ТЕМА 1 ПРЕДМЕТ МИКРОЭКОНОМИКИ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Вопросы для обсуждения:
1. Что изучает экономическая теория?
2. Объясните различие между микроэкономикой и макроэкономикой. Как они связаны между собой?
3. Преподаватели часто сравнивают макроэкономику с «лесом», а микроэкономику с «деревьями». Что они имеют в виду?
4. В чем суть метода научной абстракции?
5. С чьим именем связано появление термина «политическая экономия»?
6. Почему меркантилисты считали необходимым вмешательство в экономику? Что делает актуальными их взгляды в наше время?
7. В чем состоит основное содержание марксизма?
8. Какая концепция стоит в центре учения А.Смита?
9. Каким образом эгоистический интерес человека может служить обществу? Как это объяснял Адам Смит?
10. Кто из известных экономистов первым описал преимущества специализации и разделения труда?
Примеры решения задач:
Задача 1. Изучив лекции и учебную литературу, заполните таблицу 3.1.
Таблица 3.1 Формирование основных школ и направлений развития экономической теории
Школы и направления
| Представители
| Период формирования
| Основные идеи
| Меркантилизм
|
|
|
| Физиократизм
|
|
|
| Английская школа классической политэкономии
|
|
|
| Марксизм
|
|
|
| Маржинализм
|
|
|
| Неоклассическое направление
|
|
|
| Кейнсианство
|
|
|
| Институционализм
|
|
|
| Монетаризм
|
|
|
| Задача 2. Выполните задание: каждому из приведенных ниже определений найдите соответствующее понятие (1 – нормативный метод, 2 – метод сравнения, 3 – исторический метод, 4 – метод научной абстракции):
а) отвлечение в экономическом анализе от не существенного, не главного;
б) рассмотрение экономического явления в ретроспективе;
в) в ходе экономического анализа даются рекомендации о желательном развитии;
г) в ходе анализа показаны сходства и различия в экономическом явлении.
Тесты:
1. Синтез это:
а) соединение отдельных частей в единое целое;
б) расчленение целого на составные части;
в) упрощенное описание явления;
г) метод умозаключений от частных фактов к общему выводу.
2. Что не относится к методам экономической теории:
а) научная абстракция;
б) финансовая стабилизация;
в) индукция;
г) моделирование.
3. Автором термина «политическая экономия» является:
а) К.Маркс;
б) А.Смит;
в) Антуан де Монкретьен;
г) Д. Рикардо.
4. Позитивная экономическая теория изучает:
а) положительные тенденции в экономическом развитии страны;
б) то, что есть в экономической жизни страны;
в) то, что должно быть в экономике;
г) оценочные сведения.
5. Принцип «невидимой руки» рынка сформулировал:
а) К. Маркс;
б) Ф. Кенэ;
в) А. Смит;
г) Дж. Кейнс.
ТЕМА 2 ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Вопросы для обсуждения:
1. Какова связь экономической теории с другими экономическими и социальными науками?
2. Является ли государство экономическим субъектом?
3. Охарактеризуйте основные экономические системы. Каковы их преимущества и недостатки?
4. Какова роль цены в рыночной экономике?
5. Какой смысл имеет предельный, функциональный и графический анализ в микроэкономике?
6. Почему моделирование является одним из основных методов экономической теории?
7. Как кривая производственных возможностей может быть использована для экономического анализа?
Примеры решения задач:
Задача 1.По имеющейся технологии производства канцтоваров производственные возможности гипотетической экономики таковы, что она может выпускать 10 тыс. ручек и 6 тыс. карандашей в день или же 8 тыс. ручек и 8 тыс. карандашей в день:
а) количественно оцените трансформационные возможности гипотетической экономики при данном переходе;
б) как экономист прокомментирует ситуацию, если данная экономика произведет за один день 20 тыс. ручек?
Решение:
а) исходя из данных, альтернативные издержки дополнительного производства 2 тыс. карандашей предполагают отказ от производства 2 тыс. ручек, то есть трансформационные возможности при данных объемах можно количественно оценить как 1:1;
б) очевидно, что такой объем производства ручек находится за границей производственных возможностей экономики. Единственное объяснение состоит в том, что в данной экономике произошел экономический рост.
Тесты:
1. Экономическая теория призвана решать следующие вопросы:
а) как перераспределять блага, чтобы не было бедных;
б) перераспределять блага, чтобы не было богатых;
в) решать проблемы редкости благ;
г) решать проблемы избыточных потребностей.
2. Микроэкономика изучает:
а) рациональное поведение экономического субъекта;
б) рыночное ценообразование;
в) проблемы распределения ресурсов;
г) все вышеперечисленное.
3. Какое утверждение верно:
а) если сокращается производство масла, то будет увеличиваться производство пушек;
б) производство масла должно быть больше, чем производство пушек;
в) производство масла и производство пушек должно соответствовать потребностям государства;
г) производство масла и производство пушек должны соответствовать спросу экономических субъектов?
4. Термин «предельный» в микроэкономике означает:
а) небольшое изменение экономической величины;
б) пограничное изменение экономической величины;
в) дополнительное изменение экономической величины;
г) очень большое изменение экономической величины.
5. Модель «круговых потоков» включает:
а) товарно-денежные потоки;
б) рынки благ, услуг и факторов производства;
в) ценообразование;
г) верно а) и б).
ТЕМА 3 СОБСТВЕННОСТЬ
Вопросы для обсуждения:
1. Можете ли вы назвать юридические принципы содержания собственности?
2. В чем преимущество экономической теории «прав собственности»?
3. В чем вы видите достоинства и недостатки государственной собственности?
4. «Собственность реализуется экономически». Что это значит?
5. Каковы плюсы и минусы частной собственности?
6. В каких формах существуют отношения собственности?
7. В чем заключаются особенности приватизации в России?
8. Каковы различия между задачами и способами приватизации?
9. Какие существуют критерии эффективности преобразования форм собственности?
Примеры решения задач:
Задача 1. Изучив лекционный материал и рекомендуемую литературу, заполните таблицу 3.2.
Таблица 3.2 Сравнительная характеристика централизованной и рыночной экономических систем
Признаки для сравнения
| Централизованная экономика
| Рыночная экономика
| Преобладающая форма собственности на средства производства
|
|
| Характер экономической деятельности
|
|
| Способ согласования хозяйственной деятельности
|
|
| Главный мотив экономической активности
|
|
| Главная забота общества
|
|
| Тесты:
1. Отношения между людьми по поводу присвоения какой-либо вещи это:
а) общение;
б) присвоение;
в) собственность;
г) владение.
2. Юридическое право собственности не включает;
а) право пользования;
б) право отдавать имущество под залог;
в) право владения;
г) право распоряжения.
3. Создателями экономической теории прав собственности являются:
а) Визер и Бём-Баверк;
б) Смит и Рикардо;
в) Коуз и Алчиан;
г) Маркс и Энгельс.
4. Социолог, представивший многообразие человеческих потребностей в виде пирамиды:
а) А. Маслоу;
б) Д. Кейнс;
в) Ф. Кенэ;
г) А. Смит.
5. Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество – это:
а) унитарное предприятие;
б) частное предприятие;
в) производственный кооператив;
г) товарищество.
ТЕМА 4 СОВРЕМЕННОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Вопросы для обсуждения:
1. Каковы основополагающие условия функционирования рынка?
4. Как вы понимаете высказывание А. Смита о «невидимой руке рынка»?
5. Какие функции рынка вам известны?
6. Какие секторы экономики относятся к нерыночным?
7. Каковы преимущества и недостатки рыночного механизма?
8. Какими способами осуществляется государственное регулирование рыночной экономики?
9. Почему возможна деформация рыночных отношений?
10. В чем состоят достоинства совершенной конкуренции?
11. Чем отличается рынок несовершенной конкуренции от рынка совершенной?
12. Как объясняется фактор неопределенности в рыночной экономике?
13. Каковы причины рисков? Можете ли вы раскрыть их содержание?
14. Какие вам известны способы снижения рисков?
15. Под воздействием каких факторов сформировалась рыночная система в России?
Примеры решения задач:
Задача 1.
В городе N продажа кваса в розлив одним из заводов розничным продавцам происходит по одинаковой цене. Рынок кваса является совершенно конкурентным. На основе данных, приведенных в таблице 3.3, постройте линии спроса и предложения и ответьте на следующий вопрос.
Спрос на квас из-за сильной жары повысился на 50%. Как изменятся розничные цены и объемы продаж кваса в краткосрочном периоде?
Таблица 3.3 Данные к задаче 1 по значениям кривых спроса и предложения
Показатели
| Значения
|
|
|
|
|
| Цена, руб./шт.
|
|
|
|
|
| Спрос, тыс. шт./день
|
|
|
|
|
| Предложение, тыс. шт./день
|
|
|
|
|
| Тесты:
1. Какие условия относятся к возникновению рыночной системы:
а) дифференциация потребителей;
б) развитие предпринимательства;
в) экономическая обособленность субъектов;
г) общественное разделение труда?
2. Какие из приведенных характеристик не относятся к рыночной системе:
а) частная собственность;
б) жесткая система управления производством и распределением;
в) экономическая свобода;
г) централизованное планирование?
3. Как вы понимаете экономическую сущность разделения труда:
а) как координацию экономической деятельности;
б) специализацию производителей на выполнении определенных операций в процессе труда;
в) повышение производительности труда;
г) повышение качества изделий?
4. Какой из рынков не является элементом рыночной структуры, определяемой по степени ограничения конкуренции:
а) рынок монополии;
б) рынок монополистической конкуренции;
в) теневой рынок;
г) рынок олигополии?
5. К преимуществам рынка не относится:
а) рациональное использование ресурсов;
б) способность к удовлетворению потребностей;
в) развитие монополизации;
г) эффективное распределение (аллокация) ресурсов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|