Участие населения в решении экологических проблем городов
Состояние окружающей среды на территории города непосредственно затрагивает жизненные интересы каждого жителя. Общественность остро реагирует на нарушения экологических норм хозяйствующими субъектами и объективно является союзником органов местного самоуправления в работе по улучшению состояния окружающей среды. В то же время нередки ситуации, когда органы местного самоуправления в расчете на пополнение доходов бюджета согласовывают строительство новых и расширение действующих промышленных предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В свою очередь, многие работники этих промышленных предприятий негативно воспринимают экономические санкции, поскольку это приводит к сокращению объемов производства и соответствующему снижению заработков. Отсюда следует исключительно важная роль общественности в решении экологических проблем территорий.
Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды", граждане имеют право создавать общественные экологические объединения, фонды и иные некоммерческие организации, а также получать в индивидуальном порядке информацию по данным вопросам, направлять жалобы, обращения, предложения, получать на них своевременные и обоснованные ответы, принимать участие в мирных массовых акциях.
┌───────────────────────────────────────────┐
┌─────────────┤Основные права некоммерческих экологических│
│ │ организаций на местном уровне │
│ └───────────────────────────────────────────┘
│ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
├─┤Разрабатывать, пропагандировать и реализовывать программы в области│
│ │охраны окружающей среды (ООС) │
│ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
├─┤Защищать права и законные интересы граждан в области ООС │
│ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
├─┤Оказывать содействие органам МСУ в решении вопросов ООС │
│ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │Организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и│
├─┤пикетирование, сбор подписей под петициями, вносить предложения о│
│ │проведении референдумов и обсуждений проектов, касающихся ООС │
│ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │Обращаться в органы МСУ, иные организации и к должностным лицам за│
├─┤получением своевременной, полной и достоверной информации о состоянии│
│ │ООС, мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной│
│ │и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни,│
│ │здоровью и имуществу граждан │
│ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
├─┤Участвовать в принятии хозяйственных решений по вопросам, связанным с│
│ │ООС │
│ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │Обращаться с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по│
├─┤вопросам, касающимся ООС │
│ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │Организовывать и проводить слушания по вопросам проектирования и│
├─┤размещения объектов, способных нанести вред окружающей среде │
│ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │Организовывать и проводить общественную экологическую экспертизу,│
├─┤рекомендовать своих представителей для участия в проведении│
│ │государственной экологической экспертизы │
│ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │Подавать в государственные, муниципальные и судебные органы обращения│
├─┤об отмене решений о строительстве и эксплуатации объектов и│
│ │прекращении хозяйственной деятельности, оказывающих негативное│
│ │воздействие на окружающую среду │
│ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │Предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей│
└─┤среде │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 4.8.5. Основные права некоммерческих экологических организаций
на местном уровне
Некоммерческие экологические организации граждан наделены указанным Федеральным законом обширными правами на местном уровне (рис. 4.8.5).
Органы местного самоуправления, как и органы государственной власти, обязаны оказывать содействие гражданам и созданным ими организациям в реализации их прав в области охраны окружающей среды. При строительстве объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое "муниципальная экологическая политика"?
2. Какова характеристика степени неблагополучия и остроты экономической ситуации?
3. Какова цель анализа экологической ситуации в муниципальном образовании?
4. Каковы цели и задачи муниципального управления в экологической сфере?
5. Каков порядок выбора эколого-хозяйственных приоритетов при формировании муниципальной политики?
6. Каковы механизмы экономического регулирования природопользования?
7. Какими правами в области охраны окружающей среды обладают граждане и созданные ими экологические организации?
Литература к главе 4
1. Бузырев В.В., Чекалин В.С. Экономика жилищной сферы. - М.: ИНФРА-М, 2001.
2. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. - М.: Дело, 1988.
3. Зотов В.Б. Новые организационные формы управления в жилищно-коммунальном комплексе: управление кондоминиумом. - М.: ГУУ, 1998.
4. Кириллова А.Н. Проблемы управления жилищным фондом. - М.: ИРЭИ - Система управления собственностью города Москвы, 2001.
5. Кириллова А.Н. Управление городским коммунальным имуществом. - М.: ИРЭИ - Система управления собственностью города Москвы, 2001.
6. Кузнецов Е.П., Дыбов А.М., Сутырин Н.М. Техника и технологии отраслей городского хозяйства. - Ижевск: Издательство Института экономики и управления УдГУ, 2001.
7. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2002.
8. Лекции по экономике города и муниципальному управлению. - М.: Фонд "Институт экономики города", 2004.
9. Таги-Заде Ф.Г. Энергоснабжение городов. - М.: Строй-издат, 1992.
10. Фомичева Е.В. Экономика природопользования. - М.: Торговая корпорация "Дашков и К°", 2003.
11. Чернышов Л.Н. Реформа ЖКХ: Теория, практика, новые подходы. - М.: Госстрой России. Серия "Градостроительство и городское планирование", 2003. - Вып. 11.
Глава 5. Муниципальное управление социальной сферой
Основы государственной и муниципальной социальной политики
Роль социальной сферы и социальной политики в муниципальном управлении
Как отмечалось в главе 3, социальная сфера воспроизводит и развивает главное богатство муниципального образования - его человеческий потенциал, капитал. Содержание и развитие социальной инфраструктуры муниципального образования поглощает значительную долю средств местных бюджетов. В отраслях социальной сферы работает основная часть так называемых бюджетников, т.е. работников, получающих заработную плату из бюджетных средств. Поэтому одной из главных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики.
Муниципальная социальная политика - это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Она строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.
Социальная сфера и социальная политика (государственная и муниципальная) может рассматриваться в широком и в более узком смысле. В широком смысле к социальной сфере относят все, что обеспечивает жизнедеятельность человека. В этом случае вся муниципальная политика является социальной. В более узком смысле под социальной сферой муниципального образования, как было сказано, понимается сфера воспроизводства самого человека, его физических и духовных характеристик, тогда как воспроизводство материально-вещественной среды обитания относится к градообслуживающей сфере. В настоящей главе мы дадим краткую характеристику социальной политики в широком смысле слова, а затем сосредоточимся на отдельных, более узких ее аспектах. В главе освещены также вопросы занятости населения и обеспечения граждан жильем ввиду их огромной социальной значимости, хотя их нельзя напрямую отнести к вложениям непосредственно в человека. Вопросы муниципального управления такими социально важными сферами, как жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, общественная безопасность, торговля, бытовое обслуживание и т.п., были рассмотрены в главе 4.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|