|
Глава 28. Социальное поведение.
Поведение свойственно не только человеку, но и животным. Однако у человека, в отличие от животных, поведение формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер, т.е. является по существу социальным.
Определение рассматриваемого феномена таково: это -- совокупность внешне наблюдаемых поступков индивидов и их общностей, их определенная направленность, так или иначе затрагивающих интересы других людей, групп, общностей или всего общества.
Социология исследует поведение прежде всего в терминах деятельности, общения, вознаграждения, ценности и потребности. Микросоциология изучает поведение индивидов в малых группах - семья, группа сверстников, трудовой коллектив и т.п. Макросоциология исследует поведение главным образом в процессах взаимодействия крупномасштабных социальных общностей - этносов, наций, социальных институтов, государств.
Наибольшую известность в мировой литературе приобрел бихевиористский подход к изучению поведения (Э. Торндайк, Д. Уотсон, К. Лешли, Б. Скинер и др.). Он исходит из того, что поведение человека базируется на трех различных формах реакций человека на окружающую среду:
1) эмоциональная, или аффективная, основанная на чувствах и эмоциях;
2) компетентная, или когнитивная, базируемая на знании и размышлении;
3) прямое реагирование по механизму: стимул-реакция.
В социологической теории обмена, разработанной Дж. Хомансом, основной единицей социологического анализа является "элементарное социальное поведение". Само же социальное поведение рассматривается в качестве системы обменов поведенческими актами, посредством которых индивиды санкционируют друг друга, т.е. один вознаграждает или наказывает действия другого.
Ч. Кули в процессе исследования социального поведения предложил специфический термин "зеркальное Я", согласно которому в процессе поведения люди смотрят на себя как бы со стороны глазами другого человека, т.е. смотрят на себя в "зеркало". В поведенческих актах люди служат друг другу своеобразными зеркалами, поэтому наше представление о себе во многом зависит от наших отношений с другими индивидами.
Дж. Г. Мид считал необходимым, чтобы в процессе поведения у партнеров возникала возможность "принять роль другого". Чтобы наше поведение стало адекватным ситуации, мы должны приобрести определенные умения и навыки, прежде всего научиться понимать и использовать символы - слова, жесты, мимику и т.п.
П. Сорокин сравнивал человеческое общество с волнующимся морем, в котором отдельные люди, подобно волнам, своим поведением действуют на окружение себе подобных, обмениваются с ними чувствами, идеями, художественными образами, волевыми импульсами, настроениями, планами действий и т.п. Все это происходит на основе любви, дружбы, сострадания, вражды, ненависти и т.д.
Т. Парсонс исследовал поведение как взаимодействие социальных субъектов, связанных между собой "системой взаимных ожиданий". На поведение человека оказывают влияние : 1) система ожиданий партнеров по взаимодействию; 2) идеалы, ценности, нормы культуры; 3) типы ролей в социальной системе. В процессе поведения Т. Парсонс выделял два основных компонента: 1) поведенческие акты; 2) ситуационное окружение, в котором совершается поведение и от которого оно зависит.
Если интегрировать все приведенные теоретические концепции социального поведения, то можно построить общую теоретическую модель социального поведения. Всякое поведение человек осуществляет под влиянием сделанного им выбора в определенной проблемной ситуации. Например, после окончания средней школы перед ее выпускниками неизбежно возникает проблемная ситуация: что же дальше, как себя вести: поступать в вуз или определяться на работу, а если поступать, то в какой вуз и по какой специальности, а если трудоустраиваться, то на какое предприятие, учреждение, фирму и т.п. Таким образом, создавшаяся проблемная ситуация диктует необходимость определенного выбора дальнейшего поведения. Поэтому в социальном поведении исходным звеном в цепи поступков является проблемная ситуация. За нею следует осуществляемый индивидом выбор. На содержание и направленность выбора влияют три ряда факторов: 1) объективные условия (место жительства, доход семьи и т.п.); 2) существующие в обществе нормы как регуляторы социального поведения; 3) субъективные особенности личности (мотивация, интересы, ценностные ориентации, знания и способности и т.п.). Совместное действие этих объективных и субъективных факторов приводит индивида к определенному выбору, а на основании последнего принимается решение, какое поведение является наиболее адекватным в сложившейся ситуации.
В социологическом исследовании поведения первостепенное значение имеет определенная нормативность и ненормативность (антинормативность) социального поведения.
Те виды поведения, которые соответствуют общепринятым в обществе нормам, характеризуются как "нормальные", т.е. нормативные. Те же способы поведения, которые в той или иной мере расходятся с ними, называют отклоняющимися (от норм), т.е. девиантным поведением. Под последним понимается не только правонарушение, но и любое поведение, нарушающее господствующие в данном обществе правила и нормы. К различным проявлением девиации относятся алкоголизм, наркомания, проституция, рэкет, коррупция, подделка банкнот, вымогательство, измена Родине, убийство, самоубийство и многое другое. Ненормативность или антинормативность всех этих и других, сходных с ними, видов поведения, выражается в том, что они отклоняются от принятых в обществе норм, либо просто отвергают их.
Девиация связана с неопределенностью как самих поведенческих ожиданий, так и оценок, даваемых людьми одному и тому же поведению, которое одни считают преступлением (например, взрыв чеченскими боевиками жилого дома в Москве или другом городе, другие - нормой, даже - героизмом). А это убеждает, что существует довольно трудная проблема относительно того, что считать девиантным поведением, и граница между нормой и отклонением от нее может быть достаточно размытой, передвигаемой то в одну, то в другую сторону в зависимости от позиции того, кто дает оценку тому или иному поведенческому акту. Скажем, в случае превышения скорости сотрудник ГАИ считает такой поступок нарушением нормы, а водитель автомобиля и его пассажиры - наоборот.
Социальные нормы и поведение, отклоняющееся от них, не являются однородными, а существенно отличаются по своей социальной сущности. В зависимости от 1) степени причиненного вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом; 2) типа нарушаемых норм можно различать следующие основные типы отклоняющегося поведения:
1) Деструктивное поведение, причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым нормам - накопительство и др.
2) Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи и т.п.) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.
3) Противоправное поведение, представляющее собой нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в воровстве, грабежах, убийствах и других преступлениях.
Девиантное поведение может выражаться в трех различных формах:
а) поступка (ударил по физиономии женщину);
б) деятельности ( постоянное занятие вымогательством или проституцией);
в) образа жизни ( преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).
В социологии большое значение придается выявлению причин девиантного поведения. Согласно традиции, берущей начало с классической работы Э. Дюркгейма "Самоубийство", продолженной в трудах Р. Мертона, Р. Дарендорфа и других современных социологов, основная причин отклоняющегося поведения коренится в специфическом социальном явлении, называемой аномией, т.е. пренебрежением или отрицанием существующих в обществе норм, стандартов поведения. Согласно этим концепциям девиантное поведение ощутимо возрастает в тех случаях, когда в обществе превыше всего ценятся определенные символы успеха, например, материальные, либо общество оказывается в ситуации социально-экономического кризиса. Развивая теорию аномии, Р. Мертон подчеркивал, что основной причиной отклоняющегося поведения является конфликт между культурными целями, ценностями, нормами, с одной стороны, и социально одобряемыми средствами их достижения, с другой.
В жизнедеятельности людей важное значение имеет не только индивидуальное, но и коллективное поведение. К. Маркс, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Г. Блумер обращали внимание на необходимость приоритетного изучения коллективного поведения, поскольку именно в коллективном поведении формируются основные социальные качества личности, осуществляются социально важные функции, формируются определенные социальные роли и статусы. Г. Блумер, в частности, подчеркивал, что при изучении коллективного поведения мы касаемся условий возникновения нового социального строя.
Структурно-логические схемы/
1. Бихевиористская модель поведения
|
| Поведение
|
|
|
|
|
|
|
| Эмоциональная реакция
|
| Когнитивная реакция
|
| Прямое реагирование
|
2. Модель поведения, разработанная в теории обмена (Дж. Хоманс)
вознаграждение
обмен
наказание
3. Модель поведения "Зеркальное Я" (Ч. Кули).
4. Модель поведения, разработанная Дж. Г. Мидом.
интересы
|
| ум
|
| Я-концепция
|
| умения
|
| навыки
|
5. Сорокинская модель социального поведения.
чувства
|
| идеи
|
| образы
|
| воля
|
| настроение
|
| действия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обмен взаимный
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| любовь
|
| дружба
|
| сострадание
|
| вражда
|
| ненависть
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
6. Модель поведения, разработанная Т. Парсонсом.
С1
|
| Ценности, нормы
|
| Ожидания
|
| Типы ролей
|
| Поведенческие элементы
|
| С2
|
Социальное окружение
|
7. Теоретическая модель социального поведения.
Проблемная ситуация
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Объективные условия
|
|
|
|
| |
| Возможные варианты выбора
|
|
|
|
| Нормы и ценности
|
| Решение о выборе и способе поведения
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Субъективные особенности личности
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
8. Основные типы девиантного поведения.
Асоциальное
|
|
Деструктивное
|
|
|
Противоправное
|
9. Основные формы девиантного поведения.
Девиация
|
| Поступки
|
|
|
| Деятельность
|
|
|
| Образ жизни
|
10. Основные причины отклоняющегося поведения.
Аномия
|
|
Отклоняющееся поведение
|
|
| Материальные символы успеха
|
|
|
| Социально-экономический кризис
|
|
|
| Конфликт целей и средств их достижения
|
|
11. Основные последствия коллективного поведения.
Коллективное поведение
|
| Формирует качества личности
|
|
|
| Влияет на социальные функции
|
|
|
| Формирует социальные роли
|
|
|
| Создает условия возникновения нового строя
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|