Лекция 2. Формы и средства мировой политики.
План:
1. Внешнеполитическая стратегия государства.
2. Дипломатия как средство мировой политики.
3. Война как средство мировой политики.
1.
Внешняя политика государства – деятельность государства в международной системе отношений по защите интересов страны и мирового сообщества. Основными направлениями внешнеполитической деятельности государства являются: - оборона; - организация взаимного сотрудничества в экономической, социальной, культурной сферах; - регулирование мировой системы и создание мирового порядка.
Направленность и характер внешней политики национального государства определяются стратегией. Стратегия внешней политики – это система целей, задач государства в мировой системе отношений и скоординированных действий по их достижению. Обычно стратегия имеет долгосрочный характер.
Главная цель внешней политики суверенного государства – обеспечение национальной безопасности.
Национальную безопасность можно определить как защищенность, гарантированность различных сторон жизнедеятельности страны:
1. Территориальной целостности и неприкосновенности;
2. Национальной независимости: гарантии от вмешательства во внутренние дела.
3. Стабильности и развития основных сфер общественной жизни: экономики (собственность, труд, предпринимательство), социальных отношений (жизнь, здоровье, окружающая среда обитания), культуры (образование, информационно-психологическая среда), политики (свобода, активность граждан).
4. Национальной идентичности: национальной культуры, менталитета.
Национальная безопасность государства имеет два аспекта:
· собственно безопасность: защита от посягательств;
· качество жизни: благосостояние и уровень воспроизводства населения (здоровье, личностный потенциал).
Другая основная цель национального государства во внешней политике обеспечение своего статуса в мировой системе. Статус определяют: власть как способность влиять на мировой порядок и развитие цивилизации, как контроль доступа к мировым ресурсам, территории, а, во-вторых, престиж (слава, по определению Р.Арона) как авторитет и способность влиять на идеи, представления, ценности мирового сообщества.
Цели формулируют потребности и поэтому тесно связаны с реализацией национальных интересов.
Национальные интересы государства представляют собой способы обеспечения безопасности, стабильности и развития страны, предоставляемые международной системой отношений, а также способы обеспечения статуса в этой системе.
Национальные интересы классифицируют по четырем категориям (защита родины; экономическое процветание; пропаганда ценностей; благоприятный мировой порядок) и трем степеням важности (жизненно важный; важный; периферийный).
Национальные интересы государства сталкиваются с интересами другого государства. Негосударственные акторы также имеют свои цели и интересы, которые могут оказаться как совместимыми, так и несовместимыми с национальными интересами. Основные цели ТНК, например, связаны с достижением максимальной прибыли, что вызывает у них стремление использовать в своих интересах действующие в странах пребывания национальные правила поведения в сфере торговли, труда и инвестирования или же влиять на изменение этих правил в выгодную для себя сторону. МПО преследуют цели, которые могут как соответствовать интересам входящих в них государств, так и противоречить им. Система ООН призвана проводить глобальную политику сохранения и защиты международного мира (что не всегда совпадает с текущими интересами отдельных стран), а региональные экономические организации (ОПЕК, АТЭС) — отстаивать интересы стран-членов в мировой хозяйственной системе. И ООН, и региональные экономические организации имеют собственные интересы, связанные с самосохранением своей самосубъектности.
Официальная концепция национальной безопасности России не содержит четкого разделения основных категорий интересов. Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер.
Национальные интересы объективны, но степень их осознания может быть разной. Адекватное понимание национальных интересов своей страны формирует реалистическую внешнюю политику, основанную на объективных интересах; неадекватное – субъективные интересы и нереалистическую политику (война США во Вьетнаме, вторжение Ирака в 1991 г. в Кувейт).
В современном мире термин «национальные интересы» используется в контексте геополитики особого типа: в ней корпоративные интересы конкретного государства доминируют над интересами мирового сообщества, а принцип силы – над принципами международного права и морали (США объявили весь мир зоной своих интересов). Авторы концепции – Р.Нибур, американский теолог первой половины 20 в. и Моргентау, американский политолог, автор книги «В защиту национального интереса» (1948).
Критериями эффективности внешней политики государства являются:
· способность защищать себя, свою нацию и национальные интересы способом войны (минимум);
· не отступать от национальных интересов в условиях конфликта, угрозы силы, войны;
· не жертвовать качеством жизни населения во имя безопасности. Военный бюджет может требовать сокращения расходов на социальное, экономическое развитие. Политику, основанную на приоритете военных целей на социально-экономическими, называют «пушки вместо масла».
· сохранение национальной идентичности как смысла существования государства.
К основным средствам реализации внешнеполитических целей и задач относятся: переговоры (убеждение), принуждение и насилие. В реальной действительности международных отношений они используются в самых различных сочетаниях, поэтому выделение их в «чистом виде» не более, чем абстракция, служащая задачам анализа.
Выбор средств и способов воздействия и взаимодействия в мировой политике определяют: а) национальные интересы, б) международная политическая ситуация, вызовы и угрозы национальной безопасности; в) партнеры и соперники; г) национальный потенциал, соотношение сил.
Источники угрозы национальной безопасности страны в современную эпоху:
1. Борьба за власть и ресурсы планеты между государствами. Основные этапы этой борьбы:
· 19 в. – нач. 20 в.: территориальный раздел, передел мира, установление контроля великих держав над регионами. Главное средство – война, применение силы.
· вторая половина 20 в.: неоколониализм, финансовый, экономический, политический контроль ведущих держав над государствами третьего мира. Главные средства: финансово-экономическая политика и деятельность спецслужб;
· 1990-е гг. - нач. 21 века: дестабилизация экономики и политической власти в странах второго и третьего мира; обеспечение благоприятных для своего государства и бизнеса условий конкуренции. Средства – МВФ, международная финансовая система, ВБ, контроль над ООН, применение силы.
2. Ослабление суверенитета национальных государств.
3. Глобальные проблемы современности:
- истощение природных ресурсов, деградация окружающей среды;
- духовный кризис и разрушение социально-культурной среды для воспроизводства личности;
- усиление неравенства между богатыми и бедными странами;
- терроризм и международная преступность;
- распространение оружия массового уничтожения.
4. Противостояние цивилизаций.
Усложнение мира, появление новых глобальных вызовов ведет не к солидарности и единству человечества, а к обострению межгосударственных противоречий. Следствием сокращения мировых сырьевых ресурсов становится борьба за доступ к ним с применением все более изощренных средств и технологий, борьба, в которой неминуемо сталкиваются национальные интересы различных стран. Причиной столкновений остается и продолжающееся перераспределение мировых рынков сбыта, которое сопровождается гонкой вооружений и продолжающейся политикой военно-политических союзов и коалиций. Понятия «жизненные интересы», «зоны влияния», «принципы государственного суверенитета» и т.п. остаются центральными понятиями, отражающими суть мировой политики в эпоху глобализации.
Факторы, определяющие характер, направленность и успешность внешней политики:
1. Внутренние – это государственный потенциал страны, в частности:
- геополитическое положение;
- история, национальная культура и традиции;
- политическая система, руководство страны, качество элиты;
- экономическая система, научно-технический потенциал;
- социальная структура, уровень жизни населения;
- человеческие ресурсы: уровень образования и развития;
- природные ресурсы;
- сельское хозяйство, продовольствие
- военный потенциал: ядерное оружие, вооруженные силы, техника.
В современную эпоху основой национальной безопасности страны является не военный, а экономический потенциал, финансовая система, социум и культура. Главные внутренние угрозы – это гражданская война и экономическая несамостоятельность.
2. Внешними факторами являются:
- система международной безопасности – совокупность принципов, норм международных отношений, которые исключают нарушение всеобщего мира или возникновение угрозы безопасности народов в любой форме. Система предполагает, что безопасность каждого государства есть дело мирового сообщества, и обязывает каждое государство участвовать в коллективных действиях по отражению агрессии. Во многих отношениях национальная безопасность является производной от международной безопасности всего мирового сообщества;
- политический вес и статус государства в мировой системе, отношения с другими государствами, наличие союзников.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|