Характеристика основного этапа занятия.
Памятка для аспирантов по прохождению педагогической практики
В соответствии с учебными планами подготовки аспирантов по основным профессиональным образовательным программам послевузовского профессионального образования, реализуемых в Марийского государственного университета и Положением о педагогической практике аспирантов МарГУ педагогическая практика является обязательным компонентом освоения основной профессиональной образовательной программы и должна быть пройдена на втором году обучения в аспирантуре.
Цель педагогической практики
· Формирование комплексной психолого-педагогической, социально-экономической и информационно-технологической готовности аспиранта к научно-педагогической деятельности.
Задачи педагогической практики:
· овладение основами научно-методической и учебно-методической работы: навыками структурирования и психологически грамотного преобразования научного знания в учебный материал, систематизации учебных и воспитательных задач; методами и приемами составления задач, упражнений, тестов по различным темам, устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями.
· формирование умений постановки учебно-воспитательных целей, выбора типа, вида занятия, использования различных форм организации учебной деятельности студентов; диагностики, контроля и оценки эффективности учебной деятельности.
· знакомство с различными способами структурирования и предъявления учебного материала, способами активизации учебной деятельности, особенностями профессиональной риторики, с различными способами и приемами оценки учебной деятельности в высшей школе, со спецификой взаимодействия в системе «студент-преподаватель».
Организация педагогической практики
· Общий объем часов педагогической практики составляет 108 часов, в том числе:
‑ 54 часа аудиторных занятий со студентами (проведение лекций, семинаров, практических, лабораторных работ), руководство производственной практикой студентов.
‑ 54 часа теоретической и самостоятельной работы, подготовка к занятиям, методическая работа, посещение и анализ занятий, посещение научно-методических консультаций.
· Сроки прохождения практики и ее программа устанавливаются согласно индивидуальному плану аспиранта, утверждаются научным руководителем, отделом аспирантуры и докторантуры.
· Обеспечение базы для прохождения практики и общее руководство педпрактикой осуществляются научным руководителем.
· Методическое консультирование по психолого-педагогическим вопросам и отчетной документации осуществляется преподавателями кафедры педагогики МарГУ (методист от кафедры педагогики).
Отчетная документация по итогам практики:
Содержание отчетной документации зависит от того, работает ли аспирант в качестве преподавателя по трудовым договорам в системе высшего профессионального образования или проходит педагогическую практику в процессе обучения в аспирантуре.
Отчетная документация по итогам практики для аспирантов, работающих в качестве преподавателя по трудовым договорам в системе высшего профессионального образования :
1. Заявление (приложение 1).
2. Справка из отдела кадров.
3. Общие данные о прохождении практики:
· Ф.И.О. преподавателя, специальность, кафедра;
· стаж педагогической работы, общий объем часов, предмет, факультет, учебная группа;
· общее впечатление от педагогической деятельности.
4. Самоанализ одного из проведенных занятий (приложение 2).
Отчетная документация по итогам практики для аспирантов, не работающих в качестве преподавателя по трудовым договорам в системе высшего профессионального образования:
1. Заявление (приложение 3)
2. Общие данные о прохождении практики:
· ФИО практиканта, специальность, кафедра, научный руководитель;
· сроки прохождения, общий объем часов, предмет, факультет, учебная группа;
· общее впечатление от практики, анализ психолого-педагогических затруднений.
3. Самоанализ одного из проведенных занятий (приложение 2).
4. Анализ одного из посещенных практикантом занятий (преподавателей университета) (приложение 2)
5. Отзыв руководителя практики,содержащий оценку педагогической деятельности аспиранта.
После прохождения педагогической практики отчетная документация оформляется в папку-скоросшиватель и сдается на проверку не позднее 20 октября на кафедру педагогики МарГУ (каб. 316 корп. Б, ул. Осипенко, д. 60)., затем передается в отдел аспирантуры и докторантуры и хранится в личном деле аспиранта. Образец титульного листа документации представлен в приложении 4.
За прохождение педагогической практики выставляется зачет, который фиксируется в аттестационном листе.
По результатам педагогической практики отделом аспирантуры и докторантуры издается приказ о результатах прохождения педагогической практики.
Контактная информация: Руководитель педагогической практики – Бирюкова Наталья Алексеевна, тел. 96-97-80, e-mail: pedagog@marsu.ru
Приложение 1
Ректору ФГБОУ ВПО «Марийский
государственный университет»
Швецову М.Н.
аспиранта_________ курса
(очной, заочной) формы обучения
ФИО (полностью)______________
_______________________________
специальность _________________
_______________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу зачесть мою работу в должности (преподавателя, старшего преподавателя) кафедры _______________________________________________________________________
( название кафедры, вуза)
в счет прохождения аспирантской педагогический практики.
В период с «____» ________ ____ г. по «____» ________ ____ г.
мною проведены занятия по дисциплине (нам) _________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
для студентов ______________________________________________________________________
(факультет, курс, группа)
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
В объеме ____ часов ( из них по видам занятий: ________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
____________________________________
(личная подпись аспиранта) (расшифровка)
Справка из отдела кадров___________________________________ прилагается
( наименование вуза)
Подпись научного руководителя ______________________________________________________
(личная подпись руководителя) расшифровка)
«____»_______________20____ г.
Приложение 2
Схема анализа занятия в ВУЗе
Ф.И.О. преподавателя _______________________________________________________________
Предмет___________________________________________________________________________
Факультет / отделение_______________________________________________________________
Группа_____________________________________________________________________________
Цель посещения_____________________________________________________________________
Место проведения___________________________________________________________________
Дата посещения «____»______________20___ г.
Время проведения занятия____________________________________________________________
Тема занятия_______________________________________________________________________
Вид занятия _______________________________________________________________________
| лекция, практическое занятие, семинар, лабораторная работа, иное
|
Параметры для анализа занятия
1. Тема и план занятия __________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
| сформулированы: четко, неопределенно, не сформулированы
| 2. Целевой компонент.
Как сформулирована цель для аудитории_______________________________________________
Реализация целей (по итогам занятия) ________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
| виды целей:* образовательная, воспитательная, развивающая (общекультурная, профессиональная)
| 3. Назначение занятия (тип занятия)________________________________________________
__________________________________________________________________________________
| Для лекции: вводная, обзорная, заключительная, обобщающая, ориентирующая, проблемная, визуализация, бинарная, конференция, консультация и т.д.
|
| Для практического, лабораторного занятия, семинара: изучение нового материала; закрепление материала; формирование умений, навыков; обобщение; исследование и т.д.
|
Содержание занятия.
Значение и место темы в изучении предмета___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Связь с другими темами, межпредметные связи________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Научность, объем, актуальность материала___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Адаптация учебного материала к аудитории___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
| учет возраста, возможностей аудитории, мотивации деятельности, формы обучения (очная, заочная), интересов, способностей, уровня обученности студентов
| Связь учебного материала с профессиональными интересами, с личным опытом аудитории __________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Вопросы, рекомендованные к самостоятельному изучению________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Характеристика организационного этапа:_________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
| Подготовка слушателей к проведению занятия, организационные моменты*
|
Характеристика основного этапа занятия.
Используемые формы организации учебной деятельности._______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
| индивидуальная, фронтальная, групповая, их целесообразность.
| Разнообразие способов предъявления учебного материала**_______________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
| словесные, наглядные, практические методы; проблемное изложение; приемы для обеспечения осмысления и запоминания, приемы привлечения внимания; разнообразие видов деятельности.
| Как организовано изложение материала_______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| наличие конспекта занятия, «привязанность» преподавателя к подготовленному конспекту, свободное владение материалом, доступность изложения, учет особенностей аудитории.
| Навыки профессиональной риторики __________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
| эмоциональность, образность, наглядность речи; темп, дикция, громкость, интенсивность, точность использования терминологии, стиль изложения (научный, бытовой), эмоциональность речи.
| Использование наглядно-практических средств обучения, учебного оборудования
__________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что вызвало наибольший интерес аудитории___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что вызвало наибольшие затруднения аудитории_______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнение плана занятия___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
| предъявление плана аудитории; следование плану; в случае отклонения от плана – анализ причины, как это повлияло на результат занятия, способность преподавателя реагировать на изменения в аудитории, его мобильность
| Способы активизации учебной деятельности___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|