Возникновения и развития межкультурной коммуникации
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образованию
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2014 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«КУЛЬТУРА И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование
профилей подготовки «Психология образования»,
«Психология профессионального образования»,
«Психология и педагогика дошкольного образования»
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2014. 44 с.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиля подготовки «Психология и педагогика дошкольного образования».
Авторы:
| канд. филос. наук, доцент
| Е.В. Попова
|
| старший преподаватель
| М.Д. Попкова
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Рецензент:
| канд. филос. наук, доцент
| А.Г. Кислов
|
Одобрен на заседании кафедры философии и культурологии. Протокол от 30 мая 2013 г. № 10.
Заведующий кафедрой философии и культурологии
|
| С.З. Гончаров
|
Рекомендован к печати методической комиссией Института искусств РГППУ. Протокол от 24 июня 2013 г. № 10.
Председатель методической комиссии ИнИс
|
| В.П. Фалько
|
|
|
|
|
|
| Директор ИнИс
|
| А.Б. Костерина
|
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2014
© Попова Е.В., Попкова М.Д., 2014
| 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины – познакомить студентов с историей возникновения и теоретическими основами межкультурной коммуникации, сформировать у студентов культурную восприимчивость, способность к правильной интерпретации различных видов коммуникативного поведения. В обществе, где человек не способен понять, а значит, и уважать особенности позиций других людей, невозможны сотрудничество, толерантность, гуманизм. Данная дисциплина призвана способствовать развитию у студентов самостоятельного мышления и формированию обоснованного мировоззрения необходимых для наиболее эффективного коммуникационного взаимодействия в современном мире.
Задачи дисциплины:
- изучение типов, видов, форм, моделей и структурных компонентов межкультурной коммуникации;
- овладение методологическими приемами коммуникативного поведения;
- ознакомление с особенностями коммуникативного поведения в различных сферах общественной жизни;
- освоение методов исследования межкультурной коммуникации.
Данная учебная дисциплина обладает существенным нравственно-педагогическим потенциалом, поскольку способствует оформлению аргументированного мировоззрения, независимого мышления и общегуманитарной культуры, которые позволят понимать и учитывать сложность и многообразие социокультурной обстановки в мире и России, анализировать явления и процессы в различных сферах общественной жизни с необходимых психологу-педагогу позиций межкультурного взаимодействия, толерантности и гуманизма, формирование которых выступает важной воспитательной задачей дисциплины «Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире».
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина относится к разделу «Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование.
Дисциплина «Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире» относится к базовой части гуманитарного социального и экономического цикла и читается на первом курсе (1-й семестр), являясь предшествующей для дисциплин «История» и «Философия».
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из курса «Мир в XX веке» (общеобразовательная программа):
Знания:
Фактов, явлений, процессов, понятий, теорий, гипотез, характеризующих системность, целостность исторического процесса; принципы и способы периодизации всемирной истории; важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу; взаимосвязь и особенности истории России и мира.
Умения:
Уметь осуществлять комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа; формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы; представлять результаты историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.
Владения:
Понимание и критическое осмысление общественных процессов и ситуаций; определение собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; осознание себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· История;
· Философия;
· Поликультурное образование.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
По окончании изучения курса студент должен:
Знать:
· ключевые понятия культурологии;
· социальную значимость и социокультурную обусловленность межкультурной коммуникации как общественного явления, ее сущность, структуру и функции;
· историю становления различных типов культур;
· виды культурных коммуникаций;
· проблемы межкультурных взаимодействий в современных условиях;
· социокультурные закономерности и особенности межкультурных взаимодействий.
Уметь:
· пользоваться понятийным и методологическим аппаратом культурологии;
· применять качественные и количественные методы в социологических исследованиях (ОПК- 2);
· организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5);
· организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
· использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);
· выстраивать социальные взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий (ОК-8);
· принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10).
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
· способностью использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);
· историческим методом и умением его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2);
· моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);
· готовностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
· способностью учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8).
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий
| Форма обучения
| Очная
| Заочная с полным сроком
| Заочная с сокращенным сроком
| Виды и объем учебной работы в ч.
| 1.1. Общая трудоемкость дисциплины
| 72 (2)
| 72 (2)
| 72 (2)
| 1.2. Аудиторные занятия:
|
|
|
| 1.2.1. Лекции
|
|
|
| 1.2.2. Практические (семинарские) занятия
|
|
|
| 1.2.3. Лабораторные работы
| -
| -
| -
| 1.3. Самостоятельная работа
|
|
|
| 1.3.1. Курсовой проект (работа)
| -
| -
| -
| 1.3.2. Контрольные работы
| -
|
|
| 1.3.3. Расчетно-графическая работа
| -
| -
| -
| 1.3.4. Другие виды самостоятельной работы:
изучение теоретического курса, подготовка к семинарским занятиям, домашние контрольные работы, подготовка к зачету
|
|
|
| 2. График изучения дисциплины
| 2.1. Курс
| I
| I
| I
| 2.2. Семестр
|
|
|
| 2.3. Экзамен (семестр)
| -
| -
| -
| 2.4. Зачет (семестр)
|
|
|
| 2.5. Курсовой проект (работа) (семестр)
| -
| -
| -
| 2.6. Контрольная работа (семестр)
| -
|
|
|
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п
| Разделы учебной дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной деятельности и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Лекции
| Практические занятия
| СРС
| Консультации
| 1.
| Межкультурная коммуникация как учебная дисциплина.
История возникновения и развития межкультурной коммуникации
|
| 1,2
|
|
|
| Еженед.
| Собеседование – 1; участие в семинар. занятии – 2.
.
| 2.
| Культура и культурное многообразие мира
|
| 3,4
|
|
|
| Еженед.
| Собеседование – 3; участие в семинар. занятии – 4; домашняя словар. работа – 4.
| 3.
| Культурная идентичность
|
| 5,6
|
|
|
| Еженед.
| Собеседование – 5; участие в семинар. занятии – 6; творческ.задание – 6.
| 4.
| Культура и коммуникации
|
| 7,8
|
|
|
| Еженед.
| Собеседование – 7; участие в семинар. занятии – 8; тест – 8.
| 5.
| Освоение культуры
|
| 9,10
|
|
|
| Еженед.
| Собеседование – 9; участие в семинар. занятии – 10; тренинг – 10.
| 6.
| Виды межкультурной коммуникации
|
| 11,12
|
|
|
| Еженед.
| Собеседование – 9; участие в семинар. занятии – 10; домаш. словарная работа – 10.
| 7.
| Проблемы понимания в межкультурной коммуникации.
Стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации
|
| 13,14
|
|
|
| Еженед.
| Собеседование – 11; участие в семинар. занятии – 12; творческ. задание – 12. ролевая игра-12.
| 8.
| Результаты межкультурной коммуникации
|
|
| -
|
|
| Еженед.
| Участие в семинар. занятии – 15; тренинг – 15.
|
| Подготовка к зачету
|
|
|
|
|
|
|
| Итого за 1 семестр
|
|
|
| | Зачет
|
| 4.3. Содержание дисциплины
Таблица 3
№ п/п
| Наименование темы
| Содержание тем
| 1.
| Межкультурная коммуникация как учебная дисциплина. История возникновения и развития межкультурной коммуникации
| Предмет межкультурной коммуникации и ее содержание как учебной дисциплины. Исторические факторы и обстоятельства возникновения межкультурной коммуникации. Этапы развития межкультурной коммуникации в США. Утверждение межкультурной коммуникации в Европе и России. Межкультурная коммуникация и образование. Методы обучения межкультурной коммуникации.
| 2.
| Культура и культурное многообразие мира
| Понятие культуры и основные методологические подходы к определению культуры. Основные компоненты культуры. Социализация и инкультурация, их виды и формы. Этноцентризм и культурный релятивизм. Понятие и сущность эмпатии.
Культура и поведение. Культура и ценности. Культура и язык. Гипотеза Сепиро-Уорфа.
| 3.
| Культурная идентичность
| Понятие «культурная идентичность». Объективные основания многообразия культур. Проблема «чужеродности» культуры. Психология межкультурных различий. Переживание индивидом «чужого» и «своего» при контакте с представителями другой культуры.
|
Продолжение табл. 3
4.
| Культура и коммуникации
| Понятия «общение» и «коммуникация». Структура коммуникативного акта. Сущность межкультурной коммуникации. Межкультурная коммуникация как общение. Теории межкультурной коммуникации Э.Холла, Г.Хофштеде, Э.Хирша. Детерминанты межкультурной коммуникации.
| 5.
| Освоение культуры
| Аккультурация, ее виды и результаты. Культурный шок: причины, факторы. Фазы развития культурного шока. Симптомы культурного шока и способы его преодоления. Типы реакции на другую культуру. Модель освоения чужой культуры М.Беннета.
| 6.
| Виды межкультурной коммуникации
| Вербальный, невербальный и паравербальный виды коммуникации. Основные единицы вербальной коммуникации. Стили вербальной коммуникации. Соотношение вербального и невербального видов коммуникаций. Сущность понятия «невербальная коммуникация». Основные формы невербальной коммуникации: кинесика, такесика, сенсорика, проксемика, хронемика. Паравербальная коммуникация и ее основные компоненты.
|
Окончание табл. 3
7.
| Проблемы понимания в межкультурной коммуникации.
Стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации
| Процесс восприятия и его основные детерминанты. Культура и восприятие, межличностная аттракция в межкультурной коммуникации. Основные элементы межличностной аттракции. Атрибуция и ее роль в межкультурной коммуникации. Ошибки атрибуции. Природа межкультурных конфликтов, причины их возникновения и способы преодоления.
Понятие и сущность стереотипа. Природа и функции стереотипов. Значение стереотипов в межкультурной коммуникации. Предрассудки и механизмы их формирования. Типы предрассудков. Коррекция и изменение предрассудков.
| 8.
| Результаты межкультурной коммуникации
| Эффективная коммуникация и ее элементы. Понятие и сущность толерантности. Толерантность в межкультурной коммуникации. Культурная компетенция и ее основные компоненты: языковая личность, коммуникативная и культурная типы компетенции. Уровни межкультурной компетенции и способы ее повышения. Тренинги в межкультурной коммуникации и их формы. Подготовка, методика проведения и оценка эффективности тренингов по межкультурной компетенции.
|
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В преподавании дисциплины «Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире» используются следующие формы:
▪ лекции с элементами диалога и дискуссий;
▪ семинары, на которых обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий, докладов и сообщений студентов; делается устное реферирование предложенной преподавателем литературы; проводятся групповые дискуссии и круглые столы по наиболее актуальным проблемам культуры и межкультурного взаимодействия в современном мире, тренинги, контрольные работы, тестирование;
▪ самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, подготовку к семинарам, выполнение творческих заданий и домашних словарных работ, подготовку тренингов, написание рефератов, тезисов, статей, работу с электронным учебно-методическим комплексом, подготовку к текущему контролю знаний к промежуточным аттестациям и к зачету;
▪ тестирование по отдельным темам дисциплины;
▪ НИРС, включающая участие студентов в конференциях, олимпиадах;
▪ консультирование студентов по вопросам учебного материала, подготовке тренингов, написанию рефератов, статей, докладов на конференции;
Для текущего контроля знаний студентов используются письменные контрольные работы, тестирование, для итогового – зачет.
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1. Планы семинарских занятий, контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
Семинарское занятие – особый вид учебной деятельности, развивающий самостоятельность мышления, речевое общение, способствующий творческому усвоению учебного материала. На семинарских занятиях по дисциплине «Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире» обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий, предполагаются выступления студентов в форме докладов и сообщений, с последующим их обсуждением. Студенты делают устное реферирование предложенной преподавателем литературы; участвуют в групповых дискуссиях и круглых столах по наиболее актуальным проблемам культуры и межкультурного взаимодействия в современном мире, тренингах и ролевых играх; выполняют творческие задания и домашние словарные работы; пишут контрольные работы; проходят тестирование по основным темам курса.
Самостоятельная работа студентов включает усвоение теоретического материала и подготовку к семинарам, которая предполагает самостоятельное знакомство с учебной и дополнительной литературой, конспектирование первоисточников, выполнение творческих заданий и домашних словарных работ, подготовку к тренингам, написание рефератов, тезисов, статей, работу с электронным учебно-методическим комплексом, подготовку к текущему контролю знаний, внутрисеместровой аттестации и итоговому контролю знаний. Научно-исследовательская работа студентов включает участие в конференциях и олимпиадах.
Подготовка к семинарскому занятию – сложная форма самостоятельной работы студента. Сначала необходимо внимательно ознакомиться с темами и планами семинарских занятий, прочесть лекции, затем приступать к изучению учебной и справочной литературы (текстовые или электронные варианты учебников, словарей, энциклопедий), а уже после этого к знакомству с рекомендуемой дополнительной литературой.
При чтении литературы по курсу «Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире» необходимо составлять конспекты и делать выписки, которые помогут в ответах по вопросам семинара, а также в обсуждении выступлений других студентов.
Доклад на семинарском занятии должен включать: содержание главных понятий по вопросу и связи между ними, постановку и решение рассматриваемой проблемы в историческом и социокультурном контексте, самостоятельную оценку изучаемого явления, анализ его места и роли в современном обществе. Продолжительность выступления с докладом – 10-15 минут. Сообщение по теме представляет собой краткое выступление – 3-5 минут, – раскрывающее отдельный аспект рассматриваемого вопроса или дополняющее доклад.
Подготовка к тренингам и ролевым играм предполагает совместную работу студентов в команде. Для этого необходима серьёзная подготовка, свободное владение материалом пройденных занятий, умение слаженно и эффективно решать поставленные преподавателем задачи.
Домашние словарные и творческие работы призваны выработать навык работы со справочной литературой – учебниками, словарями и энциклопедиями – с целью овладения понятийным аппаратом изучаемой дисциплины, а также с дополнительной литературой по теме занятия – с целью получения фактологического и иллюстративного материала.
Тема 1. Межкультурная коммуникация как учебная дисциплина. История
возникновения и развития межкультурной коммуникации
1. Предмет межкультурной коммуникации и ее содержание как учебной дисциплины.
2. Исторические факторы и обстоятельства возникновения межкультурной коммуникации. Этапы развития межкультурной коммуникации в США.
3. Утверждение межкультурной коммуникации в Европе и России.
4. Межкультурная коммуникация и образование. Методы обучения межкультурной коммуникации.
Темы докладов и сообщений:
1) Научные взгляды Вильгельма фон Гумбольта и их роль в развитии языкознания и лингвокультурологии.
2) Концепция «культурной грамматики» Эдварда Холла.
Литература
Грушевицкая, Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / под ред. А.П. Садохина. М., 2002.
Леонтович О.А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения. М., 2005.
Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2001.
Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|