Дом Сергина из д. Мунозера
На острове Кижи в экспозиционном комплексе деревни Васильево находится большой крестьянский дом типа «кошель», срубленный из сосны. В музей-заповедник «Кижи» этот дом-памятник республиканского значения был перевезен в 1972 году и в течение четырех лет восстанавливался кижскими плотниками-реставраторами. Сегодня дом Сергина служит для размещения фондовых коллекции металла и дерева музея-заповедника «Кижи». В долгой истории этого по-своему уникального дома много интересного.
Рисунок 3.19 - Дом крестьянина Сергина из деревни Мунозеро Медвежьегорского района. Конец XIX в. Северо-западный фасад.
По компоновке отдельных объемов строение относится к некогда широко распространенному в Заонежье типу домов «кошель». Под скатами крыши собраны здесь по вековечной северной традиции жилая изба и сарай, хозяйственный двор и хлевы.
Строение имеет два этажа и мезонин; основные его фасады ориентированы на южную и западную стороны. Оба этажа использовались для жилья, а в летнее время жили и в расположенных наверху светелках.
Рисунок 3.20 - Дом Сергина. Фасад.
Отточенностью и совершенством отличается декоративное убранство дома: причелины сплошь покрыты многоярусной выемчатой резьбой, от шеломов свисают изящные полотенца, окна оправлены ладными наличниками, изобретательно, с большим вкусом оформлены балконы. По своей выразительности здание ничем, пожалуй, не уступает «классическим» памятникам гражданской архитектуры музея-заповедника — домам Елизарова и Ошевнева.
Рисунок 3.21 - Дом Сергина.
Рисунок 3.22 - Дом Сергина. Балкон.
Рисунок 3.23 - Дом Сергина. Вид на хозяйственную часть дома.
Рисунок 3.24. Дом Сергина.
Хозяйство Сергиных было крепким: земельный надел, урожай с которого составлял до 500 бабок ржи, 8–12 коров, 4–5 лошадей, водяная мельница, рига с гумном, двухэтажный амбар. Имелись в хозяйстве большая лодка-сойма и выездной кабриолет.
Дом Сергиных — традиционный для Заонежья дом типа «кошель», в котором все подсобные хозяйственные помещения пристроены к жилой части сбоку и перекрыты длинным скатом асимметричной кровли. Отличительной особенностью дома является то, что хозяйственная часть его сдвинута в плане по отношению к жилой. Хозяйственная часть состоит из двора и сарая с сеновалом. Сарай расположен на втором этаже: въезжали туда через ворота по взвозу — покатому бревенчатому настилу. Часть площади сарая занята двумя кладовыми для хранения продуктов, в одной из них прежде размещалась лавка, в которой торговал Иван Лазаревич. Внизу под сеновалом устроены хлева. С южной и северной стороны во двор ведут ворота для загона скота. Особый интерес представляет декоративное убранство дома. Композиционным центром главного фасада является мезонин-светелка, оформленный балконом с витыми столбиками и удивительно красивой по своему рисунку решеткой. Украшенные тонкой сквозной порезкой балясины вплотную примыкают друг к другу, образуя единое орнаментально выдержанное целое. Аналогичным балконом декорирован южный фасад. Под мезонином расположено двухъярусное крыльцо-галерея. Вход на крыльцо, чуть смещенный в сторону от центральной оси, вносит легкую асимметрию в архитектурную композицию главного фасада. Важную роль в убранстве дома играют наличники с филенчатыми ставнями и прямоугольным навершием, резные подзоры, причелины, полотенца. Декор отличается высоким техническим уровнем исполнения резьбы и гармоничным сочетанием мотивов городской и традиционной народной архитектуры.
Сергины — типичная заонежская зажиточная семья, чей уклад жизни основывался на вековых экономических и духовных традициях. Они жили в традиционном для Заонежья доме — «кошеле», занимались, как и многие заонежские крестьяне, торговлей (в частности, владели собственными магазинами в Петербурге), имели в своем роду старообрядцев, были связаны теснейшими родственными узами со многими деревнями Заонежья.
Традиционным был и состав хозяйства: 8-12 коров, 4-5 лошадей. Для продажи семья ежегодно выращивала быка и жеребца. Кроме того, Сергины содержали бойню. Скотину (выращенную и частично закупленную) забивали: часть солили на зиму для себя, часть увозили в Петрозаводск на продажу.
Главой этой большой патриархальной семьи был Лазарь Яковлевич Сергии, родившийся в 1814 году и скончавшийся в 1909. В 70-х годах XIX века он построил в Мунозере большой двухэтажный дом, который через 100 лет в 1972 году был перевезен в музей-заповедник «Кижи».
Заонежские «бесёды»
Некоторые из просторных помещений, подобных избе в доме Елизарова, в зимнее время использовались для проведения молодежных вечеринок - «бесёд». Часто бесёды происходили в курных избах, принадлежащих старикам, вдовам, то есть людям небогатым. Обычно начинались бесёды с праздника Покрова Богородицы (1.10 по ст. стилю), продолжались всю осень и зиму, завершаясь в четверг на масленичной неделе.
Бесёды делились на «прядимыя» и «игримыя», то есть с работой и без работы. На прядимые бесёды специальной квартиры не нанимали, собирались вечерами по очереди у каждой из девушек и пряли лен. Иногда к девушкам полюбезничать и потанцевать приходили парни. Они шумели и озорничали: мешали работать, садились на колени к девушкам, поджигали кудель, прятали прялки. Поэтому девицы исхитрялись изготовить «урок» заранее, чтобы потом отчитаться перед матерью.
Для игримых бесед парни «окупали избу»: в начале 60-х гг. XIX века за «постой, освещение и беспокойство» они платили по 2–3 копейки серебром с человека ежедневно или по 25–30 копеек за зиму. Девушки посещали беседу бесплатно. Парни из чужой деревни вносили двойную плату. Игримые бесёды собирались по воскресным дням, а также перед престольными праздниками или перед постом два раза в неделю. Праздничные бесёды были особенно многолюдны, бывало, «вся волость собиралась в одну квартиру». С расстоянием не считались — 15–20 верст ничего не значило, где был праздник, туда и ездили, особенно в Святки, Никольские и Афанасьевские дни.
Рисунок 3.25 - Игримые бесёды в доме Елизарова
На праздник молодежь надевала лучшие наряды. Богатые девушки были «разодеты в красные парчовые и штофные сарафаны, перехваченные у талии поясом из лент, и тонкие сорочки с польскими (коротенькими) рукавами. На шее у них пестрые платки, которые не закрывают жемчужных ожерельев; в ушах большие жемчужные серьги; на голове -поднизь, т. е. сетка из лошадиного волоса, изнасаженного жемчугом, которая как кружево обрамляет лоб и спускается к ушам». Не менее живописно выглядели парни в синих кафтанах и поддевках, а «бурлаки», ходившие в Петербург на заработки, щеголяли в длинных сюртуках и пальто-пальмерстон.
Рисунок 3.26 - Игримые бесёды в доме Елизарова. Традиционная одежда заонежанок в исполнении кижского фольклорно-этнографического театра
Беседное веселье имело четкую композицию. В начале бесёды девушки и парни сидели по лавкам отдельно — парни в «большом» углу, у икон, девицы — поближе к печке, в «заднем». Пляски и игры тоже следовали друг за другом в установленном традицией порядке. Общая схема заонежского хоровода второй половины XIX века была следующей: «Перепелка» (песня-игра при наборе в круг), «Утушка» (песни-игры, исполняемые попарно), «Круг» (хождение по избе в хороводе), «Шестерка», «Сорви голову» (плясовые песни-игры). В целом заонежская праздничная беседа представляла собой символическое разыгрывание свадебного обряда. Она являлась настоящей выставкой невест, на которой парни и их родители выбирали будущих жен.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|