Тема 1.Этапы становления и развития экономической науки
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
для студентов факультета очного обучения,
обучающихся по специальности
Экономическая безопасность»
Квалификация – СПЕЦИАЛИСТ
Рассмотрена и одобрена
на заседании кафедры
Протокол № 6 от «27» июня 2012 г.
Зав. кафедрой Озина А.М.
___________________
г. Нижний Новгород
2012 г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения учебной дисциплины «Экономическая теория» является:
· получение студентами знаний о функционировании современной экономической системы.
Задачи изучения дисциплины:
· усвоение обучаемыми теоретико-методологических основ данной дисциплины;
· понимание рационального в экономике и условий экономической оптимизации домохозяйств, предприятий и национальных хозяйственных систем;
· выработка навыков творческого анализа сложных процессов экономической действительности;
· формирование умения исследовать и давать аргументированную оценку теорий и концепций, положенных в основу социально-экономической политики;
· глубокое осмысление сути хозяйственных процессов, происходящих в современной российской экономике.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Шифр дисциплины[С3.Б3.01]. Дисциплина «Экономическая теория» входит в раздел базовой части профессионального цикла дисциплин.
Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина:
Курс «Экономическая теория» является фундаментальным в системе экономического образования. Поэтому с этой дисциплины начинается изучение дисциплин экономического профиля.
Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:
«История экономических учений», «Мировая экономика и международные экономические отношения».
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям студента, необходимым при освоении данной дисциплины:уметь активно воспринимать устную речь лектора, иметь навыки работы с различными видами учебной и научной литературы, анализировать экономические процессы, выявлять основные проблемы в экономическом развитии.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
1) способность ориентироваться в политических и социальных процессах, использовать знания и методы гуманитарных и социальных наук при решении профессиональных задач (ОК-4);
2) способность к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);
3) способность креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции (ОК-10);
4) способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-13);
5) способность применять математический инструментарий для решения экономических задач (ОК-15);
6) способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации, применять в профессиональной деятельности автоматизированные информационные системы, используемые в экономике, автоматизированные рабочие места, проводить информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач (ОК-16);
7) способность подготавливать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
8) способность обосновывать выбор методик расчета экономических показателей (ПК-2);
9) способность осуществлять сбор, анализ, систематизацию, оценку и интерпретацию данных, необходимых для решения профессиональных задач (ПК-31);
10) способностью принимать оптимальные управленческие решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможностей использования имеющихся ресурсов (ПК-46);
11) способность применять методы проведения прикладных научных исследований, анализировать и обрабатывать их результаты, обобщать и формулировать выводы по теме исследования (ПК-51);
12) способность готовить отчеты, справки и доклады по результатам выполненных исследований (ПК-53).
В результате освоения дисциплины студент должен:
1) Знать:
· систему экономических категорий и законов, методы анализа экономических процессов и явлений;
· пути обеспечения высокоэффективного хозяйствования и особенности поведения субъектов экономики в различных рыночных структурах;
· внутреннюю логику формирования и функционирования экономических систем, их содержание, структуру и основания классификации;
· современную систему национального счетоводства и ведущие макроэкономические переменные;
· макроэкономические пропорции общественного воспроизводства, равновесие национального рынка и механизм его обеспечения;
· современные формы проявления макроэкономической нестабильности и основные направления стабилизационной политики государства;
· содержание и методы регулирования национального рынка, основы теории экономической политики в смешанной и переходной экономике;
2) Уметь:
· самостоятельно анализировать сложные социально-экономические процессы, происходящие в современных рыночных структурах;
· творчески применять полученные знания для разработки научно обоснованной стратегии производственной деятельности первичного хозяйственного звена;
· исследовать, выявлять и обосновывать конкретные пути повышения экономической эффективности деятельности индивидов и фирм в современных условиях;
· высокоэффективно использовать результаты микроэкономического анализа при решении конкретных хозяйственных задач предприятия;
· грамотно и корректно оценивать микроэкономические последствия институциональных преобразований, а также политических решений органов государственного управления;
· самостоятельно исследовать сложные макроэкономические процессы, прежде всего, в переходных хозяйственных системах нового типа;
· на практике использовать результаты макроэкономического анализа для определения состояния и перспектив нового качества экономического роста в условиях переходной экономики.
Иметь представление
· о глубинных философско-методологических основах изучаемого курса;
· о дискуссионности и степени научной разработанности ведущих проблем курса;
· об основных направлениях развития теории экономического поведения хозяйственных агентов в современной смешанной экономике;
· о путях практического использования выводов и рекомендаций экономической теории в деятельности домохозяйств, фирм и государства, а также в успешном решении народнохозяйственных и социально-экономических задач;
· о роли и месте данного курса в системе гуманитарных, общепрофессиональных и специальных экономических дисциплин.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц (1 з.е. = 36 часов), 360 часов.
Структура учебной дисциплины
№
п/п
| Разделы (темы)
учебной дисциплины
| Семестр / подсеместр
| Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости по темам
| Лек-ции
| Семи-нары
| Прак. занят
| Сам. раб.
| 1.
| Тема 1. Этапы становления и развития экономической науки
| 1.1
|
|
| -
|
| -
| 2.
| Тема 2. Предмет, методология и функции современной экономической теории
| 1.1
|
|
| -
|
| опрос
| 3.
| Тема 3. Основы общественного производства
| 1.1
|
|
| -
|
| собеседование
| 4.
| Тема 4. Организация экономи-ческой жизни в обществе. Госу-дарство и рынок
| 1.1
|
|
| -
|
| -
| 5.
| Тема 5. Экономическая теория товара и денег
| 1.1
|
|
| -
|
| опрос
| 6.
| Тема 6. Механизм функционирования рынка. Теория спроса и предложения
| 1.1
|
|
| -
|
| Тесты, решение контрольных задач
| 7.
| Тема 7. Поведение потребителя в рыночной экономике
| 1.1
|
|
| -
|
| Тесты, решение контрольных задач
| 8.
| Контрольное занятие по первому разделу (тестирование)
| 1.1
| -
| -
| -
|
| тестирование
| 9.
| Всего часов по первому разделу
| |
|
| -
|
| |
| Раздел II. Микроэкономика
| 10.
| Тема 8. Предприятие (фирма) в рыночной экономике. Капитал, его структура
| 1.2
|
|
| -
|
| Тесты, решение контрольных задач
| 11.
| Тема 9. Издержки и доходы предпринимательской деятельности
| 1.2
|
|
| -
|
| опрос
| 12.
| Тема 10. Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции
| 1.2
|
|
| -
|
| Тесты, решение контрольных задач
| 13.
| Тема 11. Предприятие на рынке несовершенной конкуренции
| 1.2
|
|
| -
|
| Тесты, решение контрольных задач
| 14.
| Тема 12. Рынки факторов произ-водства. Рынок труда и заработная плата
| 1.2
|
|
| -
|
| опрос
| 15.
| Тема 13. Рынки капитала и ссудный процент
| 1.2
|
|
| -
|
| собеседование
| 16.
| Тема 14. Рынок земли и земельная рента
| 1.2
|
|
| -
|
| собеседование
| 17.
| Тема 15. Внешние эффекты и общественные блага
| 1.2
|
|
| -
|
| собеседование
| 18.
| Всего часов по второму разделу
| |
|
| -
|
| |
| Раздел III. Макроэкономика
| 19.
| Тема 16. Макроэкономика, ее предмет, основные проблемы и показатели. Система национальных счетов.
| 2.1
|
|
| -
|
| тестирование, опрос
| 20.
| Тема 17. Накопление. Сбережение. Инвестиции. Модель IS.
| 2.1
|
|
| -
|
| опрос
| 21.
| Тема 18. Экономический рост и структурные изменения в экономике.
| 2.1
|
|
| -
|
| тестирование, опрос
| 22.
| Тема 19. Макроэкономическое равновесие. Модель AD – AS.
| 2.1
|
|
| -
|
| опрос
| 23.
| Тема 20. Циклы и кризисы в экономике. Антициклическая политика государства.
| 2.1
|
|
| -
|
| собеседование
| 24.
| Тема 21. Воспроизводство народонаселения. Занятость и безработица.
| 2.1
|
|
| -
|
| тестирование
| 25.
| Тема 22. Денежно-кредитная система. Инфляция и антиинфляционная политика государства.
| 2.1
|
|
| -
|
| опрос
| 26.
| Тема 23. Финансовая система и рынок ценных бумаг.
| 2.1
|
|
| -
|
| опрос
| 27.
| Тема 24. Налогово – бюджетная система и фискальная политика государства.
| 2.1
|
|
| -
|
| собеседование
| 28.
| Тема 25. Благосостояние населения и социальная политика государства.
| 2.2
|
|
| -
|
| опрос
| 29.
| Всего часов по второму разделу
| |
|
| -
|
| | | Раздел IV. Теоретические основы мировой экономики.
| 30.
| Тема 26. Этапы становления и развития мировой экономики
| 2.2
|
|
| -
|
| опрос
| 31.
| Тема 27. Международная торговля, ее формы, тенденции и теории развития.
| 2.2
|
|
| -
|
| опрос
| 32.
| Тема 28. Валютные отношения. Международная валютная система.
| 2.2
|
|
| -
|
| опрос
| 33.
| Тема 29. Международное движение капитала.
| 2.2
|
|
| -
|
| опрос
| 34.
| Тема 30. Международная миграция рабочей силы.
| 2.2
|
|
| -
|
| собеседование
| 35.
| Тема 31. Платежный баланс и макроэкономическое равновесие национальной экономики.
| 2.2
|
|
| -
|
| опрос
| 36.
| Тема 32. Международная экономическая интеграция.
| 2.2
|
|
| -
|
| опрос
| 37.
| Всего часов по четвертому разделу
| 2.2
|
|
| -
|
|
| 38.
| Итого: 360 часов
| |
|
| -
|
(в том числе ИРС- 18 ч.)
| |
Форма итогового контроля:экзамен.
Форма промежуточного контроля:курсовая работа.
Содержание учебной дисциплины
Тема 1.Этапы становления и развития экономической науки
Экономические воззрения в традиционных обществах Древнего мира: отношение к хозяйственной деятельности, к труду, богатству, деньгам, ссудному проценту.
Источники экономической мысли Древнего Востока: Вавилон-кодекс царя Хаммурапи; Китай – Конфуций; Индия – трактат Архашастра. Экономическая мысль древней Греции в трудах Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Средневековая схоластика – первый опыт систематизации экономических категорий.
Теоретические системы рыночной экономики. Меркантилизм.Физиократия. Классическая политическая экономия. Экономическое учение К. Маркса.
Формирование и эволюция современной экономической мысли. Маржиналистская революция. Австрийская школа. Неоклассическое направление мысли. Кейнсианство. Современные неолиберальные концепции: монетаризм, социально ориентированная рыночная экономика. Новая австрийская школа. Институционализм. Экономический империализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли. Научный вклад М.И. Туган – Барановского в понимание экономических циклов. Аграрная теория А.В. Чаянова. Теория длинных волн Кандратьева Н.Д. Традиции отечественной экономико – математической школы (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|