Психологическое сопровождение
1. Специально - коррекционные занятия.
2. Индивидуальные консультации.
3. Программа коррекционно-воспитательной работы с младшими школьниками с девиантным поведением.
4. Диагностические методики:
- Цветовой тест М. Люшера;
- Социометрия;
- Карта психологической характеристики личностного развития младшего
школьника;
Организация педагогической помощи
1. Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.
2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".
3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.
4. Формирование положительной Я - концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
5. Оказание педагогической помощи родителям "трудного" школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества; контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Организация медицинской помощи
1. Проведение систематического осмотра медиками "трудных" школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.
2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.
3. Половое просвещение "трудных" подростков. Решение проблем половой идентификации.
Организация психологической помощи
1. Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.
3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
4. Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.
5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.
Организация свободного времени учащихся
Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной
стороны,досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности,широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели.
Изучение интересов и способностей детей.
Вовлечение детей асоциального поведения в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.
Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.
Изучение участия детей асоциального поведения в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.
Поощрение любых видов художественного и технического творчества учащихся и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.
Определение одним из главных направлений работы территориального социально - педагогического центра и школьных воспитательных центров на работу с детьми асоциального поведения.
Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно - досуговых школьных лагерей и групп продленного дня.
Примерный перечень мероприятий по работе школы
С детьми «группы риска»
1. Выявление детей асоциального поведения.
2. Изучение причин социально - педагогической запущенности младшего
школьника.
3. Ведение картотеки этих детей.
4. Разработка и применение памяток поведения в семье и среди сверстников.
5. Совет по профилактике правонарушений при директоре.
6. Педагогический совет "Работа с семьями педагогически запущенных
детей".
7. Психологические консультации для детей и родителей.
8. Организация психолого-педагогических консилиумов.
9. Изучение положения подростка в коллективе (социометрия)
10.Индивидуальная работа с детьми асоциального поведения.
11.Организация индивидуального наставничества (социальные педагоги,
старшеклассники).
12. Вовлечение подростков в воспитательные центры, кружки, секции.
Тематическое планирование по реализации программы
№
| Мероприятия
| Кол-во часов
|
| Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос.
Изучение причин социальной дезадаптации детей, условий жизни и поведенческих тенденций, сбор банка данных.
| 1 ч.
|
| Занятие «Начало пути». Знакомство с учениками, установление контакта освоение нового социального статуса
| 1 ч.
|
| Исследование адаптации к школе
| 1 ч.
|
| Занятие «Я ученик». Формирование положительной мотивации к обучению в школе
| 1 ч.
|
| Цветовой тест М.Люшера
| 1 ч.
|
| Исследование здоровья детей «группы риска» с помощью анкетирования
| 1 ч.
|
| Занятие «Учимся общаться»
| 1 ч.
|
| Проведение диагностики «Социометрия»
| 1 ч.
|
| Классные часы: «Толерантность и мы», «ЗОЖ – что это значит?»
| 1 ч.
|
| Тренинг: «Навыки общения».
| 1 ч.
|
| Волонтёрское движение.
Работа ученического самоуправления «Школьный город»:
- проверка сменной обуви;
- контроль за чистотой рук в столовой;
- контроль за курильщиками на территории школы;
- проведение профилактических бесед с детьми «группы риска».
Темы:
- Когда сигарета не нужна.
- Береги здоровье смолоду.
- Не кури.
- Табак и верзилу сведёт в могилу.
- Наше здоровье в наших руках.
- Суд над вредными привычками.
- Компьютер- враг или друг.
|
ежедневно
в течение года
|
| Игры:
- Интеллектуально-познавательная игра «Я и мой мир»
- Правовая игра «Мой взгляд»
- Игра «Школа безопасности»
| 3 ч.
|
| Круглый стол: «От безответственности до преступления
один шаг», « Ты и твои права»
| 2 ч.
|
| Игра «Добро и доброта. Добрый ли ты?» Формирование правильно оценивать себя и других
| 1 ч.
|
| Проведение «Недель здоровья». Привлечение к участию детей «группы риска»
| 2 ч.
|
| Акция: «Нет вредным привычкам!»
| 2 ч.
|
| Дискуссии: «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?», «Прекрасное и безобразное в нашей жизни», «Как найти свое место в жизни?»
| 1 ч.
|
| Проведение классных часов и бесед с родителями по вопросам сохранения здоровья
| 2 ч.
|
| Занятие для детей и родителей «Я вижу...» Устанавливаем доверительные отношения между взрослым и ребёнком
| 1 ч.
|
| Профилактические беседы о вреде наркотиков, алкоголя, никотина. Демонстрация фильмов.
| 1 ч.
|
| Спортивно-оздоровительные мероприятия:
-привлечение к участию в спортивных соревнованиях,
-кружках и секциях.
| 2 ч.
|
| Тренинг для родителей и учеников «Учимся понимать друг друга»
| 1 ч.
|
| Родительские лектории: «Уют и комфорт в вашем доме», «Учим ли мы наших детей любить?», «Нравственные законы жизни», «Взаимодействие людей друг с другом», «Мальчики и девочки. Почему они разные?»
| 2 ч.
|
| Тренинг «Обзывалки» Снимаем вербальную агрессию в приемлемой форме
| 1 ч.
|
| Занятие «Маленькое приведение» Учимся выплёскивать свой гнев в приемлемой форме
| 1 ч.
|
| Занятие «Мой мир» Познаём себя, внутренний контроль
| 1 ч.
|
| Проведение семейных праздников: «Наши семейные традиции»
| 1 ч.
| Итого: 34 часа
|
Список литературы
1. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- Санкт- Петербург, 2007
2. Галичкина О.В. система работы администрации школы по профилактике
наркомании.- Волгоград, «Учитель», 2006
3. Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам6все о наркомании.- Ростов-на-Дону,
«Феникс», 2005
4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.
М., 2007
5. Лепешева Е. Методика диагностики типа школьной мотивации у
старшеклассников/школьный психолог, №9, 2007
6. Понамарева Е.А. Коллекция педагогического инструментария \ Методист,
№6, 2007. с.47 — 48
7. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения.-
М.,«Вако», 2004
8. Соколова Н. Подходы к определению «социально-педагогическая
поддержка // Социальная педагогика №5,2009
9. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград, «Учитель», 2005
10. Шевердин С.Н. У опасной черты. Как уберечь детей от алкоголя – М.,1997
11.Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М., 2005
12. Я выбираю профессию (информационное издание), «Янтарная летопись»,
Приложения
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|