Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной работы (гражданско-правового образования, патриотического воспитания и т.п.) МБОУ «Аксаринская НШ-ДС».
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы прежде всего должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы:
Ø Аксаринский СДК
Ø Аксаринская сельская библиотека
Ø Аксаринский фельдшерский пункт
Портрет ученика школы
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
v умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
v владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
v обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
v любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
v любящий свой край и свою Родину;
v уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
v готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
v доброжелательный, толерантный;
v выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Цель и задачи
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
v элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
v представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
v элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
v элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
v интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
v уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
v ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
v начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
v элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
v интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России
v стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, села, района, области;
v любовь к образовательному учреждению, селу, краю, народу, России;
v уважение к защитникам Родины;
v умение отвечать за свои поступки;
v негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
v первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
v различение хороших и плохих поступков;
v представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
v элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
v уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
v установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
v бережное, гуманное отношение ко всему живому;
v знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
v стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
v представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
v отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
v первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
v уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
v элементарные представления об основных профессиях;
v ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
v элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
v первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
v умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
v умение соблюдать порядок на рабочем месте;
v бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
v отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
v ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
v элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
v элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
v понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
v знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
v интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
v первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
v первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
v отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
v развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
v ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
v элементарный опыт природоохранительной деятельности;
v бережное отношение к растениям и животным.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
v представления о душевной и физической красоте человека;
v формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
v интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
v интерес к занятиям художественным творчеством;
v стремление к опрятному внешнему виду;
v отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Ценностные установки
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
· патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
· социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
· гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
· семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
· труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
· наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
· традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
· искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
· природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
· человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Основные направления
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|