Основные формы общения врача и пациента
1. Руководство.Врач занимает ведущую, активную позицию, а пациент остается сравнительно малоактивным. Руководство представляет собой выражение авторитета и власти специалиста, который всю ответственность за основные вопросы в период лечения берет на себя. Больные воспринимают врача как доминирующую силу и ориентированы на подчинение по типу «врач знает все, больной — ничего».
Некоторым больным с относительно незрелой психикой, нуждающимся в руководстве, в авторитетных советах, этот тип контакта необходим. Для них он эффективен на первом этапе лечения. Его недостатками являются низкая активность больного, а также нередко зависимость от врача по завершении лечения.
Разъяснения, советы и рекомендации достаточно обоснованы, когда они касаются медицинского аспекта болезни и лечения. Но обоснованность их значительно уменьшается, когда затрагиваются морально-ценностные вопросы. В этих случаях неизбежно отражаются собственные ценностные ориентации врача, которые могут быть иными, чем у больного (например, проблемы брака, выбора профессии или перемены работы).
2. Сотрудничество (партнерство) — это модель не авторитарного сотрудничества, а союза, она предполагает активное участие больного в лечебном процессе, развитие его самостоятельности и ответственности в выборе альтернативных решений. Сотрудничество наиболее эффективно у больных, стремящихся противодействовать болезни. Пациент ожидает, что врач будет обсуждать и согласовывать с ним все предпринимаемые им действия, оставляя право принятия решения за больным. Врач избегает давать прямые указания, рекомендации, советы относительно реальных жизненных проблем своего пациента, поскольку такое поведение может подкреплять тенденции ухода от принятия решений им самим. Если на первом этапе лечения врач избирает стиль руководства, то в последующем он может стремиться к установлению сотрудничества (партнерства) в общении с больным.
Наиболее распространенным подходом к пониманию взаимоотношений врача и больного в отечественной медицине является представление об активной позиции врача, однако избегающего крайностей директивного и недирективного стилей.
3. Договорная (контрактная) форма взаимоотношений между врачом и пациентом получила распространение в условиях платной медицинской помощи. Ожидания и требования пациента возрастают, и некоторые параметры описанных моделей взаимоотношений, в частности ответственность и директивность, эмпатичность и искренность врача, подвергаются со стороны больных испытанию. Вэтих условиях все чаще стали вспоминать о так называемойконтрактной (договорной) модели взаимоотношений врач-пациент. С одной стороны, она соответствует духу частного предпринимательства, рыночных отношений спроса и предложения, этике купли-продажи, а с другой — позволяет структурировать и контролировать лечебный процесс обоими участниками.
Само понятие контракта кажется малосовместимым с искусством врачевания, однако структура контрактного взаимоотношения может быть наполнена духовным, творческим, личностном м содержанием. В этом случае на первый план выступают стремление к согласованию понимания болезни, постановка реальных задач и ожидаемого результата, взаимные обязательства, как со стороны пациента, так и со стороны врача.
Спор и конфликт при организации общения в медицинской практике
Врачу следует помнить, что нужно различать два основных вида споров:
1. Конструктивные (реалистические, предметные),где идет поиск истины ибольной восполняет свой дефицит информации. Такой вид спора достаточно важен, и врач может и должен использовать его данные при общении с больным.
2. Конфликтные, софистические (нереалистические, беспредметные), где неистина важна, а необходима победа любой ценой. В такой спор врача,как правило, втягивают насильно. Конфликтный спор надо распознаватьсразу,несмотря на то что он маскируется под спор, который ведется радипоиска истины. Признаки конфликтного спора следующие: нежелание и неумение слушать противника; монолог, а не диалог; переход с истины на дискредитацию личности противника; предубежденность; эмоциональная агрессия; демонстрация своей значительности; порицание и осуждение, особенно огульное, всеобщего характера, что является неосознанным стремлением повысить свою самооценку. Этот тип конфликтов нередко обусловливается предвзятым отношением пациента к медицинской службе в целом или к отдельному врачу. Для нейтрализации такого конфликта врачу необходимо:
1. Полностью дать высказаться противнику, чтобы он имел возможностьсбросить агрессию.
2. Благожелательно и некатегорично попытаться локализовать спор. Психологическое клише: «Неужели вы даже этого не знаете» или «Как вы, конечно, знаете...».
3. Не показывать антипатию и не игнорировать ум противника. Возможно,онувидел что-то важное, с этим непременно надо согласиться. Психологическое клише: «Не исключено, что я в чем-то ошибаюсь, давайте вместе разберемся...».
Главное в споре - узнать мотивы противника, зачем он затеял конфликтный спор. Это может быть стремлением к самоутверждению, к власти, частовыходомраздражению или повышением своей самооценки за чужой счет. Мотивымогутне осознаваться, их обозначение словами вызывает мощный протест, агрессию, однако именно эти мотивы крайне важны для профилактики будущих конфликтных споров, в том числе и для снятия с врача обвинений по сути спора.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Контрольные вопросы и задания
1. Обоснуйте необходимость знаний психологии общения для профессиональной деятельности врача.
2. Каковы особенности общения с пациентами разного возраста?
3. Что представляет собой беседа в медицинской практике?
4. Перечислите и охарактеризуйте такие формы общения врача и пациента, как руководство, сотрудничество, договорная форма.
5. Укажите и охарактеризуйте основные виды споров при организации общения в медицинской практике. Как нейтрализовать беспредметный спор?
I. Заполните пробелы
1. Основные формы общения врача и пациента – ..., …, … .
2. . Основные виды слушания – ..., …, … .
3. Врачу следует помнить, что нужно различать два основных вида споров - …, … .
II. Верно или неверно?
1. В ситуации конфликта необходимо полностью дать возможность высказаться противнику.
2. Сотрудничество - форма, где врач занимает ведущую, активную позицию, а пациент остается сравнительно малоактивным.
3. Руководство - это модель не авторитарного сотрудничества, а союза, она предполагает активное участие больного в лечебном процессе, развитие его самостоятельности и ответственности в выборе альтернативных решений.
III. Выберите верный вариант ответа
1. Для нейтрализации спора врачу необходимо:
а) полностью дать высказаться противнику
б) благожелательно и некатегорично попытаться локализовать спор
в) не показывать антипатию и не игнорировать ум противника
г) все ответы верны
2. Что из предложенных вариантов характерно для подростков
а) неумение формулировать жалобы
б) притязание на взрослость
в) снижение возможности самообслуживания
г) отсутствие осознания болезни
3. Укажите, в каком виде спора идет поиск истины и восполняется дефицит информации:
а) конструктивном
б) конфликтном
в) софистическом
4. Что из нижеперечисленного не относится к формам общения врача и пациента
а) сотрудничество
б) контрактная форма
в) противоборство
г) руководство
5. Какую функцию выполняет общение на первом этапе лечения
а) использование врачом взаимоотношений с пациентом как лечебного инструмента
б) установление взаимопонимания врача с пациентом, согласование целей лечения
в) подчеркивание самостоятельности и независимости пациента
6. Форма руководства взаимоотношений врача и пациента характеризуется
а) активное участие пациента в лечебном процессе, развитие его самостоятельности и ответственности в выборе альтернативного решения
б) врач занимает активную позицию, а пациент остаётся сравнительно малоактивным
в) одинаково активны и врач, и пациент
г) взаимные обязательства, как со стороны пациента, так и со стороны врача в процессе лечения
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|