Функциональные стили русского языка
Вопросы.
- Особенности научного и официально-делового стилей:
- сфера функционирования;
- функции и стилистические особенности текстов;
- жанровые разновидности;
- языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические)
2. Публицистический стиль:
- сфера функционирования;
- функции и стилистические особенности текстов;
- жанровые разновидности;
- языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические).
3. Художественный стиль. Соотношение понятий литературный язык и язык художественной литературы.
4. Особенности разговорного стиля.
Задание 1.
1. На примере предложенного ниже текста охарактеризуйте функции научного стиля, общестилистические, жанровые, лексические, морфологические и синтаксические особенности.
Задание 2. Преобразуйте фрагмент научной речи в публицистику.
Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а также умение использовать выразительные средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
Термин «Культура речи» употребляется в широком смысле (и тогда имеет место синоним «Культура языка»). В этом случае имеются в виду образцовые тексты письменности, а также потенциальные свойства языковой системы. В узком смысле под Культурой речи понимают конкретную реализацию языковых свойств и возможностей в условиях повседневного – устного и письменного общения.
Задание 3. Подготовьте небольшой научный текст (10 предложений) на тему «Моя будущая специальность», докажите, что это именно научный стиль.
Литература:
1. Русский язык и культура речи / Под ред. С.Р. Омельченко. Волгоград, 2011. С. 46-58.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д, 2003 (и более поздние издания).
3. Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 1998.
4. Винокур Г.О. Язык литературы и литературный язык // Филологические исследования. Лингвистика и поэтика. – М.: Наука, 1990. – С. 14-287.
5. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1993.
6. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. – М.: Педагогика-пресс, 1994.
Задание 4. Заполните таблицу, используя материал для справок.
| Научный
| Официально-деловой
| Публицис-тический
| Художествен-ный
| 1. Сфера общения
|
|
|
|
| 2. Основные цели общения
|
|
|
|
| 3. Способ общения
|
|
|
|
| 4. Основная функция
|
|
|
|
| 5. Типичный вид речи
|
|
|
|
| 6. Основная форма речи
|
|
|
|
| 7. Способ изложения материала
|
|
|
|
| 8. Полнота изложения (смысловая законченность)
|
|
|
|
| 9. Объективность
|
|
|
|
| 10. Точность
|
|
|
|
| 11. Ясность
|
|
|
|
| 12. Экспрессивность
|
|
|
|
| 13. Стандартизированность
|
|
|
|
|
Материал для справок.
1. Сфера общения: общественно-политическая, научная, правовая, бытовая.
2. Цель общения: передача информации; убеждение; предписание или указание; соблюдение этикета; эстетическое воздействие.
3. Способ общения: а) массовый, личный; б) контактный, неконтактный, косвенно-контактный.
4. Функция: коммуникативная, воздействия, этикетная, эстетическая.
5. Вид речи: монолог, диалог, полилог.
6. Форма речи: письменная, устная.
7. Способ изложения материала: формально-логический, констатация или утверждение, произвольный (прерывистость и непоследовательность с логической точки зрения), художественно-образная конкретизация.
8-13. Объективность, точность, ясность, экспрессивность, стандартизированность, полнота изложения: «есть» (+), «нет» (–).
Задание 5. Прочитайте текст. Подчеркните языковые средства, характерные для научного стиля. Измените текст так, чтобы он был полностью выдержан а) в разговорном, б) в научном стиле.
– Папа, я хочу на завтрак кукурузных хлопьев. Неужели и сегодня овсянка?
– Да. Мама выдвинула предположение, что ввиду похолодания будет полезно повысить температуру твоего тела путем поедания тобою овсянки. Кроме того, ввиду упомянутых температурных условий твои связанные бабушкой перчатки и пальто с теплой подкладкой и капюшоном, несомненно, должны быть надеты.
– Можно посыпать овсянку сахаром?
– Отсутствие сахара в сахарнице, имеющейся в нашем распоряжении, отмечалось некоторое время тому назад папой. Однако в настоящее время очередная доза этого вещества доставляется мамой из кухни, где оно хранится в специально приспособленном контейнере.
– Папа, я не хочу сегодня в школу. Не каждый же день туда ходить!
– Несколькими исследователями было независимо показано, что недостаток школьного образования может впоследствии отрицательно повлиять на способность индивидуума зарабатывать деньги. Кроме того, другие папы сообщали, что, в частности и в особенности, та школа, которой папа платит деньги, является очень хорошей. Другим фактором, который необходимо принимать во внимание, является относительная свобода, которой мама пользуется днем в твое отсутствие, в силу чего имеется возможность уделять внимание лишь бэби и себе самой.
– Но зачем туда ходить каждый день?
– Предыдущее высказывание по данному вопросу игнорируется полностью. Создается впечатление, что в этот момент ты не слушала. Доводы настоящего оратора сводятся к следующему: при отсутствии преимуществ в образовании, которые обеспечиваются регулярным посещением нормальной школы, могут наблюдаться пробелы в знаниях, а этот недостаток, в свою очередь, может привести к бедствиям, проистекающим из недостаточности денежных резервов.
– Папа, бэби плачет. Он всегда плачет.
– Да. Многие подчеркивали, что наш бэби выделяется в этом отношении. Твое наблюдение находится в согласии с сообщениями как мамы, так и дяди Билла. Некоторые другие посетителя, однако, которым приходилось изучать это явление на других бэби, оспаривали очевидную уникальность этого аспекта бихевиористической характеристики рассматриваемого бэби как кажущуюся.
– Я люблю дядю Билла. Когда он придет?
– Кажется весьма вероятным, если принять во внимание все имеющиеся отношение к делу факты, что папа войдет в визуальный контакт с дядей Биллом в течение предстоящего дня. Тогда вопрос, который ты подняла, и будет рассмотрен.
(Физики продолжают шутить /
Сборник переводов. М., 1968)
Русский язык и культура речи
Практическое занятие № 7
Речевое общение. Модель речевой коммуникации
Вопросы.
1. Понятие общения. Виды общения.
2. Что понимается под чистотой речи? Как это качество связано с этикой общения?
3. Речевая агрессия. Найдите примеры речевой агрессии в СМИ.
4. Эффективность речевой коммуникации. Признаки эффективности речевой коммуникации.
5. Основные виды аргументов.
6. Причины коммуникативных неудач.
Сообщения.
1. Этика речевого общения и этикетные формулы речи.
2. Национальная специфика речевого этикета.
Задание 1. Прочитайте тексты кратких выступлений. Определите, соответствуют ли им предложенные названия. Будут ли изменяться их названия в зависимости от характера аудитории (читателей или слушателей)? Предложите вариант названия этих текстов, если ваши слушатели: а) студенты, б) пенсионеры, в) спасатели МЧС, г) бизнесмены, д) противники движения Гринпис.
1. Светится … лестница
При стихийных бедствиях нередко повреждается электросеть, и в темноте людям трудно покидать здания. В подобных случаях обычно включается дорогостоящее аварийное освещение от аккумуляторов. Английские ученые предложили люминесцентное покрытие, наносимое на перила, ступени и стены. Оно светится в течение часа после того, как в доме погаснет свет. Благодаря этому люди легко сумеют найти дорогу к выходу.
2. За борт!
Английские экологи решили пронаблюдать, как загрязняют море современные суда. Для эксперимента выбрали небольшое грузовое судно с экипажем 46 человек. Результат оказался таким: за полтора месяца плавания за борт было выброшено 5000 пустых консервных банок, 320 картонных коробок, 5 бочек и не поддающаяся никакому подсчету масса пищевых и других отходов. И все это еще не считая выливаемых в воду масла и топлива.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|