Тема 3. Функции языка. Язык и речь.
Русский язык и культура речи
Направление подготовки
034700 - Документоведение и архивоведение
Профиль подготовки
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Томск
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины являются:
- сформировать представление о русском языке как о социально-культурном феномене нации и основном средстве коммуникации;
- сформировать представление о языковой норме, ее типах и роли нормы в становлении и функционировании литературного языка;
- сформировать знания о функциональных разновидностях языка (стилях) и научить применять полученные знания втеоретической, практической и научно-исследовательской и др. видах деятельности, в т.ч. при написании квалификационных и научных работ;
- расширить базу общекультурного кругозора.
Цели курса конкретизируются в следующихзадачах:
-изложить теоретические основы учения о культуре речи как системе ее коммуникативных качеств и основы функциональной стилистики как учения о функциональных стилях языка и речи в их взаимной обусловленности, дать сведения об основных этапах формирования и о современном состоянии данной научной дисциплины;
- способствовать повышению речевой культуры: а) на основе усвоения системы понятий о коммуникативных качествах речи и о функциональных стилях языка; формировать умения, связанные с культурой речи, содействовать развитию языкового сознания и оценочного отношения к своей и чужой речи; б) формировать навыки свободного владения языком в рамках научного, публицистического, официально-делового стилей;
- сформировать и развить у студентов социолингвистическую компетенцию (умение адекватно использовать лексические единицы в различных ситуациях общения); лингвистическую компетенцию (на основе теории дисциплины повысить уровень владения языковым материалом для использования в виде устных и письменных высказываний, формировать навыки восприятия и продуцирования научного, официально-делового дискурсов), а также сформировать ряд общекультурных и профессиональных компетенций (см. далее).
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная учебная дисциплина входит в цикл «Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки 034700 - Документоведение и архивоведение
Данная дисциплина рассчитана на студентов I курса. Для ее освоения необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в средней образовательной школе, а также базовые компетенции, полученные/получаемые при изучении курсов данного цикла («История», «Философия», «Иностранный язык»). Кроме того, студенты должны владеть начальными навыками конспектирования научной устной и письменной речи и навыками самостоятельной работы с учебно-методическим материалом.
Наряду с языковой дисциплиной «Иностранный язык» курс «Русский язык и культура речи» входит в общую систему подготовки студентов гуманитарно-образовательного направления, ориентированную на изучение общих принципов организации подсистем родного языка; в совокупность дисциплин гуманитарного цикла, изучающих человека в разных аспектах, в том числе и в коммуникативном.
Данный курс продолжает собой, с одной стороны, общеобразовательный курс «Русский язык» средней школы (а также курсы «Стилистика», «Риторика», «Культура речи» и т.п.), с другой стороны, формирует терминологическую и эмпирическую базу для освоения других дисциплин направления подготовки 034700 - Документоведение и архивоведение
(«Философия», «История» и др.). Знание родного языка как одного из авторитетных литературных языков мира позволяет не только пополнить языковую базу студента в целом, расширить представление о языке как системе с целым спектром коммуникативных возможностей, но и заложить основы творческого мышления, необходимые для восприятия других курсов.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
1.Знать:
- основные понятия и термины дисциплины (национальный язык, формы существования языка, литературный язык, функциональные стили языка, норма, типы норм, коммуникативные качества речи и т.д.);
- теоретическиеосновы фонетической, лексической и грамматической (морфологической и синтаксической) подсистем русского языка;
· принципы функционирования языковых единиц в рамках функциональных стилей русского языка;
· основные акцентологические, орфоэпические, лексические и грамматические нормы современного русского языка.
2. Уметь:
- понимать, осмысливать и интерпретировать базовую лингвистическую информацию;
- давать лексико-грамматический, социокультурный комментарий к текстам;
- идентифицировать и дифференцировать фонетические, лексические (в т.ч. фразеологические), грамматические средства русского языка с точки зрения их коммуникативной значимости в рамках целостного текста и стилистической приуроченности;
- свободно находить и разграничивать паронимы, омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова;
- составлять и редактировать тексты разной стилистической направленности (официально-деловой, научной и т.д.);
- составлять устное публичное выступление и письменный научный текст с учетом коммуникативных качеств речи (чистоты, правильности, логичности и т.д.).
3. Владеть:
- основной лингвистической терминологией, применяемой в коммуникативной практике русского языка;
- приемами определения места и функции языковой единицы в системе русского языка;
- основными приемами создания связного текста определенной стилистической приуроченности;
- основными средствами выразительности языка с целью создания коммуникативно успешного текста;
- основами сопоставительного анализа текстов разной стилистической направленности.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки 034700 - Документоведение и архивоведение
а) общекультурными компетенциями (ОК):
владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-2);
способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную речь (ОК-4);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-9);
способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-12);
б) общепрофессиональными:
владеть базовыми знаниями русского и иностранного языков (ПК-1);
способностью использовать теоретические знания и методы исследования на практике (ПК-2);
в) научно-исследовательскими:
способностью самостоятельно работать с различными источниками информации (ПК-13);
владеть навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками редакторской работы (ПК-20);
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц /256 часов.
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Роль языка в жизни людей и социальная значимость речевой культуры
Язык – важнейшее условие развития общества и сознания, осуществления производственной, научной и любой другой деятельности человека. Индивидуальные и социальные аспекты речевой культуры как умения пользоваться языком в процессе общения.
Тема 2. Язык как система. Единицы языка. Уровни языка. Парадигматические и синтагматические отношения.
Тема 3. Функции языка. Язык и речь.
Язык и речь (проблема разграничения). Язык как знаковый механизм общения. Культура языка как степень развитости его системы и культуры речи.
Тема 4. Понятие о национальном языке.Русский язык в классификации языков.Происхождение русского языка. Формы существования национального языка. Территориальные и социальные диалекты.Характеристика литературного языка. Устная и письменная форма литературного языка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|