ТЕМА 1. История конфликтологии.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТами»
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
(КВАЛИФИКАЦИЯ «СПЕЦИАЛИСТ»)
Форма обучения ОЧНАЯ
Рассмотрена и одобрена
на заседании кафедры
социологии и психологии
Протокол № 4 от «16» мая 2012г.
Зав. кафедрой С.А. Тихонина
___________________
г. Нижний Новгород
2012 г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения учебной дисциплины «Управление конфликтами» являются:
- ознакомление студентов с основными конфликтологическими теориями и концепциями, феноменологией, процессами и механизмами проявления;
- формирование умения анализировать социальные и межличностные конфликты в больших и малых социальных группах;
- понимание общих социально-психологических закономерностей взаимодействия людей и социальных образований;
- подготовка студентов к успешному управлению социальным конфликтом на основе их социально-психологической компетентности.
Задачи изучения дисциплины:
- овладеть теоретическими знаниями об основных теориях социального конфликта, социально-психологических явлениях и процессах в больших и малых социальных общностях;
- изучить закономерности и механизмы проявления основных социально-психологических феноменов, социальных конфликтов;
- овладеть навыками диагностики и анализа закономерностей проявления различных уровней социально-психологической феноменологии и социального конфликта.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Шифр дисциплины С1.КПВ1.01б. Дисциплина «Управление конфликтами» входит в раздел П.КПВ3
дисциплин и курсов по выбору студентов, установленных вузом вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин.
Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина:
Учебная дисциплина «Управление конфликтами» является логическим продолжением и углублением таких дисциплин как «Психология», «Политология», «Коммерческая тайна в предпринимательской деятельности». Кроме того, в программе курса учтены межпредметные связи данной дисциплины с курсом философии и другими специальными и гуманитарными дисциплинами, изучаемыми в Нижегородском институте управления.
Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:
Данная дисциплина выступает связующим звеном на стыке фундаментального знания и практики и является одной из предшествующих для таких дисциплин как: «Деловые коммуникации», «Социология управления», «Современные выборные политические технологии», «Акмеологические основы развития личности государственного служащего».
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям студента, необходимым при освоении данной дисциплины:
для успешного освоения данной дисциплины обучающиеся должны:
1) Знать:
- основные психологические процессы и явления;
- основные приёмы эффективного общения и взаимодействия;
- основные характеристики структуры личности, типологические особенности личности.
2) Уметь:
– использовать основные приёмы эффективного общения и взаимодействия;
- применять методы диагностики личности.
3) Быть готовым:
- к групповому и индивидуальному взаимодействию;
Владеть:
- навыками работы с учебной и научной психологической литературой, с материалами конкретных психологических исследований по тематике, близкой к профилю подготовки студентов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);
- способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);
- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);
- способностью ориентироваться в политических и социальных процессах, использовать знания и методы гуманитарных и социальных наук при решении профессиональных задач (ОК-4);
- способностью понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);
- способностью соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов, нетерпимо относиться к коррупционному поведению (ОК-6);
- способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);
- способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния (ОК-8);
- способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);
- способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции (ОК-10);
- способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);
- способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-13);
- способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации, применять в профессиональной деятельности автоматизированные информационные системы, используемые в экономике, автоматизированные рабочие места, проводить информационно- поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач (ОК-16).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в области правоохранительной деятельности:
- способностью выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства (ПК-7);
- способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-8);
- способностью юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства, создающие угрозы экономической безопасности, применять познания в области материального и процессуального права (ПК-10);
- способностью обеспечивать экономико-правовую защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ПК-11);
- способностью применять основные закономерности создания и принципы функционирования систем экономической безопасности хозяйствующих субъектов (ПК-12);
- способностью осуществлять мероприятия, направленные на профилактику, предупреждение преступлений и иных правонарушений, на основе использования закономерностей экономической преступности и методов ее предупреждения; выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению преступлений (ПК-13);
- способностью реализовывать мероприятия по получению юридически значимой информации, анализировать и оценивать ее, эффективно использовать в интересах выявления рисков и угроз экономической безопасности, предупреждения, пресечения,
раскрытия и расследования преступлений и иных правонарушений в сфере экономики (ПК- 14);
- способностью применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы (ПК-22);
- способностью соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-23);
- способностью выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-24);
в области информационно-аналитической деятельности:
- способностью осуществлять сбор, анализ, систематизацию, оценку и интерпретацию данных, необходимых для решения профессиональных задач (ПК-31);
- способностью строить стандартные теоретические и эконометрические модели, необходимые для решения профессиональных задач, анализировать и интерпретировать полученные результаты (ПК-33);
- способностью выявлять и устранять причины и условия, способствующие коррупционным проявлениям в коллективе (ПК-47);
в области научно-исследовательской деятельности:
- способностью применять методы проведения прикладных научных исследований,
анализировать и обрабатывать их результаты, обобщать и формулировать выводы по теме
исследования (ПК-51);
- способностью готовить отчеты, справки и доклады по результатам выполненных исследований (ПК-53).
В результате освоения дисциплины студент должен:
1) Знать:
возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в
профессиональной деятельности; сущность профессионально-нравственной деформации и пути её предупреждения и преодоления; причины и психологические основы предупреждения и разрешения конфликтов в профессиональной деятельности.
2) Уметь:
анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
диагностировать причины конфликта, вырабатывать и применять стратегии поведения в ходе конфликтного поведения, использовать различные методы и способы предотвращения и конструктивного разрешения конфликтов.
Владеть навыками
толерантного поведения; навыками конструктивного общения в процессе профессиональной деятельности, выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом этнокультурных и конфессиональных различий; навыками правильного поведения в конфликтной ситуации.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (1 з.е. = 36 часов) - 72 часа.
Структура учебной дисциплины
№
п/п
| Разделы (темы)
учебной дисциплины
| Семестр / подсеместр
| Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости по темам.
|
|
|
| Лек-ции
| Семи-нары
| Прак занят.
| Самост.раб
|
| 1.
| Тема 1. История конфликтологии
| 1.2
|
|
|
|
|
| 2.
| Тема 2. Структура и содержание конфликта
| 1.2
|
|
|
|
|
| 3.
| Тема 3. Типология конфликта
| 1.2
|
|
|
|
|
|
| Тема 4. Динамика развития конфликта
| 1.2
|
|
| |
(ИРС - 3ч)
|
|
| Тема 5. Психология конфликта
| 1.2
|
|
| |
|
|
| Тема 6. Переговорные стили
| 1.2
|
| | |
|
|
| Тема 7. Переговорный процесс
| 1.2
|
|
| |
|
|
| Итого: 72 часа
| |
|
| |
в том числе ИРС3ч.)
|
| Форма итогового контроля: зачёт
Содержание учебной дисциплины
ТЕМА 1. История конфликтологии.
Возникновение и развитие конфликтологии. Концептуальные основы теорий конфликта: социально-биологическая, социально-психологическая концепции. Концепция социального конфликта. Теоретические источники конфликтологии (Г. Спенсер, К. Маркс, Г. Зиммель, Г. Парсонс, Л. Козер, Р. Дирендорф, К. Боулдинг). Современные концепции конфликта. Состояние и перспективы современной конфликтологии.
Конфликт как социальное, социально-психологическое и психологическое явление. Конфликт как форма взаимодействия людей. Объект и предмет конфликтологии. Структура конфликтологии как науки, методы исследования. Конфликтология в системе социальных и гуманитарных наук.
ТЕМА 2. Структура и содержание конфликта
Понятие конфликта. Объективные и субъективные причины возникновения конфликтов.
Структура социального конфликта. Основа конфликта. Субъекты конфликта. Конфликт как субъектно-субъектное отношение. Позиции носителей конфликта. Конфликт как единая трихотомическая система «субъекты-интересы-действия». Конфликт и конфликтная ситуация.
Формы проявления конфликта. Скрытый и открытый конфликты. Публичный и демонстративный конфликты. Противостояние и противодействие, их проявления. Коммуникативный и деятельностный аспекты конфликта. Эмоциональный аспект конфликта. Бессознательные формы взаимодействия и коммуникации в конфликте. Степень социальной формализации конфликта.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|