Глава 2. Участники биржевой торговли
Титульный лист
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Кафедра товароведения и товарной экспертизы
КУРСОВАЯ РАБОТА
студента группы 621-ДТМ ФЭТТ
Бурдинский Н.Ю.
Тема: «Организация биржевой торговли»
Научный руководитель:
________________________________________________
(учёная степень, должность, фамилия и инициалы)
Москва 2014
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие биржи
Биржа - это организационно оформленный рынок, где в соответствии с установленными правилами совершаются сделки с определенными видами товаров.
В качестве биржевых товаров выступают:
1. Ценные бумаги
2. Иностранная валюта
3. Продукция производственного или потребительского назначения: зерно, нефть, металлы и др.
Задачи биржи – не снабжение экономики сырьем, капиталом, валютой, а организация и унификация рынков сырья, капитала и валюты.
Особенностью биржевой торговли, является то, что сделки всегда совершаются в одном и том же месте, в строго отведенное время, а также по четко установленным и обязательным для всех участников правилам.
Для того чтобы понять работу бирж, нужно изучить их основные виды:
Признак классификации
| Виды бирж
| Вид биржевого товара
| Товарные, фондовые и валютные
| Принцип организация
| Государственные, частные и смешанные
| Статус биржи
| Акционерные общества, товарищества (общества) с ограниченной ответственностью и ассоциации
| Формы участия посетителей в биржевых торгах
| Закрытые иоткрытые
| Номенклатура товаров
| Специализированные и универсальные
| Вид биржевых сделок
| Реального товара, фьючерсные (опционные) и смешанные
| Характер деятельности
| Коммерческие и некоммерческие
| Сфера деятельности
| Центральные, межрегиональные и местные
| Место и роль в мировой торговле
| Международные, региональные и национальные
| Таблица 1. Виды бирж по признакам классификации ( учебник Резго Г.Я)
В таблице 1 мы рассмотрели классификацию бирж, но в современном мире принято классифицировать биржи на 3 основные группы: товарные, фондовые, валютные.
Товарная биржа – «организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам»
Фондовая биржа – «это организация, предметом деятельности, которой является обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг, определения их рыночных цен и распространения информации о них» Ценными бумаги являются: акции, облигации, сертификаты, векселей и др.
Валютная биржа – «это постоянно действующий организованный рынок национальных валют. На ней осуществляется свободная купля – продажа национальных валют исходя из курсового соотношения между ними, складывающегося на рынке под воздействием спроса и предложения» В РФ этот вид бирж наиболее жестко контролируется государством.
Из определений бирж ясно, что их основной деятельностью, является биржевая торговля.
Основные формы оптовой торговли
Биржевая торговля выросла из местного рынка и ярмарки.
Черты рынка:
· Торговля производится ежедневно, то есть регулярно
· Публично проводимый торг
· Обязательное присутствие товаров
· Небольшие партии товара, после продажи сразу передается из рук в руки
· Цена на товары, устанавливаются на основе спроса и предложения
· Обслуживает небольшие территории
· Покупатель, является потребителем товара
· Не требуются документы на подтверждения владением товара
Черты ярмарки:
· Эпизодичность ярмарок
· Публичный торг
· Торговля специфических товаров по каталогам, образцам, товар, как правило, сам не присутствует
· Продажа крупных партий с отсроченным сроком
· Заключают договор или контракт, что покупатель получает права на собственность товара
· Цена на товары, устанавливаются на основе спроса и предложения
· Обслуживают большие территории
· Вместо конечного потребителя выступает перекупщик
Биржевая торговля – это соединение черт ярмарочной и рыночной торговли, она организуется для облегчения процесса торговли и для выработки ее более эффективного механизма, а также для защиты интересов продавцов и покупателей. Из этого следует, что биржевая деятельность это форма коммерческой деятельности с целью получения прибыли.
Черты биржевой торговли:
· Находится в крупных промышленных и торговых центрах
· Крупные партии
· Специфический товар
· Проходит при отсутствии товара, по образцам, каталогам, а также по контрактам на поставку в будущем
· Проводиться регулярно
· Гласность торгов
· Цены, формируются за счет спроса и предложения, имеющей место конкуренцией, они не постоянны и чутко реагируют на изменения конъюнктуры рынка
· Ведется биржевыми посредниками – брокерами
· Ведется по единым правилам, действие которых регулирует складывающийся рынок
Биржа как рыночный институт, формирующий оптовый рынок, имеет организационную, экономическую и юридическую основу. Что представляет собой хорошо оборудованное место, предоставляемое в распоряжение брокеров и дилеров.
С экономической точки зрения биржа – это рынок, организованный на определенном месте и действующий по правилам оптового рынка, где совершается торговля ценными бумагами, торговля валютой, редкоземельными металлами, а также оптовая торговля товарами по официально установленным ценам на основе спроса и предложения.
С юридической точки зрения биржа – это юридическое лицо, которое имеет имущественные и личные неимущественные права и обязанности. Биржа может заключать договоры от своего имени, быть ответчиком и истцом в суде и др.
Функции бирж
Рисунок 1. Функции бирж
На рисунке 1. Функции бирж, мы рассмотрели, сколько функций имеют биржи, далее мы более детально, рассмотрим, за что они отвечают:
Организация биржевых собраний, для проведения публичных торгов, сюда входит:
· Организация торгов – биржа должна обладать хорошо оборудованным «рыночным местом», для большего количества покупателей и продавцов, если же торг ведется через электронные компьютерные терминалы, то биржа должна обеспечить высокоэффективную систему электронной торговли.
· Материально-техническое обеспечение – включает в себя рабочие места, оборудование зала, компьютерное обеспечение.
· Обучение персонала биржи – для того, что бы вести торги, биржа должна обладать профессиональным штатом сотрудников.
· Разработка требований для участников торгов – лица, принимающие участие в торгах, должны знать правила работы на бирже, иметь навыки и знания в сфере биржевой торговли.
Разработка контрактов:
· Стандартизация размеров партий
· Стандартизация к качественным характеристикам биржевых товаров
· Выработка единых требований к расчетам по биржевым сделкам
Биржевой арбитраж:
· Данная функция биржи имеет большое значение, так как с помощью её выявляют торговцев, которые пытаются действовать с помощью мошенничества, а с другой стороны, оно помогает улаживать ошибки из-за неточности в договорах, компьютерных сбоях и др.
Ценностная функция:
· Выявление реально рыночных цен, а также их регулирования, для того, чтобы не допустить незаконных манипуляций цен.
· Ценопрогнозирующая функция:
«а) выявление и регулирование биржевых цен. Биржа участвует в формировании и регулировании цен на все виды биржевых товаров. Концентрация спроса и предложения на бирже, заключение большого количества сделок исключают влияние нерыночных факторов на цену, делают ее максимально приближенной к реальному спросу и предложению. Биржевая цена устанавливается в процессе ее котировки, которая рассматривается как наиболее важная функция биржи.
б) ценообразующая и ценопрогнозирующая функция. Сосредоточение на бирже продавцов и покупателей товаров, массовый характер биржевых сделок и их огромные масштабы в силу того, что торговля ведется обычно крупными партиями товаров, превращает биржевые цены в представительные рыночные цены на биржевые товары, которые обычно лежат в основе образования цен на многие другие товары. В результате биржевые цены выполняют функцию ценообразования, становятся его базисом наряду со ставками заработной платы, нормами амортизационных отчислений и т.п. На бирже торгуют товарами с поставкой через несколько месяцев после даты заключения сделки, тем самым происходит процесс ежедневного прогнозирования цен на будущие даты поставки товара, т.е. имеет место реальное ценопрогнозирование и не только цен на биржевые товары, но и на все те активы, которые основаны на этих биржевых товарах»
Функция хеджирования:
· Биржевое страхование участников от неблагоприятных колебаний цен.
· Эта функция основывается на фьючерские контракты, суть этого в том, что торговец - хеджер, должен стать одновременно и продавцом и покупателем товара, и в этом случае любое изменение цены нейтрализуется.
Спекулятивная функция:
· Она взаимосвязана с функцией хеджирования
· Форма коммерческой деятельности, с целью получения прибыли на разнице купли-продажи товаров.
Функция гарантированного исполнения сделок:
· Достигается с помощью биржевых систем клиринга и расчета.
Информационная функция:
· Предоставление информации о ценах, компаниях, о рыночной конъюнктуре и др.
Глава 2. Участники биржевой торговли
Во время проведения торгов в зале присутствуют участники, персонал биржи, лица, контролирующие биржевые торги, а также лица, которым разрешили присутствовать, биржевым советом, рассмотрим их более внимательно:
Брокеры – члены или представители биржи, которые заключают сделки, за комиссионные вознаграждения.
Дилеры – это члены биржи, которые заключают сделки от своего имени и за свои средства, основной статьей дохода является разница между купли-продажи товаров.
Маклеры – ведущие биржевые торги в определенной секции.
Спекулянты – члены биржи, которые ведут торговлю фьючерскими контрактами, в надежде получить прибыль из-за правильного прогноза цен.
Помощник маклера – фиксирует заключение сделок в своей секции.
Клерки – выполняют различные функции.
Как мы знаем из таблицы 1.Виды бирж по признакам классификации, биржи по форме участия посетителей бывают 2 типов: открытые и закрытые.
На открытых биржах заключать сделки имеют права:
· Брокеры
· Дилеры
· Разовые посетители: а) полномочные представители юридических лиц; б) физические лица
· Постоянные посетители: а) брокерские фирмы; б) независимые брокеры
На открытых торгах брокеры не имеют монополии на торги. Разовые посетители имеют право на совершение сделок только на реальный товар, за свой счет и от своего имени.
Разовые посетители не зависимо от того к какой категории они принадлежат, после уплаты взноса и оформления на участие в биржевой торговле, должны подтвердить свою платежеспособность, а также свои права на заключение, предъявив соответствующие документы.
Постоянные посетители пользуются услугами биржи и обязаны вносить плату за участие в торгах. Постоянных посетителей не должно быть больше 30%, а также их право на участие в торгах не должны превышать 3 года.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|