Понятие информационной системы. Виды обеспечения информационных систем.
Компьютерные информационные технологии в управлении экономическим объектом. Классификация систем управления.
Можно выделить четыре главных фактора, обуславливающих экономическую эффективность проектов внедрения КИС:
· повышение функциональных характеристик и качества выпускаемой продукции;
· снижение операционных расходов;
· улучшение обслуживания клиентов;
· улучшение использования активов.
Т. о. внедрение КИС направлено на повышение за счет использования современных информационных технологий эффективности основных видов деятельности предприятия.
Как показывает практика, внедрение КИС дает следующие результаты:
снижение уровня запасов (включая материалы, незавершенное производство, готовую продукцию) ;
улучшение обслуживания клиентов (в т.ч. повышение доли своевременных поставок);
повышение производительности ;
снижение себестоимости закупаемых материальных ресурсов .
Кроме прямого эффекта от внедрения, следует также принимать во внимание и ряд направлений косвенного роста эффективности, которые вызывает проект внедрения КИС. Это и улучшение имиджа компании в связи с использованием передовых информационных технологий, и увеличение капитализации предприятия, и приток кадров, заинтересованных в работе с современными средствами труда (коим является КИС) а также повышение интереса работников предприятия к собственному труду в связи с внедрением современного программного обеспечения, а, следовательно, рост производительности труда, улучшение организационной дисциплины в компании, которое, как по цепной реакции, вызывает внедрение КИС, ускорение и повышение качества делопроизводства и документооборота и т.п.
Под системой управленияпонимается совокупность взаимосвязанных элементов, предназначенных для целенаправленного воздействия управляющего органа на управляемый объект. Классификацию систем управления можно осуществлять по таким признакам как: степень автоматизации функций управления, степень сложности системы, степень определенности, тип объекта управления и др.
В зависимости от степени автоматизации функции управления различают: ручное, автоматизированное и автоматическое управление. Соответственно принято различать автоматизированные и автоматические системы управления.
По степени сложности системы делят на простые и сложные. Сложные системы характеризуются следующими особенностями: число параметров, которыми описывается система, весьма велико, многие из этих параметров не могут быть количественно описаны и измерены; цели управления не поддаются формальному описанию без существенных упрощений; невозможно дать строгое формальное описание системы управления.
По степени определенности системы разделяются на детерминированные и вероятностные (стохастические). В детерминированной системе по ее предыдущему состоянию и некоторой дополнительной информации можно вполне определенно предсказать ее последующее состояние. В вероятностной системе на основе такой же информации, можно предсказать лишь множество будущих состояний и определить вероятность каждого из них.
Некоторые примеры систем:
автопилот самолета - простая детерминированная система, ЭВМ - сложная детерминированная система, система контроля качества продукции - простая вероятностная система, производственное предприятие - сложная вероятностная система.
Понятие информационной системы. Классификация информационных систем.
Информационной системой (ИС), либо автоматизированной ИС, АИС, будем называть программно-аппаратную систему, предназначенную для автоматизации целенаправленной деятельности конечных пользователей, обеспечивающую, в соответствии с заложенной в нее логикой обработки, возможность получения, модификации и хранения информации.
Классификация ИС
Информационные системы могут быть классифицированы по множеству признаков в зависимости от потребностей их изучения.
Открытые и закрытые системы. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы — пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов непрерывно двигаются, как только они заведены или в них поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы — это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.
По характеру использования информации информационные системы можно разделить на информационно-поисковые и информационно-решающие системы.
· Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, информационно-поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиа кассах продажи билетов.
· Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной конечной информации на процесс принятия решений и выделить два подкласса: управляющие и советующие.
o Управляющие информационные системы вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение (ЛПР). Для этих систем характерен тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером могут служить вышеприведенная система управления производством, а также система бухгалтерского учета и др.
o Советующие информационные системы вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.
К управляющим и советующим ИС относятся ЭИС.
По характеру обрабатываемых данных выделяют информационно-справочные системы (ИСС) и системы обработки данных (СОД). ИСС выполняют поиск информации без ее обработки. СОД осуществляют как поиск, так и обработку информации. К СОД относятся:
· Ориентированные на оперативную обработку данных (транзакций) (onLine Transaction Processing - OLTP);
· Ориентированные на статическую аналитическую обработку данных; (Decision Support System - DSS);
· Ориентированную аналитическую оперативную обработку данных (OnLine Analytical Processing - OLAP).
По признаку структурированности задач ИС классифицируются на ИС для решения структурированных (формализованных), неструктурированных (неформализованных), слабо или частично структурированных задач.
Структурированная (формализуемая) задача — задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними. В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения. Роль человека сводится к подготовке входной информации, ее выверке, и анализу произведенных расчетов.
Пример. Реализация задачи расчета заработной платы.
Неструктурированная (неформализуемая) задача — задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи. Решение неструктурированныхзадач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Решение в таких случаях принимается человеком (ЛПР) из эвристических соображений на основе своего опыта и, возможно, косвенной информации из разных источников.
В практике работы любой организации существует сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач. О большинстве задач можно сказать, что известна лишь часть их элементов и связей между ними. Такие задачи называются частично структурированными. В этих условиях можно создать информационную систему, в которой большую роль играют опыт и знания ЛПР.
В соответствии с классификацией, выполненной консультантами компании Deloitte & Touche, информационные системы подразделяются по степени интеграции на:
· Локальные - чисто учетные, позволяют автоматизировать одну или несколько функций предприятия, но не дают целостной картины для управления, стоимостью от 5 до 50 тыс.долларов.
· Малые интегрированные системы, обеспечивающие комплексный учет и управление финансами, стоимостью от 50 до 300 тыс.долларов.
· Средние интегрированные системы, обеспечивающие управление производством, хотя учетные задачи в таких системах остаются важными. Их стоимость -от 200 до 500 тыс.долларов.
· Крупные интегрированные системы, обеспечивающие управление сложными финансовыми потоками, трансферными ценами, выполнение консолидации информации. Их стоимость - свыше 500 тыс.долларов.
Понятие информационной системы. Виды обеспечения информационных систем.
Информационной системой (ИС), либо автоматизированной ИС, АИС, будем называть программно-аппаратную систему, предназначенную для автоматизации целенаправленной деятельности конечных пользователей, обеспечивающую, в соответствии с заложенной в нее логикой обработки, возможность получения, модификации и хранения информации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|