Виды передачи Откровения посланникам.
Глава 4. Откровение.
Рассматриваемые вопросы в главе:
Пророчество — дар Всевышнего.
Как Всевышний передаёт информацию Своим пророкам и посланникам?
Виды передачи Откровения посланникам.
Как приходит ангел к посланнику?
Предзнаменования Откровения.
Воздействие ангела на посланника.
1 Пророчество — дар Всевышнего*.
*[Му'тазилиты считают, что направление посланников и ниспослание Писаний — это обязанность Всевышнего Аллаха. На самом же деле это проявление Им милости к Своим рабам. Мы можем сказать, что это обязанность Всевышнего, только если при этом мы имеем в виду, что Он Сам сделал это обязательным для Себя Лявами' аль-анвар аль-бахиййа, т. 2, с. 256, 258].
Пророчество — дар Всевышнего, и нельзя стать пророком по собственному желанию или даже путём приложения неимоверных усилий. И философы, утверждающие, что посредством приложения определённых усилий, проделывания определённой работы, усердия в поклонении, старательного выполнения самых тяжких религиозных обязанностей, а также самовоспитания, очищения своей души и мыслей, улучшения своего нрава и выполнения определённых упражнений для духа и тела можно стать пророком, лгут [Лявами' аль-анвар аль-бахиййа, т. 2, с. 257].
Аллах разъяснил в нескольких аятах, что пророчество — это Божественный дар, милость Всевышнего. Всевышний сказал: «Это— те, кого облагодетельствовал Аллах, из числа пророков, которые были потомками Адама и тех, кого Мы спасли вместе с Нухом, и потомками Ибрахима и Исраиля, и из числа тех, кого Мы наставили на прямой путь и избрали».Сура 19 «Марьям», аят 58.
Всевышний также сказал, передавая слова Я'куба, обращенные к его сыну Юсуфу: «Твой Господь изберёт тебя». Cypa 12 «Юсуф», аят 6.
Кроме того, Всевышний сказал Мусе: «О Муса! Я возвысил тебя над людьми посредством того, что Я даровал тебе Моё Послание и говорил с тобой». Сура 7 «Ограды», аят 144.
Умайя ибн Абу ас-Сальт желал быть пророком этой общины, и он сочинил множество стихов, в которых обращался к Аллаху, прося Его об этом, однако его желание так и не осуществилось. Истину сказал Всевышний: «Аллах лучше знает, кому доверить Своё Послание».
Сура 6 «Скот», аят 124.
Именно поэтому, когда люди предложили, чтобы пророком стал один из великих людей Мекки и Таифа 'Урва ибн Мас'уд ас-Сакафи или аль-Валид ибн аль-Мугира, Всевышний Аллах отверг их слова и разъяснил, что сказанное ими порицаемо, ибо Всевышний Аллах, Великий Господь — Тот, Кто распределил их удел в этом мире. Так каким же образом они могут вмешиваться в определение того, кто достоин дара пророчества и Послания Всевышнего?
Всевышний Аллах сказал: «Они также сказали: «Почему этот Коран не был ниспослан великому мужу из двух городов
[Мекки и Таифа]?» Разве это они распределяют милость твоего Господа? Мы распределили между ними их средства к существованию в земной жизни».Сура 43 «Украшения», аяты 31-32.
В этой главе мы расскажем о том, как избранные Всевышним люди становятся пророками.
Как Всевышний передаёт информацию Своим пророкам и посланникам?
Свой способ передачи информации пророкам и посланникам Всевышний Аллах назвал Откровением.
Всевышний сказал: «Воистину, Мы внушили тебе Откровение, подобно тому, как внушили его Нуху и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму, Исма'илю, Исхаку, Я'кубу и коленам, 'Исе, Айюбу, Юнусу, Харуну, Сулейману. Давуду же Мы даровали Псалтырь».Сура 4 «Женщины», аят 163.
Откровение — это быстрое и тайное оповещение или передача информации различными путями [Фатх аль-Бари, т. 1, с. 9; Аль-Мисбах аль-мунир, с. 651-652]. Это может быть внушение, подобное внушению Всевышнего апостолам: «Я внушил апостолам: «Уверуйте в Меня и Моего посланника»».Сура 5 «Трапеза», аят 111.
Аллах также внушал матери Мусы: «Мы внушили матери Мусы: «Корми его грудью»». Сура 28 «Рассказ», аят 7.
Под словом вахи — — 'откровение' может подразумеваться и жест, указание, подобное знаку, который сделал Закария (мир ему) своему народу: «Он вышел из молельни к своему народу и дал им понять: «Воздавайте хвалу по утрам и перед закатом!»». Сура 19 «Марьям», аят 11.
В Благородном Коране этим словом чаще всего обозначается оповещение о чём-то и передача какой-либо информации Всевышним тем, кого Он избрал из Своих рабов, каждый раз, когда Он желает открыть им что-то из знания и верного руководства, тайным способом, непривычным и необычным для человека.
Виды передачи Откровения посланникам.
Всевышний Аллах сказал, разъясняя эти виды: «Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством Откровения или через завесу. Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством Откровения то, что Он желает. Воистину, Он — Возвышенный, Мудрый».
Сура 42 «Совет», аят 51
Существуют следующие виды передачи Откровения.
1. Помещение Откровения в сознание пророкатак, что у того неостаётся никаких сомнений в том, что внушённое его сердцу является Откровением от Всевышнего Аллаха.
Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Святой Дух вдохнул в сердце моё, что никто не умрёт до тех пор, пока не использует полностью удел свой, и пока не дойдёт он до предела своего. Так бойтесь же Аллаха и будьте умеренными в требованиях» [Ибн Хиббан; Ибн Касир. Тафсир]. А Ибн аль-Джаузи считал, что в Словах Всевышнего «иначе, как посредством Откровения»подразумевается внушение во сне.
Итак, Ибн аль-Джаузи высказал такое мнение. Внушение во сне, конечно же, входит в Откровение, и сны пророков — истина. Именно поэтому Ибрахим (мир ему) приготовился принести в жертву своего сына, как только увидел во сне, что делает это, — ведь он не сомневался в том, что увиденный им сон — это веление Всевышнего Аллаха.
Вот что сказал Всевышний об Ибрахиме и Исма'иле: «Когда он достиг того возраста, чтобы трудиться вместе с ним, он сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, что я зарезаю тебя. Посмотри, что ты думаешь?» Он сказал: «Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдёшь меня одним из терпеливых». Когда они оба покорились и он уложил его на бок, Мы воззвали к нему: «О Ибрахим! Ты оправдал сновидение». Воистину, так Мы воздаём творящим добро». Сура 37 «Выстроившиеся в ряды», аяты 102-105.
А 'Аиша сказала: «Откровение начало приходить к Посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) в виде благих сновидений, и каждый его сон был подобен утренней заре» [Бухари; Муслим].
2. Обращение Всевышнего к посланнику через завесу.Например, Всевышний Аллах беседовал с Мусой. Он Сам не раз упоминает об этом в Своей Книге: «Когда же Муса пришёл в назначенный Нами срок к назначенному месту, Господь его заговорил с ним»(сура 7 «Ограды», аят 143).
Всевышний Аллах также сказал: «Когда он подошёл к нему, раздался глас: «О Муса! Воистину, Я — твой Господь. Сними же свою обувь. Ты находишься в священной долине Тува (Библейская Това). Я избрал тебя, и посему прислушайся к тому, что внушается тебе в Откровении. Воистину, Я — Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай молитву, чтобы помнить обо Мне». Сура 20 «Та, ха», аяты 11-14.
Кроме того, Всевышний говорил с Адамом (мир ему): «Он сказал: "О Адам! Поведай им об их именах"»(сура 2 «Корова», аят 33).
Всевышний также говорил со Своим рабом и посланником Мухаммадом (Да благословит его Аллах и приветствует) во время его вознесения на небеса.
3. Передача Откровения посланнику через ангела.Это именно тот вид передачи, о котором Всевышний сказал:«Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством Откровения то, что Он желает».Сура 42 «Совет», аят 51.
Этот посланец — Джибриль, но иногда это может быть и кто-то иной.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|