Методические рекомендации преподавателю
Основной целью лекций по учебной дисциплине «Юридические лица» является дать четкое и последовательное изложение материала в соответствии с последними достижениями науки и сообщить студентам основное содержание предмета в целостном виде.
В связи с этим задачами лекционных занятий является:
1. Связно, последовательно изложить материал в соответствии с новейшими данными науки международного частного права.
2. Привитие навыков самостоятельного анализа и обобщения данных.
Требования, предъявляемые к лекции:
1. Научное содержание.
2. Творческий характер, яркость изложения.
3. Информационная насыщенность.
4. Единство содержания и формы.
5. Логически стройное и последовательное изложение.
6. Учет характера и состава аудитории.
Преподавателям можно использовать следующие типы лекций:
1. Учебно-программная лекция — освещает главные, узловые вопросы темы.
2. Установочная лекция— своей задачей ставит организацию работу студентов по изучению предмета. Такими являются в своем большинстве лекции для заочников.
3. Обзорная лекция — читается на заключительном этапе изучения курса или части курса.
Основное внимание в лекции сосредотачивается на всестороннем раскрытии наиболее трудных вопросов темы, усвоение которых необходимо.
Важным этапом является определение организационной структуры лекции, распределение времени на каждый вопрос, введение и заключение.
Можно рекомендовать преподавателям следующую схему по подготовке лекционного занятия.
1.Определить основное содержание и расположение материала.
2. Продумать: а) где, как, в какой мере использовать методологические положения ученых; б) как использовать документы и другие материалы; в) в какой мере и как осуществить связь с современностью; с жизнью страны; с задачами образования; г) как дать критику современных концепций по проблеме; д) где и в какой степени расположить материал воспитательного характера; е) какие предложить методические советы по самостоятельной работе слушателей; ж) как лучше использовать наглядные пособия, ТСО и ТСП.
Преподавателю предлагается структура проведения занятия:
Традиционная лекция
Структура лекции
1. Название темы лекции.
2. Указание времени на лекцию в целом; вводную часть; основную часть; заключение.
3. Вводная часть.
4. Основная часть.
5. Краткие выводы по каждому из вопросов.
6. Заключение.
7. Список использованной литературы.
Структура лекции должна отражать основные идеи проблемы. Ее разработка начинается с составления плана, который включает, как правило, не более 2-3 вопросов.
Для формулировки основных вопросов плана служит программа курса. Преподаватель должен отразить в лекции основные ее положения.
В лекциях, посвященных теоретическим проблемам, отражаются их важнейшие стороны.
Вводная часть
1. После разработки плана необходимо, прежде всего, написать вводную часть. Это особенно ответственно, так как она открывает новую тему.
2. В вводной части преподаватель кратко характеризует место и значение данной темы в курсе.
Раскрытие основных вопросов
Внутренняя структура главной, центральной части лекции определяется логической структурой, которую преподаватель продумал заранее и наметил в своем развернутом плане. Материал нужно группировать, расчленять, выделять, обозначать отдельные положения цифрами.
Основные способы изложения материала:
1. Описание-характеристика. Применятся в том случае, когда нужно показать характерные признаки того или иного явления, события.
2. Повествование.
3. Объяснение — разъяснение внутреннего смысла событий, теории и политики государства.
Необходимо систематически прибегать к объяснениям для раскрытия внутреннего содержания тех или иных событий.
При этом непременно делать анализ и обобщения, использовать приемы индукции и дедукции, прибегать к противопоставлениям и сравнениям.
Элементы педагогического управления в ходе чтения лекций.
1. В круг вопросов лекции входят такие, как:
— установление и поддержание контакта с аудиторией;
— создание у студентов интереса к предмету лекции:
— достижение убедительности речи;
— эмоциональное воздействие на студентов;
— применение наглядных пособий и ТСО;
— соблюдение некоторых правил поведения лектора на трибуне.
2. Начало лекции.
Лектор должен сообщить четко, ясно, не торопясь, название темы лекции, дать возможность студентам записать его.
Затем изложить вводную часть, в которой сказать:
1. о роли и месте данной темы в курсе;
2. дать краткую характеристику литературы;
3. сообщить о распределении времени на тему.
Если это не первая лекция по теме, то провести связь с предшествующей лекцией.
Далее сообщить план лекции, также дав возможность студентам записать вопросы.
Перед изложением каждого вопроса его надо называть. Завершается рассмотрение вопроса небольшим выводом.
3. Важное значение для установления контакта с аудиторией, для возбуждения у студентов интереса к теме имеет начало лекции.
В этих целях опытные преподаватели используют яркий пример или остро поставленный вопрос, подчеркивают теоретическое и практическое значение данной темы в тематическом плане курса и в практической деятельности.
4. Поддержание внимания студентов на протяжении всей лекции достигается:
— логикой изложения материала;
— глубиной содержания материала;
— четким формулированием положений;
—использованием в лекции новых интересных данных;
— использованием ТСО;
— включением в лекцию материалов об опыте работы.
Наличие тесного контакта преподавателя со студентами проявляется во внимании к лекции, ведении слушателями записей, хорошей дисциплине на занятиях.
Созданию непринужденной, творческой обстановки на лекции способствует тактичное обращение преподавателя к опыту аудитории.
Для мобилизации внимания студентов, активизации самостоятельного мышления обучаемых преподаватель ставит их в определенную ситуацию, дает им возможность самим прийти к необходимым выводам.
Хорошо, когда в лекции прозвучит ссылка на материал вчерашнего или сегодняшнего номера газеты, свежего журнала, радио или телепередачи.
Одним из сложных вопросов методики чтения лекции является обращение с текстом.
Привязанность к тексту вследствие плохой подготовленности к занятию или недостаточного владения материалом приводит к ослаблению связи с аудиторией.
В то же время не следует, не владея соответствующими навыками, пытаться проводить лекцию без текста, по памяти. При этом допускаются ошибки, повторения, ослабление логической нити рассуждения, пропуски отдельных важных положений темы и т. д.
6. Важное условие успеха — интонация и выразительность речи, оптимальность ее ритма и темпа, включение элементов юмора и т. д.
Определяя ритм и темп речи, преподаватель учитывает, что студенты записывают основные положения, поэтому изменением голоса, паузами, ударениями он облегчает студентам усвоение логики лекции, дает возможность записать основные тезисы.
Цитируя произведения, необходимо повторить текст и сослаться на источник.
Заключительная часть
В ней обобщаются наиболее важные, существенные вопросы лекции.
Делаются выводы.
Ставятся задачи для самостоятельной работы.
Существует твердый порядок, требующий, чтобы в конце лекции преподаватель оставил несколько минут для ответов на вопросы.
Методические рекомендации преподавателям
К семинарским занятиям
Преподавателю следует помнить, что семинарские занятия органически дополняют лекции. По ряду дисциплин они являются ведущей формой обучения. Их главная цель заключается в углублении и закреплении знаний, применении теоретических знаний для решения практических задач, привитие навыков самостоятельного анализа и обобщения данных, воспроизведение предметного содержания профессиональной деятельности.
В настоящее время можно выделить основные функции семинара:
1. Познавательная. Позволяет организовать творческое, активное изучение теоретических и практических вопросов, установить непосредственное общение преподавателя со студентами, формирует самоконтроль за правильным пониманием изучаемого материала со стороны студентов, закрепляет и расширяет знания.
2. Воспитательная, осуществляет связь теоретических знаний с практикой, усиливает обратную связь субъекта и объекта воспитания, формирует принципиальность и смелость в суждениях, самокритичность, дает широкие возможности преподавателю для индивидуальной работы и изучения индивидуальных особенностей студентов.
3. Функции контроля уровня знаний студентов и качества их самостоятельной работы.
Подготовка семинара
Подготовка студентов к семинару практически начинается с лекции.
Как правило, лекция и семинар отдалены друг от друга несколькими днями. За это время студенты имеют возможность ознакомиться с планом семинара, изучить и законспектировать рекомендованную литературу.
Обычно на семинарское занятие выносятся 3-4 вопроса. Кроме основных вопросов, в плане семинара указывается еще тема доклада (если семинар проводится с докладом).
Выбору тем докладов следует уделить очень большое внимание, потому что от этого во многом зависит работа семинара.
Темы докладов должны быть посвящены актуальным теоретическом и политическом отношениях вопросам. Тема доклада должна быть заглавной в проблематике всего семинара.
Важнейшей составной частью любого плана семинара является список рекомендованной литературы.
Большую помощь студентам при подготовке к семинару оказывают преподаватели. Практически эта работа начинается с лекции, в которой даются методические советы и рекомендации, как следует подойти к изучению указанной литературы, ее общая характеристика.
Лектор постоянно должен иметь в виду предстоящий семинар, нацеливая студентов на подготовку к нему, подчеркивая наиболее важные вопросы, подлежащие обстоятельному изучению.
Важным условием успешной подготовки к семинару является четкая организация самостоятельной работы студентов.
Примерно за 2-3 дня до семинара преподаватель может пригласить на беседу 1-2 студентов, либо группу студентов для выяснения, как они разобрались в изученной литературе, дать методические советы.
Необходимо требовать от студентов глубокого изучения всех вопросов плана семинара. Вместе с тем, целесообразно иногда рекомендовать отдельным студентам заблаговременно готовить специальные выступления по сложным вопросам. Например, по теме № 8 можно рекомендовать такую тему: «Проблемы, связанные с незаконным вывозом детей из одной страны в другую». Можно также поручать наиболее подготовленным студентам выступать с обзором журнальных статей по теме занятия.
Необходим постоянный контроль за самостоятельной работой студентов и планомерная помощь им в подготовке семинара.
Серьезную роль в подготовке и проведении семинаров играют методические секции: на них преподаватели коллективно обсуждают вопросы содержания и методики каждого занятия.
Хорошо зарекомендовала себя практика подготовки и обсуждения методических разработок по каждой теме семинарского занятия. Она включает в себя подвопросы каждого основного вопроса, план доклада, основные и дополнительные вопросы.
Кроме того, в методических разработках необходимо предусмотреть воспитательные моменты, дополнительную научную и учебную литературу для студентов и преподавателей; определить примерный расчет времени, указать, какие следует использовать ТСО и наглядные пособия.
В случае необходимости отдельные вопросы методики проведения семинарского занятия можно рассмотреть на заседаниях кафедры.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|