Классификационные признаки технопарков.
Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах
Решение задач, связанных с крупными технологическими прорывами путем совместного проведения НИОКР, достигается на основе программно-целевого планирования кооперации научно-технической деятельности инновационных организаций и привлекаемых по контрактам промышленных фирм.
1. В рамках проектного управления создаются научно-технические альянсы, подразделяемые на научно-исследовательские и научно-производственные. Альянсы являются промежуточной ступенью, между неформальной кооперацией и полным слиянием. При этом сотрудничество в альянсе различных организаций не исключает усиления конкуренции между ними.
2. Консорциум - когда организации с различными формами собственности сохраняют свою хозяйственную самостоятельность, но подчиняются совместно избранному исполнительному органу. Консорциумы облегчают решение задач по распределению расходов на НИОКР и объединению дефицитных трудовых и материальных ресурсов в рамках осуществления крупных проектов.
Консорциум в инновационной сфере можно определить как временное соглашение между банками, предприятиями, компаниями, фирмами, научными центрами для осуществления наукоемких и капиталоемких проектов, в том числе международных.
Первоначально международные консорциумы возникли в банковской сфере, в послевоенные годы они стали создаваться в других сферах хозяйственной деятельности, а в 1960-е гг. стали возникать консорциумы нового типа, в которых в качестве участников выступают государства. Объединяясь в консорциумы, их участники преследуют цель повысить свою техническую и коммерческую конкурентоспособность.
Специфика консорциума состоит в том, что партнеры, входящие в него, сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая касается целей консорциума. Кроме этого, консорциум — это временное объединение, которое прекращает свою деятельность после выполнения поставленных при образовании целей.
3. Концерн объединяет предприятия промышленности, транспорта, торговли и банковской сферы. Участниками концерна могут быть отдельные предприятия, компании, фирмы, которые объединяют свои усилия для решения каких-либо конкретных общих целей, в том числе для осуществления наукоемких инновационных проектов. Целью образования концерна предприятиями и организациями может быть: выравнивание определенных отраслевых сезонных колебаний и рисков; перемещение капитала из менее перспективных отраслей экономики в более перспективные.
4. Межфирменное сотрудничество в разработке, производстве и маркетинге продукта, которое часто пересекает национальные границы, нашло отражение в создании совместных предприятий (СП). Причины возросшей популярности СП и мотивы их создания объясняются усилением международного сотрудничества в развитии экспорта, ростом прямых зарубежных инвестиций, продажей технологий по лицензиям.
5. Холдинговая (или держательская, англ, to hold — держать) компания— это особый тип финансовой компании, которая создается для владения контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью. В настоящее время практически все крупнейшие корпорации Запада имеют холдинговую форму организации, т.е. во главе многочисленных отделений, фирм, заводов, сбытовых подразделений, входящих в современный концерн, находится холдинг, концентрирующий контрольные пакеты акций этих подразделений, что и придает всей корпорации целостность и управляемость.
Холдинговая компания проводит единую политику в области инноваций, осуществляет контроль за соблюдением интересов больших конгломератов (корпораций, концернов, трестов) и ускоряет процесс диверсификации. Размеры холдинга при этом могут быть намного меньше размеров подконтрольных фирм. Холдинговая компания – это вершина пирамиды, составленной из дочерних компаний. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, называются дочерними.
Контроль пакета акций — ведущая форма участия в капитале предприятия, обеспечивающая безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления.
6. Финансово-промышленная группа (ФПГ). Актуальные задачи по реорганизации монопродуктовых организационных структур в промышленности и привлечению инвестиций на эти цели решаются в РФ посредством создания финансово-промышленных групп (ФПГ). Они обеспечивают сохранение научно-технического потенциала включаемых в их состав технологических и кооперативно связанных промышленных организаций, солидарную ответственность по контрактам, интеграцию с финансовыми и торгово-сбытовыми структурами. В состав ФПГ включаются еще и страховые учреждения для управления имеющимися рисками в инновационной деятельности.
ФПГ организационная структура объединяет промышленные предприятия, банки и торговые организации.
Таким образом, крупные инновационные предприятия создают предпосылки для развития малых, так как очень часто нововведения, которые используют крупные предприятия, являются результатом инновационной деятельности малых, но последующее внедрение осуществляется предприятиями, обладающими для этого лучшими финансовыми и материальными ресурсами, хорошей материально-технической базой и соответствующим персоналом.
5. Технопарки
Технопарк и его сущность
Впервые интерес к созданию научно-технологических парков и бизнес-инкубаторов в России проявился в начале 90-х годов. Первые российские бизнес-инкубаторы были созданы в Томске (1990 г.), Москве и Зеленограде (1991 г.) и первоначально опирались исключительно на инициативу предпринимателей и руководства городских университетов и вузов. По мере становления, они стали получать реальную поддержку от Госкомвуза РФ, Миннауки РФ, местных властей и федеральных фондов поддержки. Отдельные инкубаторы дали толчок развитию инновационных центров. Примерно в те же годы начали появляться и другие организации поддержки бизнеса.
Под технопарком понимается организация с правами юридического лица, имеющая тесные связи с одним или несколькими университетами и/или научными центрами, промышленными предприятиями, региональными и местными властями и осуществляющая на находящейся под ее юрисдикцией территории формирование современной инновационной среды с целью поддержки и развития инновационной деятельности и малого инновационного предпринимательства путем создания материально-технической, социально-культурной, сервисной, финансовой и иной базы для эффективного становления, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий, коммерческого освоения научных знаний, изобретений, ноу-хау и наукоемких технологий и передача их на рынок научно-технической продукции с целью удовлетворения потребности в этой продукции региона и страны[1].
Технопарк представляет собой территорию, как правило, вокруг крупного университета, ГНЦ или предприятия с развитой хозяйственной и научно-технической инфраструктурой.
С помощью технопарка можно решать следующие задачи:
- оказание содействия университетам и научным центрам в передаче технологий (вернее, для превращения знаний в коммерческий продукт) в экономику и этим самым они выполняют функцию усилителя влияния, например, ГНЦ и университета на экономическое и социальное развитие региона, города;
- поддержка на предначальной и начальной стадии предпринимателей в сфере науки и техники;
- привитие культуры предпринимательствав сференауки и техники в университетах, научных центрах и т. д.;
- экономическое возрождение и появление новых видов производств, структурной перестройки промышленности, научных центров;
- создание новых рабочих мест, особенно в районах с большой безработицей.
Упрощенную обобщенную "классическую" структуру технопарка можно представить с помощью рис. 8[2].
Она условно состоит из двух частей:
- "ядра" технопарка, которое представлено инкубатором начинающих малых инновационных фирм, зрелыми фирмами вышедшими из инкубатора, но пожелавших остаться на территории технопарка, если у технопарка есть такая возможность, и фирмами, которые перешли в технопарк, например, из университета, ГНЦ, промышленного предприятия, города и т. д., а также дочерними фирмами крупных предприятий;
"оболочки" технопарка, которая представлена фирмами сервиса (простого и сложного), необходимыми для предоставления качественных услуг малым инновационным фирмам, а также командой менеджеров технопарка.
Рис. 8. Обобщенная «классическая» внутренняя структура технопарка
Технопарки и инкубаторы бизнеса являются интерфейсом, соединяющим учебные, научные, конструкторские учреждения с рынком научно-технической продукции. В них создаются и продаются технологии, материалы и услуги.
Рис.9. Влияние технопарков на социально-экономическое и технологическое развитие региона
Технопарки и ИБ представляют собой своеобразные "фабрики" по созданию и выпуску в экономику новых фирм. Кроме того, это структуры сервиса, которые не только освобождают малые начинающие фирмы от необходимости содержать в своем составе все подразделения, имеющиеся в крупных фирмах, такие как: бухгалтерия, секретариат, информационная служба, служба безопасности, стоянка для автотранспорта и т. д.), но и обеспечивают малые начинающие фирмы простым и сложным сервисом, включая юридические консультации, маркетинговые исследования, оказание помощи в сфере менеджмента и т. д.
Наиболее часто используются услуги, которые технологически не связаны с характеристиками продукции, изготавливаемой и выпускаемой малым инновационном предприятием- социально-бытовые, юридические, патентные, консультационные кадровые, маркетинговые и т.п. Также следует отметить что услуги, предоставляемые малым инновационным предприятиям, обычно не являются постоянной величиной, а их объем зависит от времени (динамические) пребывания предприятия в технопарке.
Классификационные признаки технопарков.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|