться с хорошим настроением?
-Надо выспаться?
-Правильно. А что для этого нужно сделать?
-Не поздно лечь спать?
-Да.
-А сейчас уже поздно?
- Да, поздновато.
-Тогда я сразу буду спать. Не буду играть. Спокойной ночи, мама.
Через минуту я заглянула в комнату - Надя спала.
Вывод:1.С помощью «сократического диалога» Надя сама приняла решение, которое было выгодно мне.
2.Давать указания - подчеркивать свое превосходство и ее зависимость. В таком случае у ребенка возникает протест. Он может подчиниться, но в подсознании откладывается ненависть к родителю. При случае отомстит.
3.Ведя диалог с ребенком, показываешь ему свое уважение его, как личности. Диалог- разговор на равных.
4. Ребенок не виноват, что пока зависит от родителей. Моя задача – свести до минимума эту зависимость.
26 марта 2006
Мама, сядь, пожалуйста.
Надя снова не хотела идти в садик. Я предложила ей остаться дома одной. Она, не долго думая, приняла решение идти в садик.
Пришли в сад. Надя была очень серьезна .На угрозу Маши : «Щас ударю!» она спокойно и уверенно ответила: «А если Я тебя ударю?» - и продолжила раздеваться, как ни в чем не бывало. Я заулыбалась внутри себя - Надя себя в обиду не даст!
Когда она разделась и вроде бы уже собралась идти в группу, вдруг заплакала: --Не хочу идти туда.
Я:
-Надя, Мне тоже иногда не хочется идти на работу, но я иду, потому что надо. Надюша, садик- Это твоя работа.
Н: - Ну ладно, пойду.
Ушла, но тут же вернулась. Потянулась поцеловать. Я наклонилась.
-Мама, сядь, пожалуйста.
Я села. Она с серьезным видом, медленно расцеловала мое лицо .Потом она обняла меня, а я ее. Прошло секунд 10, а столько тепла и любви я получила от этих объятий. Думаю, что и Надя тоже. Конечно, ведь она спокойно отошла от меня, сказала: « до вечера, мамочка» и ушла в группу. Она подпиталась от меня любовью, сделала хорошо себе. И мне от этого тоже стало хорошо. Между нами произошел равноценный обмен.
Мне очень понравилось, что Надя попросила меня сесть. Ей ведь так удобнее. Она уже научилась заботиться о своем удобстве. От этого и мне хорошо. Я счастлива!..
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|