Структурно-логическая схема
2.4. Временной график изучения дисциплины
№
| Название раздела (темы)
| Продолжительность
изучения раздела (темы)
(из расчета – 4 часа в день)
| 1.
| Раздел 1. Введение в социологию
| 3 дн.
| 2.
| Раздел 2. Социология личности
| 3 дн.
| 3.
| Раздел 3. Социологический анализ общества
| 8 дн.
| 4.
| Контрольная работа
| 3 дн.
|
| ИТОГО
| 17 дн.
|
Практический блок
Практические занятия (очная и очно-заочная формы обучения)
Номер и название
раздела (темы)
| Наименование практических занятий
| Кол-во часов
| 3.1. Социологический анализ общества
| Структура общества
|
|
Методические указания по подготовке к семинару
Вопросы семинарских занятий могут корректироваться ведущим преподавателем. Литература, рекомендуемая к семинарам, также может дополняться преподавателем или самими студентами как из библиографического списка (см. пп. 3.1. в «Информационные ресурсы дисциплины»), так и из вновь издаваемой литературы.
План семинара по теме
«СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ
СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ»
Литература: [1], гл. 4, 8-10, 13; [2], с. 28-39; [3], гл. 9-13;
[4], гл. 7, 9, 12-14; [5], гл. II, XII; [8]; [9], гл. 3, 6, 9-17; [11].
Вопросы для обсуждения
1. Общество: понятие, характерные признаки.
2. Общество как социальная система.
3. Структура общества: функции, статусы, группы, роли, институты.
4. Типология обществ.
5. Социальная стратификация: сущность, исторические типы страт.
6. Социальная мобильность и ее формы.
7. Функционализм и теория конфликта о причинах и возможностях преодоления социального неравенства.
Темы докладов и рефератов
1. Т. Парсонс и Р. Мертон о системном подходе к обществу.
2. К. Маркс о классовой структуре общества и причинах социального неравенства.
3. Современные критерии стратификации.
4. Роль церкви в аграрных или традиционных обществах.
5. Индустриальное общество: характерные черты.
6. Органический и «догоняющий» типы модернизации.
7. Постиндустриальное, или информационное, общество.
8. Факторы восходящей социальной мобильности.
9. «Утечка умов» как современная форма горизонтальной мобильности.
Методические указания по самоподготовке к семинарам
При подготовке к семинару внимательно рассмотрите вопросы семинара и, используя приведенные выше рекомендации по изучению соответствующей темы курса и рекомендуемую литературу, составьте расширенный план или тезисы ответов по каждому вопросу. Ответ должен занимать 7-10 мин.
Можно подготовить доклад по указанной тематике (до 15 мин.) и выступить с ним на семинаре, либо написать небольшой реферат (до 4-5 с.) и сдать его преподавателю.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Библиографический список
Основной:
1. Кравченко, А.И. Социология: Учебник для студентов вузов /
А.И. Кравченко. – М.: Акад. проект; Фонд «Мир», 2005.
2. Лопушанский, И.Н. Социология: учебно-методическое пособие (учебное пособие) / И.Н. Лопушанский. – М.: Изд-во СЗТУ, 2007.
3. Фролов, С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений /
С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2003.
Дополнительный:
4. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: УРСС, 2005.
5. Громов, И.А. Западная социология. Учебное пособие для вузов /
И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. – СПб.: Изд-во ДНК, 2003.
6. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2004.
7. История социологии XIX - начала XX века: В 2-х чч.: Учеб. пособие. – М.: Владос, 2005. – Ч. 1: Западная социология; Ч. 2: Русская социология.
8. Ритцер, Д. Современные социологические теории / Д. Ритцер. – СПб.: Питер, 2002.
9. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. – М.: Феникс, 1998.
10. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изме нений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П.А. Сорокин. – СПб.: Изд-во РХГИ , 2000.
11. Социологическая энциклопедия: В 2-х тт. / Нац. обществ. фонд; гл. ред. В.Н. Иванов, чл.-корр. РАН. – М.: Мысль, 2003. – Т. 1: А-М; Т. 2: Н-Я.
3.2. Опорный конспект лекций по дисциплине*
Введение
Социология призвана помочь студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, особо остро происходящие в современной России, разобраться в причинах и последствиях социального неравенства, межэтнических, экономических и политических конфликтов, болезненной трансформации институтов российского общества, оценить неотложные задачи социальной политики государства, формируя их ценностные ориентации и активную гражданскую позицию.
В заочном техническом вузе курс социологии излагается в иной методической постановке, чем в обычном институте: в его преподавании приходится отходить от предметного и опираться на проблемный подход, ограничиваться центральными вопросами социализации личности, структуры и динамики современного общества, управления малыми и крупными группами и общностями.
Модуль 1
I. Введение в социологию
В разделе изучаются две темы.
Формы изучения: лекции и самостоятельная работа с рекомендованной литературой.
Формы контроля: самопроверка по вопросам, указанным к темам раздела; тестирование для очного и очно-заочного обучения; контрольная работа, в тематику которой входят вопросы раздела; итоговый зачет по курсу.
По завершении работы с теоретическим материалом следует ответить на вопросы для самопроверки, приведенные в конце каждой темы. В случае возникновения неясностей следует обратиться к соответствующим разделам электронного пособия. По теме 5 проводится семинар (для очной и очно-заочной форм образования), рекомендации по подготовке к которому смотрите в разделе 2.5. Выполнение контрольной работы производится в соответствии с типовыми методическими требованиями СЗТУ.
* Прим. Нумерация разделов и глав соответствует рабочей программе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|