|
Антидискриминационная теория
Томпсон (2003а, 19) утверждает, что важным аспектом многих дискриминаций является история учений, содержавших широко распространенные предположения о неполноценности определенных биологических категорий. Современная социальная наука пытается оспорить ложные биологические теории, являющиеся основой дискриминации различных социальных категорий, и осмысливает социальные конструкции, вызывающие дискриминационное поведение. В ряде исследований расы и этническая принадлежность рассматриваются как факторы социальных отношений и социальной структуры. Бэнтон (1987) показывает, что в Европе понятие «раса» ассоциировалось с происхождением. В колониальные времена были предприняты попытки различить расовые типы. В XIX в. расовые типы стали рассматриваться с позиций эволюционных идей в биологии. Считалось, что расы имеют отношение к различным эволюционным направлениям развития, ипоскольку они ассоциировались с социальным статусом, то более преуспевающие и доминирующие общественные группы претендовали на превосходство над другими. При межрасовых контактах в обществе превосходство и более низкое социальное положение стали связывать с классовыми позициями. Наметился переход от теорий, оправдывающих превосходство биологических различий между «расами». Слово «раса» часто заключают в кавычки, чтобы показать недостаточную обоснованность его использования в качестве описательного и аналитического термина к осознанию культурных и социальных различий.
Дискриминация означает идентификацию индивидов и групп по определенным признакам и менее терпимое к ним отношение, чем к лицам и группам с общепринятыми характеристиками. Важным аспектом антидискриминационной теории является анализ истоков дискриминации. Известны многочисленные факты дискриминации и угнетения на основе расовых и этнических признаков по всему миру. И изменения, начавшиеся в 1980-х гг., подчеркивают это (Пилкантон, 2003). В результате усиления миграции культурные и этнические группы вступают в контакт более экстенсивно. Озабоченность по поводу дискриминации первоначально связывалась с неравенством, особенно на рынках жилья и занятости, в дальнейшем она стала ассоциироваться с институциональным расизмом. Это указывает на то, что опосредованная дискриминация в значительной степени обусловлена моделями социальных отношений, в которых предпочтение оказывается этническим группам, составляющим большинство. Такое предпочтение отчасти характерно для таких учреждений, как полиция, учреждения здравоохранения и социального обеспечения, школы, правительственные учреждения. Оно проявляется также в сферах трудоустройства, управления и политического руководства. Меньшинства могут исключаться из главных экономических и социальных систем и оказаться в экономически и социально изолированных территориальных общинах. Зачастую проблемы этнических меньшинств ассоциируются с этническими меньшинствами. Поэтому этнические меньшинства ассоциируются с экономическими и социальными проблемами изолированных общин. Культурные представления, распространяемые средствами массовой информации, литературой и кино, связывают изоляцию с жизнью меньшинств.
В современных расовых теориях (Рекс и Мэсон, 1986) представлены многие социологические, психологические и биологические перспективы.
Некоторые теории межрасовых отношений являются по своей сути плюралистическими, т.е. предполагающими возможность равноправных и справедливых отношений между расами и этническими группами. Такие теории зачастую концентрируются не на социальном неравенстве, а на культурных и социальных различиях и многообразии. Следствием теории является практика социальной работы, основанная на уважении и чуткости к культурному и этническому своеобразию. Для такой практики характерно стремление к социальным отношениям, основывающимся на культурах различных этнических групп.
Иной позиции придерживаются представители марксисткого, или классового, подхода. По их мнению, социальные отношения должны быть конфликтными, так как одна доминирующая группа угнетает другие группы. В связи с этим появилось множество работ по расовым конфликтам и расизму как феномену. В основе социологического анализа расовых взаимоотношений лежат классовые и статусные различия. Сторонники марксисткой теории рассматривают расизм как совокупность определенных идеологий и социальных процессов. Согласно их представлениям дискриминация основана на теориях о различной расовой принадлежности (Соломос, 2003, //). Доминелли (1997) определяет личностный, институциональный и культурный расизм как элементы таких процессов и идеологий, а Соломос отмечает смещение акцента с биологического превосходства на культурное. Расизм как феномен, существующий на протяжении всей истории (Баузер, 1995), воздействует на различные общества по-разному.
Антирасистские перспективы
В табл. 13.1 представлены антирасистские перспективы, которые можно использовать применительно к большинству угнетенных групп.
Ассимиляция предполагает усвоение иммигрантами культуры и стиля жизни страны, в которую они иммигрировали. Если вновь прибывшее население доминирует над коренным населением, то ассимиляция будет происходить в направлении первых (например, в Австралии, см. Ле Свер, 1970). Таким образом, главной является доминирующая культура. Смолл (1989) советует иммигрантам сначала идентифицировать себя со своими культурой и стилем жизни, а затем заменить ее на культуру и стиль жизни новой страны. Херберг (1993) называет это аккультурацией (асси/(игаПоп). Исайи (1997а) отмечает, что термин «ассимиляция» слишком узок и лучше использовать термин «социальное врастание».
Исайи упоминает о переплетении социальных структур малых и больших этнических групп, культур и идентичноетей, ведущих к взаимодействию групп меньшинств и доминирующего населения, которое выгодно в экономическом и культурном отношениях.
Перспективы ассимиляции предполагают культурный дефицит, когда первоначальная культура не развивает умений и знаний для адаптации в новом окружении. Это делает различия болезненными и приводит к предположению об ущербности культуры меньшинства. К примеру, представители доминирующей культуры могут считать, что в группах этнических меньшинств недостаточно хорошо ухаживают за детьми или что притеснение женщин в мусульманских семьях противоречат образу жизни западного общества. Это ведет к патологизации поведения темнокожего населения (Сингх, 1992). Пример — «обвинение жертвы». Власть используется в данном случае, чтобы снять с повестки дня вопрос о притеснении, для того чтобы социальные агентства не трактовали его как проблему. Херберг (1993) считает, что социальные работники должны понимать культурные истоки проблем и работать по изменению и развитию способностей к управлению в новом обществе. Работая с правонарушителями, социальные работники должны обеспечивать подготовку и создание механизмов социального контроля для поддержания аккультурации.
Большинство антирасистских подходов являются структуралистскими, как, например, антирасистская концепция Доминелли (1997). Дженкинс (1998) рассматривает антирасистский подход как конфликтный, поскольку предполагается, что в центре его будет увеличивающийся конфликт между группами за ресурсы и власть. Критика антирасистских подходов имеет много общего с критикой структуралистских перспектив. Перспективы этнической и культурной чуткости и перспективы темнокожего населения часто включают в себя элементы структурных перспектив, но фокусируются на культурном и социальном доминировании, а не на экономическом и классовом анализе. Структурные теоретики считают, что этнокультурные перспективы дают неадекватную оценку расизма. Одним из аспектов чуткости яатяется подчеркивание вклада темнокожего населения в историю социальной работы (Карлтон-ЛаНей, 1994, 2001; Мартин и Мартин, 1995). Ахмад (1990. .?) считает, что социальным работникам следует изучать опыт и работы представителей темнокожего населения. Мы должны сконцентрироваться на работах и опыте, которые выража-
(О
го
Таблица 13.1. Антирасистские перспективы (по Дэнней, Доминелли, 1997)
1983, 1991; Эли и Дэнней, 1987; Дженкинс, 1988; Гоулд, 1944;
Перспективы
| Пояснения
| Практическое значение
| Ассимиляция: мигранты или меньшинства усваивают культуру и стиль жизни большинства
| Мигранты идентифицируют себя с культурой и стилем жизни страны происхождения и заменяют ее на культуру и стиль жизни новой страны Социальное врастание (Исайи, 1997а) связано с перемешиванием социальных структур меньшинства и большинства, культур и идентичностей, взаимодействием между группами меньшинств и этническим большинством, что дает экономический и культурный выигрыш. Мод&гъ культурного дефицита предполагает, что культура иммигрантов не обе-спечила им необходимых навыков для вхождения в новую культуру (например, знание языка, забота о детях), в результате чего происходит патологизация поведения представителей меньшинств
| Социальные и личностные трудности, с которыми сталкиваются социальные работники, зачастую интерпретируются как неудачи при замене, аккультурации или врастании или считаются результатом культурного дефицита
| Либеральный плюрагизж. все группы должны сосуществовать, их равные возможности должны обеспечиваться законодательными и административными методами
| Иммигранты и притесняемое темнокожее население страдают от множества лишений вследствие приниженного положения на рынке труда Зачастую к этническим меньшинствам относятся так же, как к этническому большинству. Это задумано отчасти для того, чтобы предотвратить негативную «реакцию белых» на политику выделения социальных субсидий для нужд темнокожего населения и других групп (Эли и Денней, 1987, 77)
| Социальная работа должна обеспечивать равный доступ к получению услуг и специальной помощи для улучшения социальных условий в виде компенсации за многие лишения
| Культурный паюрализж все группы должны сосуществовать, поддерживая культурные традиции
| Должны поощряться развитие разнообразных культурных моделей, а также распространяться знания, опыт и понимание различных культур
| Для практики имеют значение мультикульту-рализм, изучение разных культур, этническая и культурная чуткость
|
Социальные работники изучают собственные проявления расизма, а также анализирует властные отношения в конкретной ситуации
При работе с темнокожим населением необходимо воспринимать их социальные ценности и ожидания
| Бороться с проникновением расизма в социальные агентства и другие организации; изменять механизм контроля на механизм поддержки, а также практику и ценности социальной работы, поддерживая антирасистскую практику; выявлять проявления расизма и бороться с ними; работать в союзе с территориальными общинами и организациями представителей этнических меньшинств, следуя их приоритетам
Оказывать помощь представителям темнокожего населения и территориальным общинам; участвовать в развитии предоставления услуг и практической деятельности; рассматривать перспективы темнокожего населения как доминирующий фактор в политике при принятии решений и практической деятельности; раскрывать вклад темнокожего населения в развитие общества и социальной работы
| Структуралистская перспектива: этнические и культурные различия усиливаются при экономическом и культурном доминировании групп элиты
|
| Этнические и тендерные различия являются основой для экономического и социального доминирования определенных групп
Власть находится в руках элиты, и политика проводится таким образом, что притеснение меньшинств, ведущее к институцианализации расизма и дискриминации, не признается
| Расизм и другие виды дискриминации проникают в общество и влияют на обучение, идеологию и практику социальной работы. Необходимо утверждать антирасистский подход (Доминелли, 1997)
|
|
|
| Перспективы темнокожего населения: темнокожее население и этнические меньшинства развивают самобытные перспективы в обществе на основе своих истории и опыта
|
| В направлениях социального развития и предоставления услуг следует учитывать перспективы темнокожего населения. Группы меньшинств имеют «эпистемическую» привилегию, которая предполагает, что они наиболее четко осознают жизненный опыт. Другие группы должны бороться за достижение подобного понимания (Нарайян, 1994). Власть проявляется в языке и дискурсах, поддерживающих предположения, связанные с притеснением
| и)
ют и разъясняют историю притеснения темнокожего населения, опыт расизма и безвластия, а также достижение расового равенства и справедливости.
Практика должна подчеркивать осознание темнокожим населением своего опыта, особенно при оценке этапов социальной работы. Это должно разъясняться агентствам и более широко представляться в рамках социальной работы. Практическая работа предоставляет возможность активного участия (см. гл. 13). Ресурсы, предлагаемые темнокожими социальными работниками, темнокожим сообществом и организациями темнокожих, являются источником изменения положения темнокожего населения. Социальные работники должны также проводить исследования и работать над законодательным обеспечением и политическим развитием. При таком подходе нужды темнокожего населения и территориальных общин смогут быть включены в программы развития, в системы и практическую деятельность. Социальные работники должны быть чуткими к перспективам темнокожего населения и мировому опыту, а также стараться использовать опыт практической деятельности в рамках этих перспектив. Этому могут способствовать практические методы. Например, Мартин (1995) показывает, как процесс исследования «устной истории» отдельной личности в контексте семьи и микросоциальной среды может включать перспективы темнокожего населения и микросоциальной среды в профессиональную диагностику. Необходимо сосредоточить усилия для того, чтобы развивать и использовать данные социальной науки о темнокожем населении, соответствующие их пониманию мира (Робинсон, 1995). Мы должны избегать мнений о том, что существует лишь одна культура меньшинства, или что каждая группа имеет только одну культуру, и в каждом случае исследовать диапазон взглядов (Гросс, 1995).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|