Памятники архитектуры деревни Ямка
На южной оконечности деревни Ямка стоит дом, перевезенный из деревни Ошевнево на Большом Климецком острове (из той же деревни, что и дом Ошевнева в Заонежском секторе музея). При восстановлении он был подвергнут значительной перепланировке, и сейчас используется в качестве общежития сотрудников музея. Недалеко от него поставлена небольшая часовня апостолов Петра и Павла из деревни Типиницы (Бережная) Медвежьегорского района. Она датируется XVIII веком. Реставрирована по проекту Б. С. Маркова в 1970 году и в 2000 году.
Рядом находится дом крестьянина Ананьева (23) из деревни Грязная Сельга. Дом построен в конце XIX века. Реставрирован по проекту Т. И. Вахрамеевой. Принадлежит к типу севернорусского дома-комплекса «кошель». Рублен «в обло» из сосновых бревен. Крыша двускатная, асимметричная, безгвоздевой конструкции «по курицам и потокам», с покрытием из двух слоев теса.
Рисунок 2.6 - Дом Ананьева
Дом Ананьева отличается традиционным декором. Вокруг окна наличник из гладкостроганой доски с порезкой и накладными «кистями». Нижние концы боковых обналичек также в форме «кистей». Окна горницы и светелки оформлены аналогичными наличниками без ставен. Причелины имеют трехъярусную порезку. Верхние два ряда выполнены выемчатой резьбой на накладной доске. Первый ряд — треугольные зубцы, второй — ломаная трехчастная линия в форме молнии. По нижнему краю — контурная резьба в виде «бегущей волны». На «полотенце» и причелинах сквозной резьбой выполнено изображение розетки — «солнца», под ним ромбовидные «капельки» с круглыми отверстиями в середине. Кронштейны из выпусков двух бревен сруба с объемной порезкой поддерживают выносы кровли. Порезка контурная Крыльцо главного входа украшено резными столбами и плоскими ажурными балясинами.
Рядом с домом Ананьева находится небольшой частный дом, который не является памятником архитектуры, хотя и срублен в соответствии с бытовавшими в Заонежье строительными традициями. Он остался от старой застройки деревни. Далее располагается дом крестьянина Левичева, перевезенный в 1973 году из деревни Усть-Яндома. Дом построен в 1929 году Левичевым Федором Игнатьевичем при участии отца Игнатия Филипповича. Отреставрирован по проекту Т. И. Вахрамеевой. Дом — «брус», имеет форму параллелепипеда и покрыт двускатной кровлей «по курицам и потокам». Дом рублен «в обло». Жилая половина одноэтажная на высоком подклете, включает в себя помещение избы на 3 окна и горницы на 2 окна, разделенные перерубом. Хозяйственная часть двухэтажная: первый этаж — двор, второй — сарай. С южного фасада к сеням примыкает одновсходное открытое крыльцо с площадкой на столбах и взвоз на сарай. Резьба концов причелин сквозная, из полукружий и круглых отверстий.
Рисунок 2.7 - Дом Левичева из д. Усть-Яндома
Следующий дом деревни Ямка — дом крестьянина Пономареваиз деревни Маньшино. Первоначально принадлежал семье зажиточных крестьян Маньшиных, у которых был отобран при раскулачивании. Перевезен на остров Кижи в 1970 году (проект реставрации А. В. Ополовникова). Дом построен в конце XIX века и представляет собой северный русский дом-комплекс, с двухрядной слитной параллельной связью жилых и хозяйственных помещений, в плане приближающийся к квадрату.
Рисунок 2.8 - Дом Пономарева из д. Маньшино
Тип дома — «кошель», перекрыт двускатной асимметричной крышей. Стены рублены «в обло», крыша безгвоздевой конструкции «по курицам и потокам». Жилье трехчастное, на подклете, состоит из двух изб — четырехстенков и расположенных между ними сеней. На сарае имеется жилая клеть, примыкающая к южной избе. Хозяйственная часть двухэтажная: первый этаж — двор с хлевами, второй — сарай, опирающийся на столбы-«быки». Взвоз на сарай перпендикулярен северной стороне сруба. Вход в дом решен в виде высокого одновсходного крыльца на четырех столбах с верхней площадкой-рундуком. Жилая часть дома на уровне второго этажа с трех сторон имеет галерею-гульбище, опирающуюся на консоли — выпуски бревен сруба. Ограждения гульбища — дощатые балясины криволинейных очертаний. На южную сторону выходит балкон на консолях, огражденный перилами с дощатым балясником.
Следующий памятник архитектуры изначально находился в деревне Ямка. Это большой дом Мошниковой (по имени последней владелицы). Дом был построен в начале XX века и первоначально принадлежал семье крестьян Аникиных. Это севернорусский дом-комплекс типа «брус» с уширенной хозяйственной частью. Он имеет форму параллелепипеда, перекрытого симметричной двускатной крышей над жильем и над хозяйственной частью. Жилая часть — пятистенок с продольным симметричным перерубом, разделяющим избу и горницу. Жилье двухчастное (изба-горница) на обоих этажах, с боковушками в сенях на каждом этаже. Взвоз на сарай расположен с южной стороны.
Рисунок 2.9 - Дом Мошниковой
Рядом с домом Мошниковой находится дом Березкиной из деревни Грязная Сельга. Дом построен в 1925 году местной артелью плотников. Реставрирован в 1976–1978 годах по проекту Л. Н. Салмина. Представляет собой дом-комплекс типа «брус», с хлевами, выступающими за боковую стену сарая. Это типичная крестьянская постройка начала XX века. Крыша двускатная, с самостоятельным скатом над выступающей частью хлевов. Жилье двухчастное (изба-сени) на подклете с симметричным продольным перерубом по линии: изба-горница. Нижние сени имеют дополнительное жилье (боковушку). Такая же боковушка и на основном этаже. Под горницей имеется самостоятельный вход с торцового фасада. Хозяйственная часть двухэтажная (1-й этаж — двор с хлевами, 2-й — сарай). Сарай опирается на столбы-«быки». На торцовом, выходящем на озеро, фасаде 6 окон избы и горницы, окно чердака и окно северного подклета. На северном фасаде — 6 окон горницы и боковушки, два окна нижней боковушки. Здесь же взвоз и ворота сарая. На южном фасаде — двустворчатые ворота на двор. Вход в дом с крыльцом в виде простой поземной площадки перед входом. Декор фасадов скромен. Наличники из простой профилированной доски. Причелины и полотенца главного фасада украшены сквозной геометрической резьбой.
Рисунок 2.10 - Дом Березкиной из д. Красная Сельга
За домом Мошниковой находится конюшня. Она построена в середине 1940-х годов в деревне Ямка. Это рядовая хозяйственная постройка колхозного периода. Вытянутый прямоугольный сруб с торцовым входом, перекрыт двускатной кровлей. Внутреннее пространство конюшни разделено по горизонтали на два функционально разнородных помещения: внизу — стойла, вверху — сеновал.
Пожалуй самым большим крестьянским домом деревни Ямка является дом крестьянина Пертякова из деревни Усть-Яндома.
Рисунок 2.11 - Дом Пертякова из д. Усть-Яндома
Он построен в начале XX века местными плотниками для семьи Пертяковых. На остров Кижи перевезен в 1966 году и отреставрирован по проекту А. В Ополовникова. Представляет собой типичный северный русский дом-комплекс типа «брус» со слегка расширенной по отношению к жилью хозяйственной частью. В связи с этим дом перекрыт симметричной двускатной крышей над жильем и асимметричной над хозяйственной частью. Обе крыши имеют общий конек. Жилье двухчастное, двухэтажное, пятистенок с продольным симметричным перерубом (изба-горница) на обоих этажах, с сенями и жилой боковушкой. На чердаке имеется светелка. Хозяйственная часть двухэтажная (1-й этаж — двор с хлевами, 2-й — сарай) с кладовками, примыкающими к стене сеней. Взвоз на сарай расположен перпендикулярно боковой стене сарая. Вход в дом с южной стороны решен в виде одновсходного неогражденного крыльца с тремя ступенями и расположенным над ним балконом-выходом. Балкон опирается на три столба, имеет самостоятельную односкатную крышу, поддерживаемую тремя витыми столбами. Ограждение балкона в виде плоских прорезных балясин. Крыша дома безгвоздевая «по курицам и потокам». Хозяйственная часть дома опирается на столбы-«быки». Оконные наличники в виде простых профилированных досок.
Между домом Пертякова и домом Березкиной находится амбар, который был построен в начале XX века в деревне Ямка. В его основе — прямоугольный одноэтажный сруб. Двускатная кровля выполнена «по курицам и потокам». Вход устроен в одной из боковых стен. Перед входом имеется настил по выпускам бревен нижнего венца. Бревна изнутри не отесаны. Стены рублены «в обло». Внутреннее помещение не имеет дополнительного оборудования.
Рисунок 2.12 - Амбар. В отличие от бани, также стоящей на воде, имеет украшения в виде причелин и полотенца.
На северной окраине деревни Ямка расположены еще два дома-памятника. Дом Никонова из деревни Липовицы построен в конце XIX века. Это типичное жилище малосемейного крестьянина Заонежья того времени.
Рисунок 2.13 - Дом Никонова из д. Липовицы
Дом типа «брус» с продольной связью равношироких жилой и хозяйственной частей. Перекрыт двускатной симметричной крышей «по курицам и потокам». Передний фасад выполнен в 2 окна с глухим фронтоном. Вход в дом находится со стороны бокового фасада. Крыльцо одновсходное с небольшой площадкой на столбах. На этом же фасаде — ворота в дворовую часть. Жилье одноэтажное, без подклета, двухчастное (сени — изба). Хозяйственная часть одноэтажная с антресолью. Антресольный этаж сарая опирается на столбы-«быки». Дом рублен «в обло». Потоки, причелины, полотенце орнаментированы глухой и сквозной резьбой. Реставрирован в 1973 году по проекту С. И. Шкерина.
Рядом с домом Никонова находится массивный дом крестьянина Вичурина из деревни Вигово. Дом построен в начале XX века. Реставрирован в 1971–1972 годах по проекту А. В. Ополовникова. Принадлежит к севернорусским домам-комплексам типа «брус» с уширенным сараем и однорядной связью жилых и хозяйственных помещений. Дом перекрыт двускатной симметричной крышей с удлиненным скатом над выступом хозяйственной части.
Рисунок 2.14 - Дом крестьянина Вичурина из деревни Вигово
Рисунок 2.15 - Дом Вичурина из д. Вигово.
Жилье двухэтажное, с жилой светелкой на чердаке, представляет собой пятистенок с продольным симметричным перерубом (изба-горница) с сенями, в которых выделены две жилые клети на первом и втором этажах. На фронтоне жилой части устроено трехчастное окно светелки.
Хозяйственная часть двухэтажная: первый этаж — двор с хлевами, второй — сарай. Второй этаж хозяйственного помещения опирается на столбы-«быки». Взвоз на сарай расположен под углом к выступу хозяйственной части, на западном боковом фасаде дома, вдоль стены жилой части. Главный фасад имеет 6 окон на каждом этаже. На западный фасад выходят 12 окон первого и второго этажей. Вход в дом расположен на восточном боковом фасаде и решен в виде одновсходного не огражденного крыльца и расположенного над ним балкона, поддерживаемого столбами.
Около дома Вичурина располагаются четыре хозяйственные постройки: к северу на самой окраине деревни — амбар и рига, на берегу — амбар на воде и баня (кстати, всего в деревне Ямка имеется 6 бань, срубленных по традиционному образцу конца XIX — начала XX века, которые по сей день используются по своему назначению).
Амбар на воде из деревни Мижостров построен в начале XX века. На острове Кижи — с 1968 года, отреставрирован по проекту А. В. Ополовникова. Первоначально предназначался для хранения рыбы Постройка, квадратная в плане, имеет форму параллелепипеда, перекрытого двускатной крышей «по курицам и потокам». Стены рублены «в обло». Нижние венцы, находящиеся под водой, рублены «в ряж». Внутри амбара вдоль одной из стен расположены сусеки. Дверь входа трехкосящатая с сопряжением косяков «в ус». Причелины и полотенце с городковой и сквозной резьбой. Основной мотив резьбы полотенца — солярные знаки: восьмилепестковая розетка и круг с вписанным ромбом.
Второй амбар у дома Вичурина перевезен на остров Кижи из деревни Липовицы. Отреставрирован в 1972 году по проекту Т. И. Вахрамеевой. Он построен в начале XX века. Амбар двухкамерный, двухъярусный с открытым предмостьем. Функционально первый ярус предназначался для зерна и муки, второй — для хранения меховой одежды. Постройка перекрыта двухскатной крышей с редко врубленными слегами. Входы в оба отсека выходят на боковой фасад с некоторым смещением относительно оси симметрии. Вдоль фасада с входами — открытое предмостье. Внутри амбара стены первого яруса разделены глухой стеной на две неравные части. На второй ярус ведет лестница. Скаты кровли оформлены резными причелинами.
Рига также была перевезена в музей-заповедник «Кижи» из деревни Липовицы в 1972 году (проект реставрации Б. С. Маркова). Была построена в конце XIX века. Типичная для Заонежья хозяйственная постройка для сушки и обмолота зерна. Постройка перекрыта симметричной двускатной крышей «по курицам и потокам». Стены рублены «в обло». Вход в ригу решен в форме широких двустворчатых ворот. Над ними волоковое окно. На восточном фасаде — волоковое окно с задвижкой. Внутри дощатые полы по деревянным балкам.
На западной окраине деревни Ямка, у дороги ведущей в северную часть острова Кижи, находится ветряная мельница из деревни Вороний Остров. Она была построена в 1921 году крестьянином Барышевым. Отреставрирована в 1976–1978 годах по проекту Т. И. Вахрамеевой. Тип мельницы — «столбовка».
Рисунок 2.16 - Ветряная мельница из деревни Вороний Остров
Постройка двухэтажная, прямоугольная в плане. Стены срублены из толстых отесанных с двух сторон бревен. Крыша двухскатная, дощатая. Вращение мельницы обеспечивает осевой столб, врытый в землю и зажатый крестовиной из бревен. Шесть нижних продольных балок основания мельницы жестко связаны с двумя поперечными, лежащими непосредственно на крестовине. Поворот мельницы осуществляется при помощи выступающего рычага («воротила») жестко связанного с основанием мельницы. Вход — трехкосящатая дверь на задней стене. Мощный вал приводится в движение шестью крыльями мельницы. Жестко закрепленное на валу шестеренчатое колесо приводится во вращение крыльями, передает вращение на жернова и приводите поступательное движение песты. Чуть поодаль к северу от мельницы находится кузница, которая была перевезена из деревни Южный Двор в 1970 году (проект реставрации Д. А. Каурова). Это традиционная постройка, характерная для заонежских деревень конца XIX -начала XX века, одна из последних, дошедших до нашего времени. Низкий квадратный в плане сруб, перекрытый односкатной пологой крышей. Вход через двухкосящатый дверной проем с одностворчатой дверью. Помещение освещается тремя окнами: одно на главном и два на боковых фасадах. Полы вымощены кирпичом. Над горном — металлический дымник. Кузница используется по своему прямому назначению и имеет современное оборудование.
Рядом с деревней Ямка, на Нарьиной горе находится часовня Спаса Нерукотворного из деревни Вигово. В 1968 году часовня была обследована А. В. Ополовниковым, после чего перевезена на остров Кижи и восстановлена по его проекту, с реконструкцией на вторую половину XVIII века.
Нарьина Гора - это самая высокая точка острова Кижи. С нее открывается живописный вид на окрестности, прекрасно виден Кижский ансамбль, деревни Ямка и Васильево на острове Кижи, Пудожский сектор в северной части острова, а также деревни, находящиеся через пролив на материке. Ранее здесь находилась другая часовня — во имя Святого Духа. Эта «родная» часовня деревни Ямка сгорела во время пожара в 1944 году.
Рисунок 2.17 - Часовня Спаса Нерукотворного из д. Вигово
Рисунок 2.18 - Вид на Нарьину гору и часовню Спаса Нерукотворного
Часовня Спаса Нерукотворного датируется рубежом XVII-XVIII веков. Она представляет собой традиционный тип клетского храма. Первоначально часовня являлась двухчастной с разновеликими крышами. В конце XVIII века здание было реконструировано с пристройкой сеней, над которыми на восьмерике поставлена шатровая звонница. Над восточной клетью, на небольшой шейке установлена главка. С юга к сеням часовни пристроено одномаршевое крыльцо с двускатным навесом на столбах. Помещение собственно часовни перекрыто «небом». Сохранилось иконописное убранство памятника. Иконы «неба» датированы второй половиной XVII века. Иконы двухъярусного иконостаса относятся к XVIII веку.
Рисунок 2.19 - Восьмерик часовни Спаса Нерукотворного
Чуть пониже часовни, на развилке дорог, ведущих в сторону деревни Васильево и Пудожского сектора, музея находится поклонный крест из деревни Хашезеро. Он перевезен на остров Кижи в 1974 году. Крест восьмиконечный на бревенчатом постаменте под двускатным навесом на четырех столбах. Покрыт традиционными для православных крестов надписями и изображениями.
Рисунок 2.20 - Поклонный крест из д. Хашезеро
Поклонные кресты традиционно ставились на деревенских улицах, на перекрестках дорог и были своеобразными часовнями: в представлениях крестьян перекрестки всегда были связаны с нечистой силой, где душа человека наиболее открыта для нечистого. Однако кресты ставили не только как защиту от нечистой силы, но и как своеобразные верстовые столбы или в память о каком-либо событии. Возведение этого креста в заонежской деревне связано с победой русского оружия в Отечественной войне 1812 года (в одной из розеток указана дата — 1812 год).
Навес над крестом нарядно украшен. Двускатная кровля с резными причелинами и поддерживающие ее резные столбики являются традиционным убранством подобных сооружений.
Деревня Васильево
На западном берегу острова Кижи живописно раскинулась небольшая деревня Васильево. Это музейная реконструкция заонежской деревни конца XIX — начала XX века, созданная на месте старого, исторически сложившегося поселения. Она включает в себя часовню Успения Богородицы, построенную на рубеже XVII — XVIII веков, несколько крестьянских домов и хозяйственных построек, перевезенных сюда за последние годы из окрестных деревень.
Первые упоминания о деревне относятся к 1582 году. Первоначальное название — «Большой Двор у часовни» — раскрывает историю возникновения поселения. Деревнями «Большого Двора» назывались центры владений новгородских бояр в северных погостах, где сосредоточивалось управление подвластными территориями. В XV веке поселение входило в состав земель боярина Луки Федорова, от имени которого произошло второе название деревни «Лукинщина», закрепившееся за ней в XVIII веке. Современное название Васильево появилось в исторических документах только в начале XX века. Происхождение его связано с фамилией крестьян, которые в этот момент, жили в деревне. Возникнув в XV–XVI веках, деревня Васильево долгое время была нежилой, т. е. «пустошью», покинутой жителями по неизвестным причинам. Только в XVIII веке жизнь в поселении возобновилась. В отличие от деревни Ямка деревня Васильево всегда была маленькой и состояла самое большое из 3 дворов. В 1794 году в единственном доме жила семья из 7 человек, в 1905 году в трех дворах проживали 19 человек. Основным занятием жителей было сельское хозяйство, поля располагались сразу же за деревней. Крестьянские хозяйства, по всей видимости, были достаточно крепкими, т. к. скота держали всегда много: в 1833 году на 8 жителей приходилось 2 лошади и 11 коров, а в 1905 году три семьи деревни держали 4 лошади и 8 коров. Так же, как все крестьяне острова Кижи, перевозили скот на все лето на материковую часть. Помимо земледелия крестьяне занимались рыболовством.
Архитектурной доминантой деревни Васильево является часовня Успения Богородицы. Она датируется второй половиной XVII–XVIII веками. Это самая древняя постройка, сохранившаяся на острове Кижи. Датировка подтверждается рядом конструктивных особенностей часовни, состоянием и видом обработки бревен, характером письма икон, украшавших ее интерьер.
Рисунок 2.21 - Часовня Успения Богородицы в деревне Васильево. XVII–XVIII вв.
Часовня Успения Богоматери представляет собой традиционный тип клетских часовен. Она состоит из трех частей: собственно часовни, трапезной и сеней. Над сенями расположен восьмерик с открытой звонницей, над которой на восьми столбах установлен шатер, увенчанный маленькой главкой. Восточный сруб собственно часовни выше срубов трапезной и сеней, увенчан луковичной главкой с крестом, установленной на небольшом восьмерике. Первоначальный облик часовни был иным. В начале XVIII века это было небольшое сооружение, состоящее из двух разновысоких клетей — молельни и трапезной.
С запада к часовне примыкало крыльцо. Площадь трапезной значительно превышала размеры молельного помещения, что объясняется большим мирским значением трапезной XVIII века как места крестьянских сходов. Трапезная была оборудована широкими пристенными лавками с резным подзором по всей длине.
Васильевская часовня, расположенная на открытом месте, ближе к берегу озера, служила и ориентиром для лодок, проплывавших по существовавшему здесь издавна водному пути. Это определило некоторые особенности ее архитектурного облика. Для придания сооружению более выразительного высотного характера главка над молельней была посажена не прямо на конек двускатной кровли, а приподнята на небольшой восьмерик. Низменное, открытое со всех сторон место предполагает и отличительные особенности постройки преобладание в композиционном решении горизонталей. Поэтому часовня как бы растворяется в пейзаже.
Во второй половине XIX века был увеличен объем внутренних помещений часовни благодаря пристройке с запада сеней, подведенных под одну крышу с трапезной. Над сенями была возведена шатровая звонница. Благодаря этому часовня приобрела более нарядный и живописный вид. Звонница, крыльцо, свесы крыши были украшены резными подзорами, причелинами, по коньку крыши был установлен резной гребень.
К концу XIX века изменилось традиционное представление о красоте деревянных храмов. Чтобы придать Васильевской часовне более современный вид городского каменного строения, ее стены были покрыты гладкой обшивкой из досок, лемех главок был скрыт под листами жести, стены изнутри были оклеены обоями.
Облик второй половины XIX века (до поновлений) часовня Успения Богородицы приобрела после реставрации проведенной в 1977 году Карельской реставрационной мастерской по проекту архитектора Т. И. Вахрамеевой.
Среди домов деревни Васильево своими размерами, планировкой и декоративным убранством выделяется дом из деревни Мунозеро, построенный в 70-х годах XIX века зажиточным крестьянином Лазарем Яковлевичем Сергиным (1814-1903). По семейному преданию предки Сергиных пришли в Заонежье из Новгорода. Маленького Сергу — родоначальника фамилии — родители принесли с собой в берестяном коробе. У внука Сергия — Лазаря - было пятеро детей: четверо сыновей — Иван, Степан, Дмитрий, Сергей и дочь Марфа. Двое сыновей занимались торговлей в Петербурге: Сергей Лазаревич имел посудный магазин, Дмитрий Лазаревич — кожевенный. Третий сын — Иван -крестьянствовал и держал бакалейную лавку в отеческом доме в Мунозере. Четвертый — Степан, отслужив в Преображенском полку в Санкт-Петербурге, вышел в отставку и посвятил себя земской деятельности. Все сыновья Лазаря Яковлевича, кроме Дмитрия, были женаты на заонежанках из зажиточных семей.
Наряду с крестьянскими домами в деревне Васильево находится несколько хозяйственных построек. У дома Сергина расположен амбар Абрамовой из деревни Великая Нива, который был построен предположительно в конце XVIII — начале XIX века и интересен как тип небольших хозяйственных сооружений, традиционный для народного деревянного зодчества. Амбар однокамерный, двухэтажный с внутренней лестницей, без предмостья. Амбар рублен «в обло» и покрыт двускатной крышей безгвоздевой конструкции. Слеги кровли врублены в каждый самец фронтонов. Это наиболее архаичная деталь постройки. Стены первого этажа изнутри гладко отесаны со скруглениями углов. В стены врублены сусеки. Перевезен на остров Кижи и восстановлен по проекту В. И. Викулина в 1978 году. От старой деревни Васильево конца XIX века сохранилось всего два дома. Они принадлежали двум семьям Васильевых.
Рисунок 2.22 - Дом Васильева
Рисунок 2.23 - Дом Васильева
Самым большим и внушительным домом деревни был «большой» дом зажиточного крестьянина Васильева, построенный в конце XIX века. Семья Васильевых состояла из 6 человек: хозяина Федора Алексеевича, хозяйки Марии Егоровны, деда Алексея, сына Егора и двух дочерей: Марии и Анны. Хозяйство было одним из самых богатых в деревне: держали 3–4 коровы, 2 лошади, имели несколько лодок, хлебный и рыбный амбары, ригу. Наряду с земледелием семья активно занималась рыболовством. Промышляли только ценную крупную рыбу — судака, лосося, палию, форель. Пойманной рыбой торговали. После 1917 года крестьяне продолжали вести патриархальное хозяйство, использовали наемный труд. В 1937 году хозяин дома Ф. А. Васильев вместе с женой были раскулачены и высланы с острова Кижи. В 1988–89 годах дом отреставрирован по проекту И. Шургина. В настоящее время в доме располагаются административные помещения музея «Кижи».
Дом Васильева представляет собой традиционное жилье заонежского крестьянина конца XIX века. Тип дома — «брус». Жилая и хозяйственная части дома покрыты двускатной крышей с удлиненным скатом над расширенной частью сарая. Двухэтажная жилая часть представляет собой пятистенок с продольным перерубом. На каждом этаже расположено по два помещения: изба и горница. В сенях первого и второго этажей у северной стены находятся кладовые. На лицевой западный фасад первого и второго этажей выходят по три окна горницы и по три окна избы. На чердаке располагается светелка. Вход в дом находится на южном фасаде. В дом ведет одномаршевое крыльцо-галерея, перекрытое односкатной кровлей.
Рядом с историческими постройками деревни Васильево расположены два дома, перевезенные на остров Кижи из других деревень. Это дом Сергеевой из деревни Липовицы и дом Кондратьевой из деревни Верхняя Путка.
Дом Сергеевой перевезен в Кижи в 1974 году (реставрация произведена по проекту Т. И. Вахрамеевой). Постройка дома относится к XIX веку. Он установлен на некотором расстоянии от большого дома Васильевых и главным фасадом обращен на озеро. Это традиционный тип крестьянского жилища — «брус». Жилая часть поднята на высокий подклет и объединяет две избы, горницу, кладовые и светелку на чердаке. В двухэтажной хозяйственной половине — двор с хлевами и сарай. Дом срублен «в обло» и покрыт двускатной безгвоздевой крышей. Однако от обычных домов-«брусов» его отличает наличие типичного для Заонежья гульбища, опоясывающего жилую часть. Оживляет архитектуру дома высокое, легкое крыльцо, нарядное убранство наличников и богато оформленный, с тройными арочками и резными столбиками, балкон.
Рисунок 2.24 - Дом Сергеевой из д. Липовицы
Рисунок 2.25 - Дом Сергеевой из д. Липовицы
Дом Кондратьевой из деревни Верхняя Путка (Шуньга) построен в 80-е годы XIX века крестьянином-бедняком Никитой Алексеевичем Пятнициным — первым хозяином дома. Последней владелицей дома была Анастасия Алексеевна Кондратьева. В 1977 году дом был перевезен на остров Кижи и восстановлен по проекту Л. Н. Салмина. Дом Кондратьевой также относится к типу «брус», однако он намного меньше, проще и скромнее дома Сергеева. Дом одноэтажный, жилая часть стоит на невысоком подклете. Три окна избы выходят на главный фасад здания. В сени ведет крыльцо, примыкающее к дому с южной стороны. Крыльцо одновсходное, на столбах без навеса над площадкой. Крыша над домом безгвоздевая, причем над жилым помещением -вальмовая, т. е. имеет смешанную слеговую и стропильную конструкцию. Дом Кондратьевой лишен всяких декоративных деталей. Простота и скромность облика дома продиктованы соображениями экономии — хозяин дома был одним из беднейших жителей деревни.
Рисунок 2.26 - Дом Кондратьевой из д. Верхняя Путка: Западный фасад
Остальные хозяйственные постройки деревни Васильево расположены на берегу озера в ее северной части.
Амбар Кузнецова из деревни Пегрема был построен в конце XIX века. Представляет собой двойной одноярусный хлебный амбар с галереей и входами на боковом фасаде. Строение имеет вид прямоугольного в плане сруба с поперечным перерубом. Бревна в углах сопряжены традиционным способом — «в обло». На выпусках фронтонных стен установлено предмостье с тремя ступенями. Навес галереи опирается на выпуски бревен и три столба. Амбар перевезен на остров Кижи и восстановлен по проекту Д. А. Каурова в 1979 году.
Рисунок 2.27 - Амбар Кузнецова из д. Пегрема
Амбар Мамонтовой из деревни Ламбасручей датируется концом XIX века. Перевезен в 1976 году. Это двухъярусный хлебный амбар с галереей перед входом. Построен в виде клети, почти квадратной в плане. Навес опирается на выпуски бревен торцевых стен. Кровля — двускатная гвоздевая. Для сообщения между ярусами устроена внутренняя лестница.
Рисунок 2.28 - Амбар из д. Ламбасручей
Наряду с амбарами в этой части деревни поставлен макет бани. Баня выполнена по обмерным чертежам А. В. Ополовникова и полностью повторяет баню из деревни Усть-Яндома, датируемую концом XIX века. Она представляет собой в плане пятистенок с поперечным перерубом. Крыша двускатная, тесовая, по «курицам и потокам». В бане находятся печь-каменка, лавки для мытья и полог. Помещение предбанника без потолка. В стены предбанника врублены друг против друга две скамейки. Напротив входной двери в стене сделано несколько деревянных штырей — «вешал» для одежды. Над длинной скамьей бани в торцовые стены врублен брус — грядка для просушки белья. Стены в самой бане и предбаннике не стесаны. Пол и потолок сработаны из простых плах.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|