Основные принципы экологического права
Понятие, предмет и объект экологического права
Под экологическим правом понимается система правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу окружающей среды: ее охраны, использования природных ресурсов, защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц и др.
общественные отношения, регулируемые с помощью норм экологического права, зачастую называют экологическими отношениями, а само экологическое право – правом окружающей среды.
Экологическое право рассматривается как весьма сложная, комплексная отрасль права, складывающаяся из норм, составляющих земельное, водное, горное, лесное и иное право.
Предметом экологического права являются все те общественные отношения, которые возникают в связи с использованием и охраной окружающей среды.
В качестве общего объекта экологического права выступает сама окружающая среда, которая состоит из совокупности таких компонентов (частных объектов), как:
1. природная среда (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле);
2. природные и природно-антропогенные объекты (естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства, а также указанные объекты, измененные в результате хозяйственной и иной деятельности человека);
3. антропогенные объекты (объекты, созданные человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающие свойствами природных объектов).
Следует подчеркнуть, что экологическое право регулирует не сами отношения человека и природы, а общественные отношения в соответствующей сфере.
Субъекты экологических правоотношений
в любом экологическом отношении участвует природопользователь, т. е. субъект, непосредственно взаимодействующий с окружающей средой. В зависимости от содержания правового статуса можно выделить две основные категории субъектов экологических правоотношений:
1. граждане (физические лица), участие которых в процессе природопользования сводится в основном к непосредственному удовлетворению собственных потребностей за счет природы.
2. хозяйствующие субъекты (коммерческие организации и индивидуальные предприниматели), для которых природопользование – средство извлечения прибыли.
экологические общественные объединения непосредственно в процессе природопользования не участвуют, но, тем не менее, часто являются субъектами экологических правоотношений. Цель их деятельности – в охране окружающей среды и (или) защите экологических прав и интересов граждан. С одной стороны, их деятельность направлена на предотвращение причинения вреда окружающей среде и обеспечение соблюдения экологических прав граждан, с другой – на ликвидацию последствий причиненного вреда и восстановление нарушенных прав.
Наконец, поскольку экологическое законодательство лишь одна из отраслей законодательства, а природопользование – одна из многих сфер общественной жизни, за соблюдением законности в этой сфере, так же как в других, осуществляется прокурорский надзор. Поэтому в число субъектов экологических правоотношений входят органы прокуратуры,осуществляющие надзор за законностью действий всех вышеперечисленных категорий субъектов.
Источники экологического права
В качестве источников экологического права выступают все те нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы, регулирующие экологические отношения.
Основой экологического, равно как и любого иного права, является Конституция РФ.
Она закрепляет, прежде всего, тот факт, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации «как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории», и устанавливает, что земля, равно как и другие природные ресурсы, «могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».
также Конституция РФ устанавливает, что природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории, а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации.
Важное место среди источников экологического права занимают федеральные законы, касающиеся использования природных ресурсов, защите экологических прав и законных интересов граждан и юридических лиц, охране окружающей среды. Часть из них издается в пределах земельного законодательства; другая часть – в рамках водного или лесного законодательства; третья часть – в пределах других отраслей, подотраслей и институтов права.
Особую роль среди федеральных экологических законов играет Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» 2002 года, в котором определяются правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов «в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности».
в соответствии с федеральными законами принимаются иные нормативные правовые акты – указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также законы и подзаконные правовые акты субъектов Федерации»;
Отдельные отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, регулируются международными договорами с участием Российской Федерации. Так распространение действия норм экологического права на континентальный шельф и исключительную экономическую зону осуществлено в соответствии с нормами международного права.
Основные принципы экологического права
В наиболее концентрированном виде основные принципы экологического права определяются и закрепляются в Федеральном законе об охране окружающей среды. Они фактически отождествляются с принципами охраны окружающей среды:
• соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду;
• обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
• научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
• охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Наряду с этими принципами в Законе об охране окружающей среды закрепляются также такие принципы природопользования, как:
• платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
• независимость контроля в области охраны окружающей среды;
• презумпция экологической опасности хозяйственной и иной деятельности;
• обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
• учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
• приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
• обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
• обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
• сохранение биологического разнообразия;
Систему принципов экологического права дополняют принципы, связанные с соблюдением прав граждан на благоприятную окружающую среду (на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды; участие в принятии решений, затрагивающих права на благоприятную окружающую среду; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; развитие системы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры; участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях и др.).
14.4. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды. Экономико-правовое регулирование и нормирование природопользования.
Полномочия в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, распределяются между такими органами, как:
а) федеральные органы государственной власти;
• разработка и издание федеральных законов и иных нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;
• разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;
• координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;
• установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (экологического мониторинга), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;
• установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.
б) федеральные органы исполнительной власти;
• разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;
• установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
• организация и проведение государственной экологической экспертизы;
в) органы государственной власти и управления субъектов Федерации;
• определение основных направлений охраны окружающей среды на территории субъектов Федерации с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов Федерации;
• реализация федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территориях субъектов Федерации с учетом их географических, природных, социально-экономических и иных особенностей;
• разработка и издание законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов Федерации, контроль за их исполнением;
• разработка, утверждение и реализация целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Федерации;
г) органы местного самоуправления;
• полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды, определяются в соответствии с федеральными законами, управление осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, актами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, осуществляется с помощью конституционных и федеральных законов, а также специальных договоров о разграничении предметов ведения – между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации о передаче осуществления части полномочий в указанной сфере отношений.
Вопросы, касающиеся охраны окружающей среды, решаются с помощью методов экономического регулирования, а также методов нормирования в области охраны окружающей среды.
К методам экономического регулирования, в частности, относятся:
• разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Федерации;
• разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
• проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
• проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
Осуществляя регулирование отношений, складывающихся в области охраны окружающей среды, Закон об охране окружающей среды предусматривает необходимость создания федеральных программ в сфере экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Федерации; регулирует все виды предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды; закрепляет порядок экологического страхования, которое осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.
нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды и пределов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. В Законе об охране окружающей среды определяются и закрепляются такие виды нормативов, как:
а) общие нормативы качества окружающей среды, устанавливаемые для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов;
б) нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
в) нормативы допустимых выбросов (ПДВ)и сбросов (ПДС)веществ;
г) нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
д) нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду и другие нормативы в области охраны окружающей среды.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|