Протокол к упражнению 2.1
Состояние
| Признаки
| Итого
|
Интеллектуальные симптомы
| Поведенческие симптомы
| Эмоциональные симптомы
| Физиологические симптомы
|
Относительный покой
|
|
|
|
|
| Эмоциональное напряжение (стресс)
|
|
|
|
|
| Упражнение 2.2. Изменение физиологического состояния человека при актуализации психологического стресса
Студенты разбиваются на четверки. Задача первого из студентов -как можно подробнее вспомнить какую-то стрессовую ситуацию из своей жизни интенсивностью примерно 3-4 балла по 10-балльной шкале. Задача второго студента — измерение пульса на лучевой артерии своего товарища. Третий студент производит подсчет частоты и глубины дыхательных движений первого студента. Четвертый студент осуществляет координацию работы всей группы.
Ход работы. Вначале определяются фоновые показатели пульса и частоты дыхания испытуемого. Затем испытуемый выбирает из своего жизненного опыта стрессовую ситуацию средней силы и по команде координатора начинает как можно подробнее вспоминать ее. Основные инструкции, которые дает координатор: «Мысленно увидьте ситуацию своими глазами, услышьте то, что тогда звучало и переживите те ощущения, которые были у вас в тот момент».
Через 20-30 с после произнесения инструкции координатор засекает время и дает сигнал студентам, осуществляющим регистрацию физиологических реакций. В течение одной минуты второй и третий студенты регистрируют частоту сердечных сокращений и дыхания испытуемого и прекращают подсчет по команде координатора. Кроме того, оба наблюдателя и координатор отмечают замеченные ими мышечные и кожные реакции во время опыта (побледнение или покраснение кожи, мышечные сокращения, видимые напряжения мышц и т. д.). После выполнения упражнения при необходимости испытуемый делает несколько глубоких дыхательных движений с удлиненным выдохом, чтобы нейтрализовать нежелательные воспоминания.
Результаты измерений и самоотчет испытуемого заносятся в протокол. Протокол к упражнению 2.2
Частота сердечных сокращений
| Частота дыхания
| Примечания наблюдателей о замеченных реакциях
| Самоотчет испытуемого о своих эмоциональных переживаниях во время опыта
| Покой
| Стресс
| Покой
| Стресс
|
|
|
|
|
|
| После оформления протокола проходит обсуждение результатов, полученных разными группами студентов, и формулируются выводы.
Упражнение 2.3. Структурный анализ стресса
Студенты анализируют один из своих типичных стрессов по следующей схеме:
Стрессовая ситуация и ее предпосылки
| Поведение (мысли + действия + + чувства)
| Что помогает мне преодолевать стресс? (мысли + действия + + чувства)
| Стресс:
| Мысли:
| Мысли:
|
|
|
|
|
|
| Предпосылки:
| Действия:
| Действия:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Последствия:
| Чувства:
| Чувства:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| После оформления таблицы проходит обсуждение результатов, полученных разными группами студентов, и находятся общие черты в группе по второму и третьему столбцу, после чего делаются выводы.
248Приложения
Глава 3. Динамика стресса
Упражнение 3.1. Выявление корреляции между уровнем личностной тревожности и чувствительностью к стрессорным воздействиям
Ход работы. Первая часть работы проходит в индивидуальном режиме. Сначала студенты определяют показатель личностной тревожности по тесту Спилбергера — величину X.
Затем каждый студент оценивает среднюю частоту своих психологических стрессов за год (величина V) и среднюю длительность протекания стрессов (в днях) — величина 2.
Вторая часть работы проходит в коллективной форме. Один из студентов чертит на доске таблицу, в которую заносит полученные индивидуальные результаты:
№ п/п
| Ф. И. О.
| Показатель личностной тревожности (X)
| Средняя частота стрессов (за год)
(V)
| Средняя длительность стресса (в днях) (7)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| п
|
|
|
|
| Затем другой студент рисует на доске три графика и заносит в них индивидуальные данные из таблицы; такую же работу проделывают остальные участники работы.
XXV
Первый график показывает взаимосвязь между тревожностью человека и частотой переживаемых им стрессов, второй — между тревожностью и длительностью стрессов, третий -- между частотой стрессов и их продолжительностью.
Результаты исследования и полученные выводы заносятся в протокол.
Приложение 5. Упражнения и практические занятия по курсу... 249
Глава 4. Причины возникновения стрессов
Упражнение 4.1. Работа с негативными установками
1. Установка «конца света» — идея о том, что ситуация слишком ужасна и граничит с катастрофой.
Слова-маркеры: это ужасно, мрак, катастрофа, я этого не переживу, зарезал без ножа, конец, я пропал и т. д.
•Ф- Приведите примеры:_____________________________________
•Ф- Найдите контрдоводы:____________________________________
2. Установка «негативной оценки» — идея о том, что мы должны обя зательно осуждать отрицательные явления нашей жизни и давать им оценку.
Слова маркеры: плохой, некрасивый, страшный, отвратительный, глупый и т. д.
•Ф- Приведите примеры:_____________________________________
•Ф- Найдите контрдоводы:____________________________________
Глава 5. Виды стрессов
Упражнение 5.1. Опишите свои индивидуальные проявления экзаменационного стресса по схеме
Когда вы начинаете чувствовать наличие стресса?
|
| Сколько времени продолжается экзаменационный стресс (дней)?
|
| В чем у вас проявляется экзаменационный стресс (мысли, эмоции, поведенческие реакции)?
|
| Перечислите все основные факторы, от которых зависит уровень стресса (объем материала, ваши знания, время до экзамена, особенности преподавателя и т. д.)
|
| Выделите главные факторы из предыдущего раздела.
|
| Что усиливает стресс?
|
| Что уменьшает стресс?
|
| Какие факторы экзаменационного стресса являются объективными и не зависят от вашего влияния?
|
| На какие факторы вы можете активно влиять?
|
| Сравните собственные результаты и данные других студентов. Обсудите причины сходства и различий в ответах.
250 Приложения
Приложение 5. Упражнения и практические занятия по курсу... 251
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|