Раскройте основы разграничения полномочий органов законодательной и исполнительной власти в управлении финансами в Российской Федерации.
Что бы осуществлять эффективное управление финансами органов власти и субъектов хозяйствования, защитить экономические интересы субъектов финансовых отношений и обеспечивает строгую финансовую дисциплину необходимо установление и применение к финансовым отношениям соответствующих новым условиям ведения финансово-хозяйственной деятельности норм финансового права, означающих установление четких правил организации финансовых отношений.
Органы законодательной власти Российской Федерации представлены Государственной Думой и Советом Федерации, образующим Федеральное Собрание. Функции законодательных органов в области управления финансами: рассмотрение и утверждение закона о федеральном бюджете (и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), рассмотрение и утверждение других законодательных актов в области финансов, введение федеральных налогов и сборов, контроль за исполнением федерального бюджета (и бюджетов государственных внебюджетных фондов), формирование органа государственного финансового контроля – Счетной палаты Российской Федерации.
Органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.
В соответствии с конституционным разделением властей в Российской Федерации, предметами ведения и полномочиями главы государства, органов законодательной и исполнительной власти, различается их роль в системе управления финансами. В соответствии с положениями Конституции РФ Президент РФ, высшие органы законодательной и исполнительной власти, - верхняя и нижняя палаты Федерального Собрания и Правительство РФ, - обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ, в том числе в ходе общего управления финансами в процессе составления, рассмотрения и утверждения прогнозов развития экономики государства, государственного и муниципального секторов, долгосрочных целевых программ развития отдельных отраслей, при планировании направлений развития бюджетной системы РФ и принятии решений в области развития финансовых отношений на перспективу
Финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов органов государственной власти и местного самоуправления, а также субъектов хозяйствования, необходимых для реализации возложенных на них функций и выполнения стоящих перед ними задач Следует отметить, что предметом финансового права являются как финансовые отношения, связанные с функционированием бюджетов субъектов власти и бюджетов государственных внебюджетных фондов, так и отношения, в которых государство и муниципальные образования непосредственного участия не принимают, но которые влекут увеличение имущественной основы налогообложения, препятствуют сокрытию доходов и легализации части доходов, полученных противоправным. Предметом финансового права также являются финансовые отношения субъектов хозяйствования.
Финансовое право тесно связано с другими отраслями права: часть финансовых отношений регулируется нормами гражданского права (например, вопросы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов организаций различных организационно-правовых форм, распределения финансовых полномочий между участниками организации, вопросы состава государственной и муниципальной казны и проч.) и административного права (административные штрафы). Поэтому неверно утверждать, что финансовое право регулирует все существующие в обществе финансовые отношения.
Характеризуя организационно-правовые основы построения финансовых отношений на централизованном уровне, следует отметить определяющее значение Конституции РФ, устанавливающей основы управления общегосударственными финансами в нашей стране. нормы, непосредственно регулирующие финансовые отношения содержатся в статье 8 Конституции РФ, которая закрепляет принцип единства экономической системы Российской Федерации; в статье 35 – право частной собственности; статьи 71-73 определяют предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, в том числе и в сфере финансовых отношений. В Конституции РФ устанавливаются правовые основы деятельности Президента РФ, органов законодательной (представительной) власти, органов исполнительной власти и местного самоуправления в бюджетном процессе.
Нормы Бюджетного кодекса РФ регулируют финансовые отношения, возникающие в процессе функционирования бюджетной системы РФ, формирования доходов бюджетов всех ее уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов и осуществления расходования их средств, в ходе реализации межбюджетных отношений, осуществления бюджетного процесса на территории РФ и применения мер ответственности к нарушителям бюджетного законодательства РФ.
Налоговая деятельность в Российской Федерации реализуется в соответствии с Налоговым кодексом РФ, согласно нормам которого осуществляется правовое регулирование отношений по установлению, взиманию налогов и сборов на территории РФ, отношений в области налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Совокупность всех финансовых правовых актов, - источников финансового права составляет правовую основу управления финансами в РФ.
Финансовая политика – совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.
Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.
Органы законодательной (представительной) власти: Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума).
Органы исполнительной власти: Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ.
Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.
Финансовые отношения – отношения между субъектами, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей государства, предприятий (организаций, учреждений) и граждан.
полномочия законодательных органов Управление финансами на федеральном уровне
Депутаты обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, рассматривающие и утверждающие проект закона о федеральном бюджете и отчете о его исполнении, другие финансовые и связанные с ними законодательные акты, правительственные программы, могут, обладая правом законодательной инициативы, вносить на рассмотрение проекты финансовых законодательных актов, поправки в действующее законодательство. Государственная Дума заслушивает отчет Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета. Государственная Дума и Совет Федерации формируют Счетную палату Российской Федерации — орган государственного финансового контроля законодательной власти Российской Федерации.
Участие Президента Российской Федерации в управлении финансами связано с определением целей и задач финансовой политики в посланиях Федеральному Собранию, в том числе ежегодном Бюджетном послании, с подписанием законов по финансовым вопросам, внесением проектов финансового законодательства, изданием указов, осуществлением государственного финансового контроля.
Главное контрольное управление Президента выполняет функции финансового контроля за ведомствами, которые осуществляют финансовый контроль, рассматривает обращения и жалобы юридических и физических лиц на работу ведомств (органов финансового контроля), а также контролируют деятельность подразделений администрации Президента. Итогом деятельности Комитета является внесение на рассмотрение Президента результатов проведенных проверок и направление предписаний подконтрольным ведомствам об устранении финанасовых нарушений.
Правительство Российской Федерации, ответственное за разработку и реализацию финансовой политики России, составление и исполнение федерального бюджета, осуществляет разработку других проектов законов по финансовым и связанным с ними вопросам, утверждает постановления, издает распоряжения, обеспечивающие реализацию финансового законодательства. Оно определяет задачи, функции федеральных органов исполнительной власти, их права и обязанности, в том числе конкретный круг вопросов, относящихся к ведению того или иного министерства, входящего в состав Правительства Российской Федерации, по управлению финансами.
Современные задачи и функции Министерства финансов Российской Федерации:функции разработки налоговой политики, налогового законодательства и осуществления разъяснительной работы по вопросам налогообложения. В настоящее время Министерству финансов РФ подчиняются пять федеральных служб (рис. 3.3).
Основными задачами Минфина России являются выработка единой государственной финансовой(включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Министерство финансов Российской Федерации
Федеральная
| Федеральная
| Федеральная
| Федеральная
| Федеральное
| налоговая
| служба
| служба
| служба
| казначейство
| служба
| страхового
| финансово-
| по финан
|
|
| надзора
| бюджетного
| совому
|
|
|
| надзора
| мониторингу
|
| Среди основных функций Минфина России в соответствии с указанными задачами можно назвать:
• разработку проектов законов по вопросам развития бюджетной системы, основ бюджетного процесса, разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления;
• разработку проектов законов в области налогообложения, а также форм документов, учета и отчетности, связанных с их реализацией;
• разработку проекта закона о федеральном бюджете и организацию его исполнения, составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
• координацию бюджетной и денежно-кредитной политики;
• управление государственным долгом Российской Федерации и эмиссию государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации;
• ведение книги учета государственных долгови регистрации эмиссии государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
• разработку нормативных актов в области бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.
Счетная палата РФ:
1. проводит экспертизу проектов финансового законодательства;
2. дает оценку обоснованности и эффективности проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов и отчет об его исполнении;
3. осуществляет контроль за эффективностью и целесообразностью использования средств федерального бюджета по ведомствам, программам и бюджетополучателям;
4. осуществляет контроль за источниками формирования финансовых ресурсов общественных организаций и их целевым использованием;
5. осуществляет контроль за обслуживаниемгосударственного внутреннего и внешнего долга, целевым использованием средств,поступивших в форме иностранных кредитов;
6. контролирует деятельность ЦБ в части обслуживанияим счетов федерального бюджета, включая обслуживание государственного долга;
7. контролирует сроки движения бюджетных средств через систему уполномоченных коммерческих банков.
Федеральная налоговая служба:
- Взимание налогов и других обязательных платежей
- Методическое руководство в налоговой сфере
- Учет налогоплательщиков
- Санкции к нарушителям налогового законодательства
- Возврат или зачет излишне взысканных сумм налогов, штрафов
- Контроль за своевременным и полным осуществлением налоговых платежей
- Контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|