Контрольно-измерительные средства
Перечень вопросов для самоподготовки
1. Предмет и сущность философии.
2. Определения философии, истоки философствования, образы философии, темы философии, структура философского знания и т.д.
3. Предназначение философии, ее место в культуре.
4. Соотношение с наукой, искусством, моралью, религией; общественная и личностная значимость философии и т.п.
5. Древнеиндийский тип мировоззрения о человеке, о мире, о Боге.
6. Веды и Веданта, Брахман, Атман, сансара, нирвана, майя, реинкарнация и т.д.
7. Древнекитайский тип мировоззрения о человеке, о мире, о Боге.
8. Дао, Ян и Инь, «совершенномудный муж», конфуцианство и т.д.
9. Библейский тип мировоззрения о человеке, о мире, о Боге.
10. Творение, монотеизм, Бог как Личность, человек как образ и подобие Божье, грех, спасение и т.д.
11. Древнегреческий тип мировоззрения о человеке, о мире, о Боге.
12. Космос, концепция Судьбы, идеал человека и т.п.
13. Проблемы и направления древнегреческой досократической философии.
14. Милетская школа, пифагорейская школа, элеаты, атомисты, Гераклит и т.д.
15. Личность Сократа и его роль в философии.
16. Жизнь Сократа, его деятельность, сократический диалог и ирония, осмысление нравственности у Сократа, поворот философии к человеку и т.д.
17. Учение Платона об идеях.
18. Понятие «идея», соотношение вещей и идей, «мир идей», познание как припоминание, иерархия идей и т.д.
19. Учение Платона о душе и о государстве.
20. Понятие о душе, бессмертие души, части души, отношение души к идеям, «идеальное государство»: его строение и цель, виды государств и т.д.
21. Учение Аристотеля о бытии.
22. Понятие «эйдос», виды причин бытия, соотношение формы и материи, телеология, понятие о метафизике и т.д.
23. Учение Аристотеля о душе и о государстве.
24. Понятие о душе, виды душ и их различия, этика Аристотеля, естественные и политические сообщества, цель и смысл государства, классификация государств и т.д.
25. Истоки средневековой мысли.
26. Два теоретических истока средневековой мысли, их основные мировоззренческие установки, проблемы согласования рациональной философии с религией Откровения и т.д.
27. Философия Аврелия Августина.
28. Жизнь и творчество Августина, проблематика его философии, осмысление им идеи творения, свободы и Промысла, веры и разума, книги «Исповедь», «О граде Божьем» и т.д.
29. Философия Фомы Аквинского.
30. Понятие о схоластике, концепция «двух Истин», Фома Аквинат о вере и разуме, два вида истин, доказательства бытия Бога и т.д.
31. Мировоззренческие основания Нового времени.
32. Суть эпохи Ренессанса, мировоззренческие основания зарождения науки, гуманизм, механицизм, рационализм и т.д.
33. Философия Ф. Бэкона.
34. Понятие об опыте, экспериментальная наука, виды опыта по Бэкону, пути познания, правила индукции, идолы разума и т.д.
35. Философия Р. Декарта.
36. Радикальный скепсис и его смысл, самоочевидные истины, их значение, проблема метода и правила метода, два рода субстанций и т.д.
37. Рационализм и эмпиризм Нового времени.
38. Развитие эмпиризма к сенсуализму, философия Дж. Локка, развитие рационализма: Б. Спиноза и Г. Лейбниц, кризис эмпиризма и сенсуализма: философия Дж. Беркли и Д. Юма и т.д.
39. Теория познания И. Канта.
40. Замысел критической философии, его смысл, вещь-в-себе и явление, пространство и время по Канту, априорные предпосылки познания, причины невозможности метафизического познания и т.д.
41. Моральная философия И. Канта.
42. Принцип автономии морали, автономия доброй воли, долг, нравственный закон, постулаты морального разума и т.д.
43. Философия Г. Гегеля.
44. Принцип противоречия, диалектика, логика саморазвития понятия, схема диалектического развития, Абсолютная Идея, этапы ее самопознания, философия Духа и т.д.
45.Философия Л. Фейербаха.
46. Критика идеализма и религии, концепция религиозного отчуждения, антропологический материализм, эвдемонизм и т.д.
47. Философия К. Маркса.
48.Материалистическое понимание истории, структура общественного производства, классовое понимание общества, отчуждение труда, общественно-экономические формации, прибавочная стоимость, идея коммунизма и т.д.
49. Философия А. Шопенгауэра.
50. Мир как представление, мир как воля, понятие Мировой Воли, пессимизм, пути и смысл спасения от трагичности существования и т.д.
51. Философия Ф. Ницше.
52. Дионисийство и аполлонизм, проблема человека у Ницше, воля к власти, нигилизм, переоценка ценностей, сверхчеловек и т.д.
53. Философия А. Бергсона.
54. «Материя и память», понятие длительности, интуиции, «Творческая эволюция», «Два источника морали и религии» и т.д.
55. Философия М. Хайдеггера.
56. Отношение человека к Бытию, вопрошающее сущее, бытийное призвание человека, понимание в Бытии, ориентация на Man, язык как «дом бытия» и т.д.
57. Философия К. Ясперса.
58. Мир, экзистенция и трансценденция, «пограничные ситуации», «шифры трансцендентного», «осевое время» и т.д.
59. Своеобразие русской философии и ее историческое становление 11-18 вв.
60. Национальные особенности русской философии, «симфония властей», «Москва – Третий Рим», русское Просвщение и т.д.
61. Философия П.Я. Чаадаева.
62. Философия славянофилов /А.С. Хомяков, И.В. Киреевский.
63. Философия В.С. Соловьева.
64. Понятие о всеединстве, теократическая утопия, идея «Богочеловечества», «София», «русская идея» и т.д.
65. Философское значение творчества Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.
66. Философия Н.А. Бердяева.
67. Русская философия XX века.
68. Онтология: проблема бытия в философии.
69. Понятие бытия, виды и уровни бытия, духовное и материальное в бытии, понятие материи, проблема идеального, основные онтологические концепции и т.д.
70. Гносеология и эпистемология: проблема знания в философии.
71. Сущность познания, проблема познаваемости мира, формы и пути познания, виды знания, основные гносеологические концепции и т.д.
72. Проблемы философии науки.
73. Мировоззренческие предпосылки научного познания, специфика научного познания, формы и методы научного познания, критерии научности знания: верификация и фальсификация, основные концепции научного знания и т.д.
74. Проблемы философии религии.
75. Смысл религиозной способности, понятие о Боге в различных мировоззренческих системах, религиозное понимание человека: варианты и сравнительный анализ, смысл религиозной потребности, религиозная детерминация культуры, основные концепции в философии религии и т.д.
76. Проблемы социальной философии.
77. Понятие об обществе, духовные основы общества, общественная соборность, система общества и ее функции, социальная структура и социальная динамика, основные концепции социальной философии и т.д.
78. Проблемы философии истории.
79. Образы времени и истории в различных мировоззрениях, проблема смысла истории, движущих сил, законов, основные концепции философии истории и т.д.
80. Проблемы философии политики.
81. Понятие о «политическом», смысл политики, понятие о государстве, функции политики в системе общества, основные концепции государства и т.д.
82. Проблемы философии права.
83. Понятие о праве, двойственность права, функции права, «естественное» и «позитивное» право, основные концепции права и т.д.
84. Хозяйство как предмет философии, функции экономики в системе общества, основные концепции экономической философии и т.д.
85. Проблемы философии культуры.
86. Понятие о культуре, смысл культуры, материальная и духовная культура, «культурно-исторические типы», диалог культур и т.д.
87. Место человека в мире.
88. Онтологический статус человека в различных мировоззренческих системах, философская антропология XX века и т.д.
89. Природа человека и его сущность.
90. Тело, душа и дух в человеке, – различные подходы к осмыслению их взаимосвязи, сущность человека как задача и т.д.
91. Проблема личности человека.
92. Различные понятия о личности и ее мировоззренческие оценки, личность как «самость», свобода и самореализация и т.д.
93. Проблема смысла жизни.
94.Проблема свободы. Подходы к пониманию свободы, смыслы свободы, «свобода от» и «свобода для», условия возможности реальной свободы и т.д.
95. Проблема происхождения нравственных норм.
96. Место и роль тюркских мыслителей в культуре мусульманского Ренессанса.
97. Казахские просветители и их роль в формирование казахской философии.
98. Суфизм. Роль Ахмеда Ясауи в формировании тюркского суфизма.
99. Формирование казахской философии в советский период.
100. Проблема счастья.
101. Основания религиозного сознания.
102. Проблема смысла истории.
Примерный экзаменационный тест
1. Представители русского космизма:
- Федоров, Циолковский, Вернадский;
- Толстой, Достоевский, Гоголь;
- Белинский, Добролюбов, Огарев;
- Тютчев, Фет, Некрасов;
- Хомяков, Самарин, Аксаков;
2. Античный философ, считавший душу человека антиподом тела:
- Сократ;
- Фалес;
- Демокрит;
- Анаксагор;
- Гераклит;
3. Высший организующий элемент ноосферы:
- разум человека и общество;
- географическая среда;
- природные условия;
- живое вещество;
- исторические факторы;
4. Понятие «социальная мобильность» означает переход людей:
- из одной социальной группы в другую;
- из города в село;
- через государственную границу;
- из села в город;
- ученых из одного научного сообщества в другое;
5. Высшее проявление эстетического, воплощающееся в искусстве:
- Прекрасное;
- Трагическое;
- Возвышенное;
- Героическое;
- Патетическое;
6. Высказывание Эпикура «Для плоти пределы наслаждения бесконечны, и время для такого наслаждения нужно бесконечное; А мысль, постигнув пределы и конечную цель плоти и рассеяв страхи перед вечностью, этим самым уже приводит к совершенной жизни и в бесконечном времени не нуждается» характеризует:
- гедонизм;
- стоицизм;
- прагматизм;
- аскетизм;
- скептицизм;
7. Знания Ибн-Сина разделяет на:
- Теоретические и практические;
- Этические и эстетические;
- Логические и религиозные;
- Естественно-научные и гуманитарные;
- Математические и юридические;
8. По Лютеру, спасение человека достигается им:
- чистой верой, которая является «божьим даром» ;
- только по воле божьей, без малейшего усилия и веры человека;
- по собственной воле, без помощи и воли божьей;
- путем тщательного исполнения церковных таинств, обрядов и норм;
- в полной и беспрекословной вере;
9. Центральное понятие философии Гегеля есть идея:
- абсолютная;
- субъективная;
- природная;
- космическая;
- человеческая;
10. Кто является автором учения об "идолах " разума:
- Бэкон;
- Декарт;
- Гегель;
- Кант;
- Дидро;
11. Формула Канта: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом» - является:
- Категорическим императивом;
- Нравственной заповедью;
- Рациональным максимализмом;
- Экономическим законом;
- Социально-правовым требованием;
12. Имя первого шамана и мудрого наставника древних казахов, который в поисках бессмертия обошел четыре конца света:
- Коркыт-ата;
- Диоген;
- Будда;
- Асан-кайгы;
- Кыдыр-ата;
13. Закон, отражающий диалектику количественных и качественных изменений, обнаруживает в развитии
- механизм;
- скорость;
- итог;
- направление;
- причину;
14. Отражение отдельных качеств, свойств, сторон предмета называется:
- восприятие;
- ощущение;
- суждение;
- представление;
- понятие;
15. Укажите высшую форму движения материи
- Социальная;
- Механическая;
- Химическая;
- Физическая;
- Биологическая;
16.Апория «Ахилл и черепаха» доказывала:
- Отсутствие движения;
- Существование материи;
- Существования движения;
- Существование времени и пространства;
- Противоречия в понятиях движения, времени и пространства;
17.Учение Л.Фейербаха:
- Антропологический материализм;
- Объективный идеализм;
- Субъективный идеализм;
- Рационализм;
- Прагматизм;
18. Схоластика - это:
- Средневековое умозрительное философское учение;
- Отрицание познаваемости мира;
- Направление древневосточной философии;
- Антирелигиозное представление о мире;
- Учение о методе;
19. Французский материалист, заложивший основы материалистического понимания биологической эволюции
- Ламетри;
- Гольбах;
- Руссо;
- Гельвеций;
- Вольтер;
20.Философская наука, изучающая проблемы морали, есть
- этика;
- эстетика;
- дианетика;
- логика;
- генетика;
21.Автор тезиса «Мыслю, следовательно, существую»:
- Декарт;
- Локк;
- Спиноза;
- Лейбниц;
- Гоббс;
22. Чья философская школа имела название "Сад"?
- Эпикура;
- Платона;
- Аристотеля;
- Демокрита;
- Пифагора;
23.Основатель авверроизма и теории «двойственной истины»:
- Ибн Рушд;
- Аль-Кинди;
- Аль-Газали;
- Ибн Сина;
- Аль-Бируни;
24.Апологеты - это:
- Авторы христианской литературы, ставившие своей целью защиту христианских догм;
- Католики, которые критиковали представителей других религий;
- Философы, выступавшие с критикой христианства;
- Бродячие мудрецы, распространявшие идеи священного писания;
- Люди, имеющие высший религиозный сан;
25. Выдающийся философ и врач арабо-мусульманского средневековья, автор «Канона врачебной науки»:
- Ибн Сина;
- Аль-Фараби;
- Ибн Рушд;
- Ибн Баджа;
- Ибн Туфайл;
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|