Социальная политика в современной России
Социальная политика в РФ исходит из конституционного определения России как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ).
Конституция гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 38-39).
В этих целях в Российской Федерации создается и развивается система государственных и муниципальных служб, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституция провозглашает право каждого:
на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37);
на жилище (ст. 40);
на медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет бюджетных средств, страховых взносов и других источников (ст. 41);
на бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст. 43);
на пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям (ст. 44).
Образование, здравоохранение, доступное жилье - именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют "человеческий капитал": образованную и здоровую нацию. От их состояния зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему. В Послании Федеральному Собранию весной 2004 года Президент России В. Путин сконцентрировал внимание на самых насущных для граждан страны проблемах - качестве и доступности медицинского обслуживания, образования, жилья - и наметил пути социальной модернизации, а осенью 2005 года по его инициативе было заявлено о "национальных проектах" в тех же сферах.
В этот период достаточно четко сформулированы задачи социальной модернизации. Было провозглашено повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Из этого прежде всего следует, что гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть общеизвестны и понятны. И только дополнительная медпомощь и повышенный уровень комфортности ее получения должны оплачиваться пациентом. Причем такая оплата должна производиться в соответствии с принципами обязательного страхования. Одновременно необходимо создавать стимулы для развития добровольного медицинского страхования. Сверхзадача модернизации отечественного здравоохранения - повышение его эффективности и, как следствие, - показателей здоровья нации.
Чтобы не допустить утраты российским образованием своих преимуществ и одновременно усилить его инновационность, необходимо повышать и модернизировать требования к образованию. Формулировать современные запросы к образованию способен только рынок труда. Поэтому результативность реформ в образовании следует измерять по показателям его качества, доступности и соответствия потребностям рынка труда.
В жилищной сфере старые методы и подходы - которые и раньше не решали "квартирный вопрос" для большинства - теперь вообще не работают. Поэтому для основной части работающего населения необходимо обеспечить возможности приобретения жилья на рынке, одновременно с этим гарантируя предоставление малоимущим социального жилья. Поставлена задача создать такие условия, чтобы к 2010 году минимум треть граждан страны могли бы приобрести квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов.
Итак, сформулированные в 2004 году задачи здравоохранения, образования и жилищной сферы носят стратегический характер. Их решение во многом зависит от того, какие темпы будет демонстрировать вся российская экономика в долгосрочной перспективе.
При определении социальных инициатив, которые мы сегодня называем национальными приоритетными проектами, выбрана тактика конкретных шагов. Поставлены задачи по наиболее острым проблемам образования, здравоохранения, жилищной сферы, сельского хозяйства. Вместе с тем это задачи, которые реально могут быть решены за 2 года при существующей эффективности государственного механизма и при имеющемся "запасе прочности" по основным макроэкономическим параметрам в среднесрочной перспективе.
Приоритетные проекты - их можно назвать "ближними целями" - не отменяют определенные ранее стратегические задачи по модернизации здравоохранения и образования, формированию платежеспособного, массового рынка жилья.
Приоритетный национальный проект "Здоровье" включает в себя направления "Развитие первичной медико-санитарной помощи" и "Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью".
По направлению "Развитие первичной медико-санитарной помощи" основным показателем является повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи. Целью направления "Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью" является повышение обеспеченности населения высокотехнологичной медицинской помощью к 2008 году до 45%.
Приоритетный национальный проект "Образование" включает направления "Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования", "Внедрение современных образовательных технологий", "Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня", "Повышение уровня воспитательной работы в школах" и "Развитие системы профессиональной подготовки в армии".
По направлению "Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования" основными блоками мероприятий являются: стимулирование вузов и общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы; государственная поддержка талантливой молодежи; поощрение лучших учителей.
По направлению "Внедрение современных образовательных технологий" основными мероприятиями являются: разработка и размещение в открытом доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов, подключение школ к сети Интернет, приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения компьютерного оборудования; а также оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием.
По направлению "Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня" основными мероприятиями являются: создание к 2008 году в России двух университетских центров на 30 тысяч мест каждый - в Южном и Сибирском федеральных округах, а также двух бизнес-школ (по 500 мест каждая) в московском регионе и Санкт-Петербурге.
По направлению "Повышение уровня воспитательной работы в школах" основным мероприятием является выплата дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство, включая учителей начальных классов.
По направлению "Развитие системы профессиональной подготовки в армии" основными мероприятиями являются: расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву; предоставление преференций при подготовке к поступлению в вузы и получении высшего образования лицам, отслужившим не менее 3 лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин.
Кроме того, предусматривается реализация проекта "Сельский школьный автобус", в рамках которого в 2006-2007 годах субъектам Российской Федерации будут предоставлены субсидии в сумме 2,08 миллиарда рублей (в том числе 1 миллиард рублей в 2006 году) на приобретение ежегодно не менее 3500 школьных автобусов на условиях паритетного финансирования.
Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на первом этапе реализации (2006-2007 годы) включает четыре направления: "Повышение доступности жилья", "Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования", "Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры", "Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством".
Меры, предусмотренные в рамках каждого направления, предполагают дальнейшее развитие правовой базы, обеспечение сбалансированной бюджетной и организационной поддержки расширения спроса и предложения на рынке жилья.
Механизмами реализации проекта являются федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы и входящие в ее состав подпрограммы и предоставление субвенций субъектам Российской Федерации за счет средств Федерального фонда компенсаций на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Российская система социальной политики базируется на принципах "кто ты есть" (наличие социальных пенсий и развитой системы категориальных льгот) и "что ты сделал" (система "трудовых пенсий"). Принцип "что ты имеешь" используется частично, например при определении жилищных субсидий и выплате детских пособий.
При разработке социальной политики должны определяться приоритеты, которые в данный конкретный момент являются для общества наиболее важными и неотложными, требующими первоочередного решения. Государственная и муниципальная социальная политика реализуется через социальное планирование и управление посредством системы социальных мероприятий и программ, проводимых федеральными, региональными и местными органами. Последовательность этапов (алгоритм) выработки и реализации социальной политики представлена на рис. 5.1.2.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Алгоритм выработки социальной политики │
└─┬───────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐
├─►│Социальная диагностика, выявление социальных проблем │
│ └──────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐
├─►│Определение социальных приоритетов, социальное целеполагание │
│ └──────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐
├─►│Разработка системы социальных показателей, норм и нормативов │
│ └──────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐
├─►│Оценка ресурсов, необходимых для достижения намеченных целей │
│ └──────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐
├─►│Разработка системы мероприятий, согласованных по срокам, ресурсам│
│ │и исполнителям │
│ └──────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐
└─►│Оценка социальных, экономических и политических последствий│
│реализации разработанной системы мер │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 5.1.2. Алгоритм выработки социальной политики
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|