Расход постоянных расходов в себестоимости добычи.
ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Составитель: А.П. Лущикова
Прокопьевск 2008
Рецензент: к.э.н., профессор, заведующая кафедрой «Экономики и организации горной промышленности» ГУ КузГТУ
Е.И. Моисеева
|
|
| Содержание
|
|
| Введение ...........................................................................................
|
| 1.
| Сущность, цели и принципы планирования ............................
|
|
| 2.Система норм и нормативов в планировании ...........................
|
|
| 3.
| Методология и методы планирования. ...................................
|
|
| 4.
| Виды планов и их содержание .................................................
|
|
| 5.
| Стратегическое планирование (С.П.) ......................................
|
|
| 6.
| Порядок разработки годового плана. ......................................
|
|
| 7.
| Основные разделы годового плана горного предприятия. ...
|
|
| 8.
| Цели и задачи оперативного планирования. ..........................
|
|
| 9.
| Организация оперативного планирования на горном
|
|
| предприятии. ..................................................................................
|
| 10.
| Порядок разработки месячного плана по очистным и
|
|
| подготовительным участкам горного предприятия. ..................
|
| 11.
| Планирование работы вспомогательных участков .............
|
|
| и цехов. ...........................................................................................
|
|
| 12.
| Планирование производства и реализации продукции. ....
|
|
|
| 12.1
| Планразвитиягорныхработ............................................
|
|
|
| 12.2
| Планированиегорнотехническихпоказателей..............
|
|
|
| 12.3
| Планированиеценынапродукциюгорныхпредприятий.
|
|
| ......................................................................................................
|
|
|
|
| 13.
| Исследование рынка и планирование сбыта. .......................
|
|
| 14.
| Планирование конкурентоспособности продукции. ............
|
|
| 15.
| Планирование материально- технического обеспечения
|
|
| (МТО)..............................................................................................
|
|
| 15.1
| ЗначениеисодержаниепланаМТО.................................
|
|
|
| 15.2
| Планированиепотребностивматериальныхресурсах . 45
|
|
| 15.3
| Планированиезакупокматериальныхресурсов.............
|
|
| Всего
| ...............................................................................................
|
|
| 16.
| Планирование.персоналаипроизводительноститруда .....
|
|
|
| 16.1
| Планированиечисленностирабочихиинженерно -
|
|
|
| технических................................................работников(ИТР)
|
| 16.2
| Планирование численности рабочих и
|
|
| производительности труда по технико-экономическим
|
|
| факторам. ....................................................................................
|
| 17.
| Планирование фонда заработной платы. ..............................
|
|
| 18.
| Планирование издержек и себестоимости продукции. .......
|
|
| 18.1
| Содержание плана ..............................................................
|
|
| 18.2
| Методы планирования себестоимости. ............................
|
|
| 18.3
| Расход постоянных расходов в себестоимости добычи. 65
|
| 19.
| Планирование прибыли и рентабельности ...........................
|
|
| 20.
| Научно – техническое планирование ....................................
|
|
| 20.1
| Основные показатели внедрения научно – технических
|
| мероприятий и плана капитального строительства ...............
|
|
| 20.2
| Экономическое обоснование плана капитальных
|
|
| вложений и эффективность инвестиций ................................
|
| 21.1
| Риск как экономико-управленческая категория, виды
|
|
| рисков. .........................................................................................
|
| 21.2
| Показатели риска ...............................................................
|
|
| 21.3
| Планирование риска ..........................................................
|
|
| 22.
| Финансовое планирование .....................................................
|
|
| 22.1
| Порядок разработки финансового плана ........................
|
|
| 22.2
| Планирование оборотных средств и показателей их
|
|
| использования ............................................................................
|
| 22.3
| Оценка платежеспособности предприятия .....................
|
|
| 23.
| Основы бюджетного планирования ......................................
|
|
| 23.1
| Разработка системы бюджетов предприятия ..................
|
|
| Список литературы......................................................................
|
|
| | | | | |
Введение
В соответствии с программой курса в учебном пособии по дисциплине «Планирование на предприятии» освещены теоре-тические основы планирования на горном предприятии в но-вых рыночных условиях. Данные пособия соответствуют Госу-
дарственному образовательному стандарту подготовки эконо-мистов-менеджеров специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (в горной промышленности)».
В пособии рассмотрены вопросы планирования по всем разделам годового плана горного предприятия, порядок разра-ботки плана основных и вспомогательных участков, планиро-вание производственных показателей, развития горных работ и
горнотехнических показателей, планирование численности ра-бочих и производительности труда по технико-экономическим факторам и по другим экономическим показателям.
Пособие является дополнительным источником, способ-ствующим лучшему освоению студентами основ планирования применительно к горному предприятию.
Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения.
1. Сущность, цели и принципы планирования
Посредством планирования определяется и обеспечивает-ся целенаправленное развитие предприятия. В настоящее вре-мя, в условиях рынка, нет единого планирования в масштабе страны, появились новые формы собственности, возникают но-вые хозяйственные связи между производителями и потреби-телями, которые регулируются Гражданским кодексом Россий-ской федерации.
Планирование – это процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтерна-тивных вариантов и принятия наиболее реального из них в ожидаемых условиях развития. В теории планирования выде-ляют 3 стороны:
· социально – экономическую, которая выражает эконо-мические и социальные процессы расширенного вос-производства, т.е. объект планирования;
· методологическую, отражающую совокупность принци-пов и методов планирования, т.е. инструментарий по-знания и активного воздействия на социально – эконо-мические процессы;
· организационную, которая отражает структуру плано-вых органов и технологии разработки планов, т.е. субъ-ект планирования.
В условиях рынка важно не только планирование, но и прогнозирование экономики, поскольку план – это намеченный на какой – то период времени порядок работы, а прогноз пред-ставляет собой предвидение экономики предприятия в буду-щем, основанное на определенных данных.
В экономической деятельности прогноз – это научно – аналитический этап процесса планирования, определяющий возможности, в рамках которых могут ставиться реалистиче-
ские задачи планирования развития экономики или работы предприятия.
В современной науке выделяют пять классических прин-ципов, сформированных А. Файолем:
1.Необходимость.
Программа предстоящих действий безусловно необходи-ма, так как прежде чем действовать, нужно знать чего хотим и что можем, а отсутствие плана сопровождается, как правило, колебаниями в принятии решения, ошибочными маневрами, переменой ориентации.
Этот принцип отвечает требованию рынка по рациональ-ному использованию ограниченных ресурсов.
2. Единство.
Принцип предполагает взаимоувязку всех видов планов, наличие сводного плана по определенным разделам и показа-телям.
3. Непрерывность.
В процессе хозяйственной деятельности на смену одному плану приходит другой (например, по обновлению продукта, повышению эффективности и т.д. в зависимости от целей). Кроме того, по периоду времени от стратегического плана – переход к тактическому, а затем к оперативному, т.е. осущест-вляется взаимодействие долгосрочных и краткосрочных пла-нов.
4. Гибкость.
Этот принцип предполагает возможность необходимых корректировок и уточнений показателей, а также координации действий в связи с постоянными изменениями в технике, тех-нологии, организации производства, которые приводят к сни-жению расхода ресурсов и повышению эффективности как производственной, так и экономической деятельности.
5. Точность.
Соблюдение данного принципа зависит от систем и мето-дов, применяемых при планировании. Она может быть любой , но при обеспечении допустимой эффективности производства.
Кроме перечисленных принципов, в науке и практике планирования широко известны следующие общеэкономиче-ские принципы:
· системность
· целенаправленность
· комплексность
· оптимальность
· самостоятельность
· объективность
· научность
· сбалансированность
· эффективность
· директивность
· риск и другие
2.Система норм и нормативов в планировании
Нормы и нормативы используются, практически, в каж-дом разделе плана. Например, в производственной программе – нормативы нагрузок на очистные и подготовительные забои, паспорта норм крепления и ведения буро – взрывных работ, нормы для обеспечения безопасных условий и другие.
В плане по труду: нормы выработки и времени, нормати-вы численности, тарифные ставки и т.д.
В плане себестоимости: нормы расхода основных мате-риалов, нормативы вспомогательных материалов, нормы рас-хода топлива и энергии, нормы амортизационных отчислений и т.д.
Система норм и нормативов – это комплекс научно – обоснованных материальных, трудовых и финансовых норм и нормативов, порядок и методы их формирования, обновления и
использования при составлении планов, а также организации подготовки и контроля на всех уровнях плановой и прогнозной работы.
Комплекс норм и нормативов составляет нормативную ба-зу, состав и содержание которой меняется в зависимости от уровня планирования (народного хозяйства, отрасли, региона, предприятия).
Норма – научно - обоснованная мера необходимых затрат ресурса на изготовление единицы продукции заданного качест-ва в условиях планируемого периода.
В случае невозможности установления взаимосвязи норм
и объемов, применяются нормативы, означающие определен-ное правило в виде расчетной величины, применяемой для рас-чета планового показателя.
Например, норматив вспомогательных рабочих на одного горнорабочего очистного забоя или проходчика горных выра-боток, норматив обслуживания единиц техники на одного сле-саря или наладчика и так далее.
Норматив характеризует степень использования ресурса или его удельного объема на определенную единицу измерения (объема работы площади, техники, персонала и т.д.) и отражает уровень влияния на конечный результат.
Важнейшие нормы и нормативы:
1.Социальные – обеспечение жильем, коммунально-бытовые нужды, транспортные услуги, развития здравоохранения, обра-зования, уровня жизни, торговли и общественного питания.
2.Финансово – экономические – нормы отчислений от прибы-ли, нормативы оборотных средств, нормы амортизационных отчислений, плата за кредит, ставки налогов и др.
3.Нормативы капиталовложений и инвестиционного цикла - удельные капиталовложения (на 1тонну добычи, на 1 м2
площади)
- эффективность вложений - продолжительность проектирования и строительства
- задела и структура капвложений 4.Расход сырья, материалов, топлива, энергии по видам дея-тельности - производство продукции
-ремонт
- запасы
- капитальное строительство
5. Трудовые затраты - нормы выработки и времени
- нормативы численности и обслуживания техники
- трудоемкости
- затрат заработной платы
- использования и прироста трудовых ресурсов
6. Использования потребности в оборудовании - для опреде-ленного парка и замены изношенного
- комплектования и создания обменного фонда
- на нужды капитального строительства
- формирования запасов.
7. Охраны окружающей среды (воздушного бассейна, флоры и фауны)
- нормы по содержанию вредных веществ в атмосфере, воде и земле
- нормы использования земель, водных ресурсов, запасов природных ресурсов.
Результаты хозяйственной деятельности напрямую зави-сят от существующей нормативной базы, которая должна учи-тывать требования техники безопасности, прогрессивности, обновления экологии, научной, технической, экономической и социальной обоснованности. С помощью системы норм и нор-мативов можно повысить эффективность управления произ-водственной и финансово – экономической деятельностью.
3. Методология и методы планирования.
Слово «методология» образовано от сочетаний двух слов: метод и логика.
Метод – путь исследования или познания. Логика – наука о законах мышления.
Методология – учение о структуре, логической организа-ции, методах и средствах деятельности и характеризует внут-реннюю организацию и регулирование процесса познания или фактического преобразования какого – либо объекта.
Под методологией планирования понимается система подходов, принципов, показателей, методик и методов разра-ботки и обоснования плановых решений, а также логика пла-нирования.
Важнейшими элементами методологии являются: принци-пы, методы, показатели, методика и логика.
Методология закреплена в нормативных документах, ме-тодических указаниях, положениях, рекомендациях к составле-нию планов, форм, показателях планов и способах обоснова-ния.
Составной частью методологии является методика, пред-ставляющая собой совокупность конкретных способов и прие-мов экономических, технико – экономических и экономико – математических расчетов для разработки отдельных разделов, показателей плана, их координации и увязки с рынком, анализа выполнения и др. целей.
Логика планирования – это система последовательности и этапов проведения плановых расчетов, обоснованность дейст-вий, связанных с разработкой планов; служит основой для раз-работки технологии планирования, представляющей собой со-вокупность процедур сбора, обработки и использования плано-во – экономической информации.
Основные составляющие логики:
· формирование системы целей планирования;
· анализ исходной информации, уточнение параметров и оценка уровня развития;
· изучение потребности, их объема и структуры в плано-вом периоде;
· определение ресурсов, согласование и принятие реше-
ний.
Методы планирования – это совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование плановых решений. На основе принципов рыноч-ного планирования развиваются и формируются в процессе практической деятельности и все действующие общенаучные методы планирования. Система плановых показателей устанав-ливается произвольно, но она должна обеспечивать сопостави-мость и сводимость отдельных показателей плана, отражать соответствующие процессы в обществе, на предприятии и спо-собствовать повышению эффективности работы всех звеньев. Используют при составлении планов как абсолютные, так и от-носительные показатели. Абсолютные – характеризуют значе-ния показателей в натуральном и денежном выражении. Отно-сительные – характеризуют динамику соответствующих вели-чин и их структуру (измеряются в % роста или прироста, от-ражают удельный вес частных составляющих в общем показа-теле).
В зависимости от главных целей или основных подходов, используемой исходной информации, нормативной базы, при-меняемых путей получения и согласования тех или иных ко-нечных плановых показателей, различают следующие наиболее применяемые на предприятии методы планирования:
· нормативный
· балансовый
· системно – аналитический
· програмно - целевой
· проектно - вариантный (метод оптимизации технико-экономических решений)
· математические
Ни один из методов не применяется в чистом виде. В ос-нове эффективного планирования должен лежать системный научный подход, основанный на всестороннем и последова-
тельном изучении состояния предприятия, его внутренней и внешней среды. В ходе системного анализа можно выявить все основные факторы, ограничивающие рост и мешающие плано-мерному развитию, выбрать пути преодоления отрицательных явлений, что позволит повысить эффективность всей деятель-ности.
Рассмотрим кратко содержание методов планирования.
· Нормативный метод – один из способов разработки плановых документов, обоснования плановых решений
и основан на использовании системы норм и нормати-вов, которая должна отражать прогрессивность дости-жений научно – технического прогресса и важнейшие цели развития предприятия или экономики в целом.
· Балансовый метод имеет широкое применение на уров-не территорий, отраслей и народного хозяйства в целом
и предназначен для увязки общественных потребностей
и ресурсов, обеспечения необходимой пропорциональ-
ности и координации в развитии различных продуктов, производств, отраслей, регионов и страны в целом.
Балансовый метод исходит из того, что каждый вид про-дукции является, с одной стороны, результатом какой – либо деятельности, с другой – ресурсом для потребления и позволя-ет увязывать натурально – вещественные и стоимостные про-порции. Планирование означает, что план обосновывается со-ставлением балансов, в которых увязываются (балансируются) потребности и источники их удовлетворения. Различают ба-лансы материальные, трудовые и финансовые.
· Програмно – целевой метод предполагает разработку целевых, комплексных программ и обоснование плано-вых решений отдельных проблем, важнейших задач предприятия. Целевая комплексная программа (ЦКП) – это документ, где отражаются цель и комплекс меро-приятий по всем направлениям с целью реализации про-блем, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам
осуществления. Как правило, ЦКП формируется в со-ставе прогнозов.
· Метод оптимизации технико – экономических решений основан на выборе наилучшего варианта по наиболее эффективному использованию ресурсов и конечных ре-зультатов.
· Математические методы применяются крупными ком-паниями для обоснования рациональных решений. При этом используется математика для выделения наиболее существенных связей экономических переменных и объектов с целью решения целого комплекса взаимоувя-занных проблем. Это решается с помощью математиче-ских моделей. Математическая модель – это система выражений, описывающая характеристики объекта мо-делирования и взаимосвязи между ними.
4. Виды планов и их содержание
Планирование – важнейшая составная часть свободной рыночной системы, ее основной саморегулятор. Предприятие решает свои проблемы именно посредством планирования. Ка-кую продукцию продавать? Сколько? Кому? Какие использо-вать ресурсы и как приспособиться к внутренним и внешним изменениям рынка? Этот небольшой перечень решаемых во-просов показывает, что основной объект планирования на предприятии – система планово – экономических показателей по производству, распределению и потреблению товаров и ре-сурсов. Существуют системы государственного регулирования, муниципальное или местное планирование, внутрипроизводст-венное или корпоративное проектирование, а также отрас-левое, территориальное, республиканское и другие виды пла-нирования.
На предприятии выделяют два основных вида – технико-экономическое и оперативно – производственное. При техни-
ко-экономическом планировании разрабатываются системы показателей технического развития и экономики предприятия в единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени.
В ходе разработки обосновываются объемы производства на основе взаимодействия спроса и предложения на продук-цию, выбираются рациональные нормы использования ресур-сов, определяются конечные финансово – экономические пока-затели.
Оперативно – производственное планирование представ-ляет собой последовательное развитие и завершение планов предприятия путем установления задания участкам, цехам, осуществления организационно – технического и управленче-ского воздействия с целью корректировки процесса производ-ства.
Всякое планирование обеспечивает развитие объектов, экономических систем или предприятия в целом. Все виды планов на предприятии могут быть систематизированы по раз-ным классификационным признакам. Наиболее важные и при-меняемые:
|
|
|
|
| Таблица 1
| Признак
|
| Вид планирования
| 1. Содержание плана
|
| - организационно – техническое
|
|
|
| - социально – трудовое
|
|
|
| - снабженческое
|
|
|
|
| - финансовое
|
| 2.
| Уровень управления
|
| в зависимости от линейных звеньев
| 3.
| Методы обоснования
|
| - рыночное
|
|
|
|
| - индикативное
|
|
|
|
| - административное
|
|
|
| - централизованное
| 4.
| Время действия
|
| - краткосрочное или текущее (в пре-
|
|
|
| делах года)
|
|
|
|
| - среднесрочное (до 3 лет)
|
|
|
| -
| долгосрочное
| или стратегическое
|
|
|
| (более 3 лет)
|
| 5.
| Тип целей
|
| - оперативное
|
|
|
|
| -
| тактическое
| (завоевание рынка
|
|
|
|
|
| сбыта, приближение к лидеру и т.п.) - стратегическое (достижение идеа-ла)
- нормативное (правильный выбор идеала).
5. Стратегическое планирование (С.П.)
Стратегическое планирование представляет собой ком-плекс решений и действий по разработке стратегий, необходи-мых для достижения целей предприятия.
Стратегическое планирование является инструментом управления, помогающим высшему управленческому персона-лу принимать основополагающие решения. Главная задача С.П.
– обеспечить гибкость и нововведения в деятельность предпри-ятия.
При стратегическом планировании решаются четыре ос-новные задачи:
1. Распределение ресурсов (кадры, технология, производст-венные и финансовые ресурсы).
2. Адаптация к внешней среде (улучшение отношений с ок-ружением компании).
3. Внутренняя координация (обеспечение эффективности в организации производства с учетом сильных и слабых сто-рон).
4. Формирование стратегической организационной культуры (развитие мышления управленческого персонала путем формирования структуры организации, стиля деятельности, нацеленных на постоянный поиск, изменений, усвоение опыта).
Этапы стратегического планирования:
· Формулировка миссии организации (общей цели) и кон-кретных путей для ее достижения.
· Изучение внешней среды. При этом оцениваются три параметра, т.е.
- изменения, которые воздействуют на разные аспекты те-кущей стратегии,
- факторы, представляющие угрозу для текущей стратегии (например, контроль за деятельностью конкурента),
- факторы, определяющие новые возможности достижения
цели
а) экономические – инфляция, ставки налогов, уровень дохода, занятость и другие;
б) политические – нормативные документы; в) рыночные – конкуренция, уровень покупательской спо-
собности, цены; г) технологические – технология производства и связи;
д) международные – изменения в странах – партнерах. После изучения составляется перечень опасностей и воз-
можностей, с которыми сталкивается предприятие во внешней среде и оценивается влияние каждого фактора экспертным ме-тодом с использованием ранговых или бальных оценок.
· Изучение внутренних потенциальных возможностей
а ) маркетинг – доля рынка, качество, сбыт, реклама, при-быль;
б) финансовый и бухгалтерский учет – анализ финансово-го состояния;
в) производство – анализ управления операциями; г) человеческий ресурс – квалификация, организация тру-
да, система вознаграждения, культура, имидж и т.д.
· Стратегические альтернативы, т.е. рост, сохранение, пе-реориентация, ликвидация и далее выбор направления
деятельности.
Глубина, продолжительность стратегического планирова-ния на определенную перспективу зависит от условий, воз-можностей и поставленных целей.
Основными направлениями совершенствования стратеги-ческого планирования являются:
· внедрение программ планирования на разных уровнях;
· объединение стратегических, финансовых и оператив-ных планов;
· сосредоточение усилий на формировании стратегий;
· повышение роли высшего руководства;
· усиление маркетингового подхода, внимания к внешним факторам;
· специальная подготовка в области стратегического пла-нирования.
6. Порядок разработки годового плана.
Механизм планирования – это совокупность средств и ме-тодов, с помощью которых принимаются плановые решения и обеспечивается их реализация. В этот механизм входят:
· аппарат выработки целей и задач функционирования предприятия;
· функции планирования;
· методы планирования.
Все они взаимосвязаны как элементы одной системы. Процесс планирования состоит из следующих этапов:
1. Определение цели планирования.
Это решающий фактор при выборе форм и методов пла-нирования, а также критерий для принятия плановых решений и контроля за ходом реализации. Система целей зависит от внешних возможностей и ограничений (экономический, техно-логический и правовой характер внешней среды), внутренних возможностей и ограничений (наличие ресурсов), склонности к риску.
2. Анализ проблемы.
Определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечная ситуация с учетом условий пла-нового периода, для чего проводится работа по сбору, обобще-нию и анализу исходной информации. Внутренняя информация характеризует потенциал предприятия (производственная
мощность, численность, наличие запасов материальных ресур-сов), а внешняя – содержит различные маркетинговые, конъ-юнктурные и общеэкономические прогнозные оценки.
3. Поиск альтернатив.
Среди возможных путей разрешения проблемной ситуа-ции отыскиваются наиболее подходящие.
4. Прогнозирование.
Формируется представление о развитии планируемой си-туации путем проведения расчетов по принятым показателям и взаимной их увязки. Желательно разработать несколько вари-антов.
5. Оценка и принятие решения.
Проводятся оптимизирующие расчеты для выбора наи-лучшего варианта и принятия единственного планового реше-ния. Отдельные плановые решения могут обсуждаться на со-вещаниях специалистов, советах, правлениях . Окончательный вариант утверждается первым руководителем.
Таблица 2
Состав работ, выполняемых в процессе составления плана для горного предприятия.
Содержание работы
|
| Исполнители
| 1.
| Издание приказа о порядке и сро-
|
| Планово –экономический отдел
| ках разработки плана
|
| (ПЭО)
| 2.
| Формирование объема продаж
|
| Служба маркетинга (сбыта)
| 3.Составление научно -технического
|
| Технические службы (маркшейдер-
| плана и развития горных работ
|
| ский отдел, отдел главного механика
|
|
|
| и технологический) и планово –
|
|
|
| экономический отдел
| 4.
| Составление плана производства
|
| Планово – экономический отдел и
| и реализации
|
| отдел сбыта
| 5.
| Разработка норм и нормативов
|
| Все функциональные службы
| 6.
| Планирование материально – тех-
|
| Отделы МТО, ПЭО
| нического обеспечения (МТО)
|
|
| 7.
| Планирование персонала и фонда
|
| Отделы труда и зарплаты и ПЭО
| оплаты труда
|
|
| 8.
| Планирование себестоимости и
|
| ПЭО, финансовый отдел
|
|
|
| прибыли
|
|
| 9. План инвестиций и капитального
| Отдел капитального строительства
| строительства
|
|
| 10.
| Финансовое
| планирование
| Финансовый отдел и ПЭО
| (бюджетирование)
|
|
| | | | |
7. Основные разделы годового плана горного предприятия.
Текущий план на год включает в себя следующие разделы:
· Производственная программа.
· Внедрение новых технологий и механизация производ-ства.
· Труд и заработная плата.
· Материально – техническое обеспечение.
· Расчет себестоимости продукции.
· Финансовое планирование.
Содержание каждого раздела плана заключается в плани-ровании определенных технических и экономических показа-телей на основе исходной информации года, предшествующего планируемому и условий, прогнозируемых в плановом перио-де.
1. Производственная программа планируется на основе плана развития горных работ и включает в себя основные пока-затели по добыче угля, проходке, вскрышным работам (на раз-резах), товарной и реализуемой продукции в натуральном и де-нежном выражении с учетом марочного состава. Важным пока-зателем в производственной программе является цена на добы-ваемый продукт и продукты переработки.
В этом разделе производится расчет производственной мощности предприятия по факторам: горному, пропускной способности транспорта, подъемных установок и вентиляции для подземных работ на шахтах, мощности технологического комплекса на поверхности шахты. Для расчета производствен-ной мощности разрезов учитываются производственные воз-можности по добычным и вскрышным работам, зависящим от
производительности работающих экскаваторов, и проверяются по пропускной способности карьерного транспорта и отваль-ных тупиков.
2. Техническое планирование включает в себя внедрение новой техники и технологии, механизации и автоматизации ра-бот.
3. В план по труду и заработной платы включают:
- рост производительности труда рабочих с учетом влия-ния различных факторов;
- численность персонала по категориям;
- расчет фонда заработной платы с обоснованием уровня средней заработной платы.
Основные факторы, влияющие на формирование числен-ности персонала и производительности труда на шахтах:
- изменение уровня механизации;
- совершенствование систем разработки;
- управление кровлей;
- изменение доли добычи по пластам;
- удельный объем и структура проведения горных вырабо-
ток;
- нагрузка на очистной забой;
- объем поддерживаемых выработок;
- мероприятия по совершенствованию организации произ-водства и труда;
- внедрение дополнительных мер по обеспечению техники безопасности на рабочих местах;
- применение рациональных режимов работы участ-ков, цехов;
- другие факторы.
4. Материально-техническое обеспечение предусматрива-ет потребности в материальных ресурсах по видам на основе норм и нормативов расхода, запаса, с целью создания нормаль-ных условий для протекания производственных процессов.
5. Расчет себестоимости продукции и финансовое плани-рование осуществляются на основе показателей, предусмот-ренных в других разделах плана.
8. Цели и задачи оперативного планирования.
Под оперативным планированием понимается осуществ-ление текущей деятельности планово – экономических служб в течение короткого периода (год, квартал, месяц). Различают два вида оперативного планирования – календарное и текущее.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|