|
Гипотеко-дедуктивная схема развития научного познания
1. Существует несколько методов теоретического познания. В том числе .Аксиоматический метод (за исходные положения теории принимаются не подлежащие доказательству аксиомы; все остальные положения теории логически выводятся из аксиом по правилам дедуктивного вывода и Гипотетико-дедуктивный метод (отличается от аксиоматического тем, что исходные положения теории формулируются не как аксиомы, а как гипотезы.
2. Для наук, основанных на опыте, более подходит гипотетико-дедуктивный метод построения теорий. Генерация нового теоретического знания осуществляется здесь в результате познавательного цикла, который заключается в движении исследовательской мысли от оснований науки, к гипотетическим вариантам теоретических схем. Эти схемы затем адаптируются к тому эмпирическому материалу, на объяснение которого они претендуют. Теоретические схемы в процессе такой адаптации перестраиваются, насыщаются новым содержанием и затем вновь сопоставляются с картиной мира, оказывая на нее активное обратное воздействие.
3.Научные гипотезы и теории должны удовлетворять ряду методологических требований, соблюдение которых хотя и не обеспечивает их истинность, но, по крайней мере, дает им право на существование в науке:1. Логическая непротиворечивость. 2. Принципиальная проверяемость. Из гипотезы (теории) должны вытекать следствия, доступные опытной проверке. В противном случае она является принципиально непроверяемой, т.е. ее нельзя ни подтвердить («верифицировать»), ни опровергнуть («фальсифицировать»). 3. Фальсифицируемость, т.е. принципиальная возможность опровержения. Если любые опытные данные способны только подтверждать гипотезу и не может быть вообще никаких способов ее опровергнуть, то она неинформативна. 4. Предсказательная сила. Гипотеза (теория) должна не только объяснять факты, для объяснения которых она создана, но и предсказывать новые. .5. Максимальная простота. Под простотой гипотезы или теории понимается ее способность объяснять наивозможно широкий круг явлений, исходя из сравнительно немногих оснований Оценка гипотез и теорий по этому критерию имеет сравнительный характер: из нескольких равных по прочим критериям гипотез (теорий) предпочтительной является более простая.6. Преемственность. Новые идеи, гипотезы, теории должны вырастать из предшествующего научного знания, быть его дальнейшим развитием и продолжением.
4. Так как всякая математическая теория (геометрия, арифметика и др.) сама является дедуктивно построенной логической системой, то она представляет собой готовое средство для получения дедуктивных выводов. Но чтобы успешно применять это средство в науках о природе и обществе, необходимо устанавливать в каждом конкретном случае соответствие между понятиями математической теории и объектами, изучаемыми в этих науках. Описание этих объектов должно быть переведено на математический язык. Если это удается сделать, то математическая теория превращается в мощный и эффективный метод теоретического исследования природных и общественных явлений.
16. Основания науки. Роль философских идей и принципов в развитии научного знания Наука, выступая как целостная, развивающаяся система, имеет собственные основания, обладает идеалами и нормами исследования.
1.Существует 3 главных компонента оснований научной деятельности: идеалы и нормы исследования, научная картина мира и философские основания науки.
1. Идеалы и нормы: а) познавательные установки, которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания; б) социальные нормативы, которые фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития, Эти два аспекта идеалов и норм науки соответствуют двум аспектам ее функционирования: как познавательной деятельности и как социального института.
Познавательные идеалы и нормы науки: 1) объяснения и описания, 2) доказательности и обоснованности знания, 3) построения и организации знаний. В совокупности они образуют своеобразную схему метода исследовательской деятельности, обеспечивающую освоение объектов определенного типа. В содержании любой из форм идеалов и норм науки (объяснения и описания, доказательности, обоснования и организации знаний) можно зафиксировать по меньшей мере три взаимосвязанных уровня. Первый уровень представлен признаками, которые отличают науку от других форм познания (обыденного, стихийно-эмпирического познания, искусства, религиозно-мифологического освоения мира и т.п.). Наука не может ограничиваться непосредственными констатациями явлений, а должна раскрыть их сущность. Второй уровень содержания идеалов и норм исследования представлен исторически изменчивыми установками. Третий уровень, в котором установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки (математики, физики, биологии, социальных наук и т.п.).
Социальные идеалы и нормы формируется в науке под влиянием социальных потребностей, испытывая воздействие мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры той или иной исторической эпохи.
2..Научная картина мираВ развитии современных научных дисциплин особую роль играют обобщенные схемы —образы предмета исследования, посредством которых фиксируются основные системные характеристики изучаемой реальности. Эти образы часто именуют специальными картинами мира. Научная картина мира1) обеспечиваетсистематизацию знаний в рамках соответствующей науки. 2) целенаправляет постановку задач как эмпирического, так и теоретического поиска и выбор средств их решения.. Вне картины мира теория не может быть построена в завершенной форме. Она интегрирует наиболее важные достижения естественных, гуманитарных и технических наук — это достижения типа представлений о нестационарной Вселенной и Большом взрыве, о генах, экосистемах и биосфере, об обществе как целостной системе, о формациях и цивилизациях и т.д Вхождение новых представлений о мире, выработанных в той или иной отрасли знания, в общенаучную картину мира не исключает, а предполагает конкуренцию различных представлений об исследуемой реальности.
3. Философские основания наукиВключение научного знания в культуру предполагает его философское обоснование. Научные картины мира (схема объекта), а также идеалы и нормативные структуры науки (схема метода) не только в период их формирования, но и в последующие периоды перестройки нуждаются в своеобразной стыковке с господствующим мировоззрением той или иной исторической эпохи, с категориями ее культуры. Эта стыковка осуществляется посредствомфилософских оснований науки. В их состав входят, наряду с обосновывающими постулатами, также идеи и принципы, которые обеспечивают эвристику поиска (Эвристика— наука, изучающая творческую деятельность, методы, используемые при открытии новых концептов, идей и взаимосвязей между объектами и совокупностями объектов). Эти принципы обычно целенаправляют перестройку нормативных структур науки и картин реальности, а затем применяются для обоснования полученных результатов — новых онтологии и новых представлений о методе.
17. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру
Любое нововведение, затрагивающее чьи‑либо социальные интересы, проходит несколько этапов коллективной цензуры, гласной и негласной, сознательной и бессознательной. Успешное прохождение этой цензуры обеспечивает образование, одной из важнейших функций которого становится производство социально востребованного типа личности.
Процесс включения новых теоретических представлений в культуру очень важный, связан с обеспечением преемственности в развитии научной мысли и всего интеллектуального потенциала человечестваПроцесс включения новых теоретических представлений в культуру затрагивает две плоскости: 1. материальное воплощение и внедрение научных открытий непосредственно в сферу производственного процесса; 2. включение в образовательные технологии, в практику воспитания, обучения и образования. В принципе данный процесс означает объединение науки и культуры и зависит как от уровня культуры, так и от сложности тех новых представлений, которые должны быть внедрены.
Тенденция сближения научных ориентиров и культуры заключается в 1) их общей направленности на созидание и развитие. В первоначальном этимологическом значении термина культура представляла собой агрокультуру и толковалась как целесообразное воздействие на природу, ее обрабатывание. Т. о. культивирование содержит в себе программу видоизменения объекта или субъекта т. е. опирается на открытые наукой теоретические представления. Кроме того в греческом понятии «техне» указывается на мастерство и умение как технологию изготовления, с одной стороны, и высокий статус мастера, с другой. Ориентация на «техне» подчеркивает ремесленнический аспект жизнедеятельности, ее принципиальную технологичность, быструю внедряемость новых изобретений в жизнь.
2) принципиальной ориентированности их на производство нового.Современная культура вынуждена считаться с продуктами этого производства и адаптировать не только технологические результаты такой деятельности, но и ее теоретические предпосылки, которые постоянно изменяют ее собственную структуру, систему ее ценностей и норм. Для традиционной культуры такие задачи, как правило, чужды. Механизм контроля работает в жестком режиме, все новое рассматривается негативно. Но такая культура (как раз в силу жесткости этого механизма) является одновременно и довольно хрупкой и неустойчивой. По уровню организации процесса включения новых теоретических знаний характеризуется культура страны, как передовая, отстающая или догоняющая.
3) общих ценностях ввиду их социальной обусловленности.Сфера культуры предполагает культивирование в человеке таких качеств, как доброжелательность, вежливость, толерантность, деликатность, что не может не сказаться на моральном облике ученого. Толерантность сочетает взаимодействие эмоциональных механизмов и профессиональных творческих способностей, которые помогают адаптировать ситуацию. Опора на толерантность особо значима, если принять во внимание многообразие раздражающих факторов, сопровождающих включение новаций. По мнению Э. Роджерса, к ним относятся 5 факторов: 1. новизны и нестандартности, 2. экстремальности действий, 3. целостности профессионального труда, 4. постоянной включенности в управленческие связи, 5.неопределенности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|