Оптимальный размер полосы - 4/5 площади газетной страницы.
Вопрос №1
БУМАГА
Вся бумага, применяемая в полиграфии, делится на три основные категории: газетная, офсетная и мелованная.
Газетные бумаги – наиболее дешевые из этих категорий. Газетная бумага имеет низкие потребительские свойства, непрезентабельный вид и самые дешевые ее сорта имеют даже древесные вкрапления. Однако, при изготовлении дешевых изданий, газет больших тиражей, рассчитанных на один-два дня «жизни» и любых иных проектов, где во главу угла ставится низкая себестоимость применению газетной бумаги альтернативы нет. Вследствии свой «тонкости» и непрочности на разрыв, газетная бумага мало используется для печати на листовых печатных машинах, в основном она предназначена для ролевых машин и потому выпускается и распространяется преимущественно в ролях.
Офсетная бумага больше знакома рядовому потребителю в виде офисной бумаги, предназначенной для использования в принтерах, ксероксах и иной офисной технике. Она достаточно белая, благодаря своей рыхлой структуре хорошо воспринимает красители всякого рода – от тонеров до чернил и типографской краски. Офсетная бумага легко впитывает краситель, поэтому практически не требует принятия мер по сушки и сразу после закрашивания уже может быть передана потребителю или для последующей отделки. Несколько особняком в этой категории стоят всевозможные картоны и полукартоны, тонированные (подкрашенные «в массе»), с тиснением, с метализированным покрытием, со всевозможной структурой поверхности – бумаги, без которых были бы немыслимы реализации полетов творческой мысли дизайнеров и художников от полиграфии. Они так и называются «высокохудожественные». Существуют еще упаковочные, макулатурные и прочие картоны, но упаковка – это отдельная отрасль и ее мы касаться не будем.
Мелованные бумаги – одни из самых распространенных на сегодняшний день бумаг, используемых в полиграфии для печати листовых машинах. Преимущественно продаются в листах. Их отличает гладкая на ощупь поверхность, «качественный» внешний вид. Именно мелованные бумаги получили самое широкое распространение среди компаний, имеющих отношение к рекламной и рекламно-информационной сфере.
Основными параметрами, которые в первую очередь интересуют производителей и потребителей печатной продукции, являютсяплотность, степень белизны, толщина листа. Это объективные, «измеряемые» параметры.
Плотность бумаги - вес (в граммах) бумажного листа площадью 1 кв. метр. Таким образом, лист бумаги плотнотью 150 г/м2 и площадью 1 кв. метр будет весить 150 граммов. Зачастую многие путают параметр плотности и толщины листа, пытаясь определить плотность бумаги «на ощупь». Это очень распространенное заблуждение. Листы бумаги от разных производителей, имеющие одинаковую плотность, могут различаться толщиной, поскольку имеют различную по рыхлости структуру. Не доверяйтесь осязанию – плотность бумаги можно определить лишь с использованием высокоточных электронных весов.
Основные плотности газетных бумаг – 35, 45, 65 г/м2. Основные плотности офсетных бумаг – 80 (знакомая нам офисная бумага), 100, 120 г/м2. Основные плотности мелованных бумаг – 75, 90, 115, 130, 150 ,170, 250, 300, 350 г/м2.
Однако, следует отметить, что бумаги с плотностями 90, 75 г/м2 и ниже используются преимущественно на ролевых машинах вследствие малой толщины листа. Заказывать в типографии, оснащенной только листовыми машинами, изделие на таких бумагах нецелесообразно.
Cтепень белизны - другая характеристика бумаги, влияющая на ее потребительские свойства. Дело в том, что подавляющая масса бумаги (для простоты повествования мы не будем касаться синтетических бумаг) производится из древесной целлюлозы и, следовательно, ее «родной» цвет недалек от цвета дерева на свежем срезе. Для того, чтобы бумага стала белой, на бумажных производствах применяются сложные химические и физические процессы, самые понятные из которых – химическое обесцвечивание и добавление мела (да простят нас производители бумаг за столь упрощенное повествование!). Самые белые бумаги это мелованные, с применением многослойного мелования. Степень белизны таких бумаг может достигать 98%. Однако даже среди мелованных бумаг с одинаковым количеством слоев мелования, но от разных производителей, степени белизны различны. У каждой фирмы свои секреты отбеливания. Скажем, знаменитая Galerie Art имеет степень белизны 96%, а Zanders Mega – 92%, несмотря на то, что оба вида бумаг подвергались трехслойному мелованию.
Толщина листа бумаги вносит ограничения на примение ее в типографиях, оснащенных только листовыми печатными машинами. Производитель печатных машин указывает, лист какой минимальной толщины в состоянии подать в машину система листоподачи и какую максимальную толщину листа печатная машина в состоянии «протащить» по своим секциям, не повредившись. Поэтому, задумывая тот или иной дизайн, использующий бумагу предельных норм по толщине листа, определитесь с типографией, в которой предполагаете напечатать это изделие, и стройте дизайн, учитывая допустимые толщины.
Различные свойства разных типов бумаг диктуют свои особенности при работе с ними. Основной принцип окрашивания бумаги в полиграфии основывается на том, что офсетная полиграфическая краска практически не сохнет, как, скажем, нитроэмаль (не полимеризуется). Ее закрепление на бумаге происходит за счет впитывания пигментного компонента краски в поверхностный слой бумаги. Поэтому для каждой категории бумаг существует характеристика, называемая красковосприимчивостью. Газетная бумага слишком хорошо впитывает краску, и точка, поставленная на такой бумаге при неправильном подходе вполне может превратиться в жирную кляксу. Именно поэтому при подготовке файлов и пленок для печати на газетной бумаге используется пониженная линиатура растра. А это, в свою очередь, определяет достаточно низкое качество отображения на ней полутоновых иллюстраций. Это необходимо учитывать при дизайне издания. Газетная бумага самая восприимчивая к краске. Следом за ней по этой характеристике стоят офсетные бумаги. Они менее рыхлые по своей структуре. Краска в офсетную бумагу впитывается не так интенсивно, поэтому на офсетной бумаге можно печатать с более высокой линиатурой растра, что позволяет получать иллюстрации вполне достойного качества, а на офсетных бумагах высокого качества – даже печатать цветной дизайн, причем весьма достойный. Наконец, мелованная бумага – самая маловпитывающая из этого ряда. На мелованной бумаге можно поставить самую маленькую точку, которую позволит поставить печатная машина и получить цветные изображения самого высокого качества. Линиатуры за 200 линий на дюйм – для мелованных бумаг.
Мелованные бумаги подразделяются на матовые и глянцевые. Разница между ними очевидна и легко определяется визуально. Издание, выполненное на глянцевой бумаге, имеет более привлекательный внешний вид, однако читать журнал на глянцевой бумаге сложнее, потому что она сильно «бликует». Поэтому все чаще издатели обращают внимание на матовые мелованные бумаги. Цена матовой и глянцевой бумаги одинакова, однако в производстве матовая бумага сложнее, поскольку воспринимает краску (впитывает) она в меньшей степени, а, следовательно, увеличиваются временные рамки, отведенные на все последующие технологические процессы. К тому же увеличивается риск «отмарывания» оттисков (пачкание предыдущего оттиска последующим в стопе). А это приводит к увеличению количества бумаги, отводимой на технологические отходы, превышение норм расхода антиотмарывающего порошка. Краска на матовой бумаге легко растирается, известны случаи, когда оттиск на матовой бумаге смазывался спустя год после выхода тиража в свет.
Все вышеперечисленные особенности работы с мелованной матовой бумагой в целом объясняют разницу в стоимости двух одинаковых изданий, подготовленных на матовой и глянцевой бумаге. Особенности впитывания бумагой краски нашли отклик у краскопроизводителей. Ведущие компании, занимающиеся производством офсетных красок, предлагают разные типы краски для разных типов бумаг. Кроме вязкостных характеристик красок для компенсации разницы в оттенке одной и той же (по цвету) краски, заранее в пигмент вводится корректор оттенка, который позволяет в одних и тех же условиях получить примерно одинаковый оттенок при печати на мелованной и офсетной бумаге (газетная в данном случае не рассматривается, поскольку она не отбеливается и понятие «цветопередача» в отношении газетной бумаги понимается весьма условно). Наглядно вышеприведенный факт подтверждается тем, что в шкале цветового охвата (т.н. «веере») Formula Guide, которая широко используется в офсетной печати, пантоны разделены на две группы, одна из которых проиндексирована символом С (Coated – мелованная), а другая – U (Uncoated – немелованная (офсетная)). Пантонные краски одного и того же номера, но с разным буквенным индексом слега различаются по оттенку (см. также раздел Краски)
Вопрос №2
Начнем с чистого белого листа бумаги.
И сейчас, и в дальнейшем мы должны выбрать формат газеты, формат полосы, формат колонок.
Слово «формат» мы употребим еще не раз, поэтому уточним сразу же: формат - это общепринятый термин для определения размера листов печатной бумаги, книг, журналов, газет; а также для определения размера строк, колонок, полос.
Так вот, вопрос первый: какого формата должен быть газетный лист? Он не может быть произвольным и определяется вполне конкретными причинами.
Прежде всего выбор можно сделать лишь из грех используемых в отечественной газетной практике форматов.
А именно: большой -А2, малый - АЗ, сверхмалый - А4.
Эти стандартные форматы были введены еще в 1928 году. Они основаны на разработанных немецким ученым Вильгельмом Оствальдом принципах «мирового формата», при котором соотношение сторон (отношение стороны квадрата к его диагонали) всегда остается постоянным -1:1,41.
В мировой практике выделяют пять основных форматов:
- большой (или мировой) - 420x594 мм,
- рейнский - 365x510 мм,
- среднеевропейский - 315x470 мм,
- малый - 297x420 мм,
- сверхмалый -210x297 мм.
Стандартные форматы отечественных газет измеряются величинами, кратными друг другу. Так, площадь страницы формата А2 равна площади двух страниц формата АЗ или площади четырех страниц формата А4.
Жесткая стандартизация позволила рационально организовать работу бумажных комбинатов, предприятий полиграфического машиностроения, типографий.
Универсальность форматов активно используется и редакциями: особые по содержанию номера - специальные, тематические, субботние или воскресные - часто выпускаются отличным от основного форматом.
Формат газеты изначально определяется типом издания.
Некоторые газеты в определенный период своего существования меняют формат - с малого на большой или наоборот. Глобально это может быть связано со сменой политики издания. Иногда бывают и другие причины - например, желание выделиться среди других изданий, выходящих на данной территории.
Для одних редакций большой формат газеты - это свидетельство «солидности» издания. Других малый формат привлекает своей функциональностью - газету удобно читать в трамвае, поезде да и просто дома.
Формат газеты чаще всего оказывает воздействие и на другие компоненты газетной графики.
От формата газеты (размеров ее страницы) зависит формат полосы.
Страница всегда больше полосы,она включает не только собственно газетную полосу (сверстанные материалы), но и поля - верхнее, нижнее, боковое и часть средника (средник - пробел между двумя смежными полосами).
При любой манипуляции с форматом полосы (ее максимально возможное увеличение или, наоборот; уменьшение) необходимо помнить о чувстве меры и о том, что сверстанная полоса смотрится красиво, если ее окружают четко выверенные поля (левое поле по ширине как правило наполовину меньше, чем правое; верхнее и нижнее поля равны правому полю или чуть больше его, но одинаковы между собой).
Оптимальный размер полосы - 4/5 площади газетной страницы.
С понятием формата тесно связана и другая размерная характеристика - объем газеты.
Традиционно объем газеты измеряется в страницах- так понятнее читателям.
Для сравнения же этот показатель реален только для газет одинакового формата. Поэтому в полиграфическом производстве объем газеты указывается в печатных листах, приве
денных к формату двух полос форматаА2. Так, 4 страницы газеты формата А2 - это 2 печатных листа. 4 страницы газеты формата АЗ - 1 печатный лист.
Для окончательного выбора формата и особенно объема издания (четыре страницы - это понятно, а вот шесть страниц или восемь, 16,24 или 32, но двумя тетрадками) потребуется консультация с полиграфистами: необходимо учесть возможности машин, на которых будет печататься газета.
Обратим, кстати, здесь внимание на взаимосвязь редакции и типографии (как заказчика и исполнителя) в процессе подготовки и выпуска газеты.
Технологические стадии производства газеты:
1. Набор текста и подготовка иллюстрационного материала.
2. Верстка- процесс формирования, монтаж газетных полос с использованием подготовленного текстового и иллюстрационного материала, а также других дополнительных элементов в соответствии с разработанным макетом.
3. Печать (точнее: изготовление печатных форм и собственно печать).
Все виды бумаги можно разделить на десять классов:
1. Печатная бумага. Этот вид наиболее распространен. Он предназначен для печатания издательской и изобразительной продукции различными методами. К этому классу можно отнести газетную бумагу, типографскую, офсетную, бумагу для глубокой печати, а также иллюстрационную, картографическую, обложечную и этикеточную.
2. Декоративная бумага. Это вид представляет собой бумагу, имеющую окрашенную гладкую или же крепированную поверхность, а также поверхность, которая имитирует бархат, кожу, полотно или мрамор. Сюда можно отнести аэрографную, бархатную бумагу, крепированную, мраморную и другие виды бумаги, которые применяют для отделки различных книжных переплетов и для оформления книжно-журнальной продукции.
3. Писчая бумага или бумага для черчения, машинописи, рисования, то есть писчая цветная бумага, обычная писчая, тетрадная, почтовая бумага, машинописная, копировальная, чертежная, ротаторная, а также бумага ватман, калька бумажная, прозрачная чертежная бумага и рисовальная бумага.
4. Электротехническая бумага. Сюда можно отнести электроизоляционную бумагу, телефонную, конденсаторную бумагу, кабельную, полупроводящую кабельную бумагу, микалентная и прочую.
5. Упаковочная и оберточная бумага. К этому классу относится бумага для упаковки продуктов на автоматических аппаратах, упаковочная бумага для сахара, бумага для чая, фруктов, бумага для стеклянной тары, а также текстильной продукции, мешочная бумага, для спичечных коробок, жиронепроницаемая упаковочная бумага, светонепроницаемая бумага для кинофотоматериалов, оберточная бумага, растительный пергамент, под-пергамент, пергамин и т.д.
6. Светочувствительная бумага. Сюда можно отнести такую бумагу, как светочувствительную, диапозитивную светочувствительную и фотографическую, а также бумажную диапозитивную светочувствительную кальку.
7. Папиросная и сигаретная бумага, то есть бумага для изготовления папирос и сигарет. Это курительная бумага, мундштучная, сигаретная и папиросная.
8. Впитывающая бумага. К этому классу относят впитывающую бумагу для хроматографии, бумагу промокательную, фильтровальную бумагу различного назначения и т.д.
9. Промышленно-техническая бумага различного назначения для ртутно-цинковых элементов, для химических источников тока, а также каландровая бумага, патронная, бумага шпагатная, водорастворимая бумага, перфокарточная, термореактивная бумага, теплочувствительная, бумага для электрографии, гуммированная бумага для переводных изображений и другие виды.
10. Бумага-основа. Сюда можно отнести бумагу, которую используют в качестве основы для изготовления многих других видов бумаг, различных бумажных изделий и фибры с помощью соответствующих обработок, различных пропиток и покрытий. Это бумага-основа, основа термореактивной, копировальной, мелованной, парафинированной бумаги, пергамента, фотокальки, фотобумаги, абразивной бумаги, а также основа для переводной фольги, для облицовочного материала, упаковочной бумаги для молочных продуктов, гигиенических салфеток, клееной ленты, склеенного картона и т.д.
Вопрос №3
Секретариат редакции, начальником которого является ответственный секретарь, в нынешнем понимании – это организационно творческий центр редакции и управления ее коллективом. Это штаб редакции, отдел, разрабатывающий тактику действий и воплощающий ее в жизнь. Сегодня это звено имеется почти в каждом печатном издании. Ответственный секретарь и его заместители (не путать с должностью секретаря, отвечающего за бумагооборот и т.п.) отвечают за сдачу номера в срок, за правильное функционирование механизмов редакции, за контроль над исполнением редакционных заданий. Через этих сотрудников (или на виду у них) протекают все творческие процессы. Сотрудники секретариата участвуют в разработке моделей периодического издания и работы коллектива, планируют его деятельность, координируют работу творческих подразделений. А также – непосредственно занимаются подготовкой номеров газеты и руководят процессом ее выпуска.
В процессе эволюции информационно-коммуникационных технологий возникли электронные системы управления редакцией, которые, соединяя все компьютеры сотрудников в единую сеть, делают прозрачными процессы и повышают управляемость. По сути – эти системы стали аналогом функционального аппарата ответственного секретаря. На Западе некоторые редакции отказались от «лишнего» звена в своей структуре, после чего, тексты от журналистов стали, благодаря электронной системе, попадать непосредственно на экран компьютера, где изображен газетный лист. Функции контроля разделили между всеми сотрудниками редакции.
В России такого пока не произошло. Отчасти это связано с нашим менталитетом – сложно работать без подгоняющего и контролирующего звена, отчасти – с исторически сложившейся структурой редакций и распределением функций между сотрудниками. Чтобы понять перспективу развития секретариата в России обратимся к истории формирования аппарата редакций наших газет.
Вопрос №4
Шрифт
Набранный текст должен быть квалифицированно оформлен. Прежде всего для него должен быть избран соответствующий шрифт, поскольку графически текст представлен на газетной полосе именно с помощью шрифта.
Применяя тот или иной шрифт, можно дифференцировать текст, руководить вниманием читателя, позволяя ему легко отыскать нужный материал. Шрифт формирует и графический облик всего издания.
Типографский шрифт-это комплект литер (букв), необходимых для воспроизведения какого-либо алфавита.
Созданные дизайнерами шрифты кодируются в форме шрифтовой программы, которую можно загрузить в компьютер.
В состав каждого шрифта входят литеры строчные, прописные, цифры и знаки.
Кроме того, есть еще капительные буквы - их размер соответствует строчным, а рисунок - прописным.
Чтобы профессионально заниматься шрифтовым оформлением текста, необходимо прежде всего разбираться в графическом строении шрифта. Вот важнейшие графические элементы, из которых буквы построены:
4. основные штрихи,
5. соединительные (дополнительные) штрихи,
6. концевые элементы.
К основным штрихам относятся вертикальные штрихи и косые, направленные сверху вниз(слева направо). В большинстве шрифтов (но не во всех) эти штрихи толще остальных.
Соединительные штрихи - это горизонтальные штрихи и косые, направленные снизу вверх.Как правило, они тоньше основных.
Основные и соединительные штрихи типографского шрифта соответствуют нажимным и безнажимным штрихам рукописного шрифта (почерка). Это естественно, поскольку печатной книге предшествовала рукописная, и лучшие почерки ее переписчиков служили прототипом для типографских шрифтов. Есть еще одна особенность, напоминающая о связи типографских шрифтов с рукописными, - это своеобразные наплывы, или утолщения, расположенные посередине высоты букв или несколько смещенные.
К важнейшим концевым элементам букв относятся засечки (отсечки, сериф) - небольшие штрихи,подчеркивающие основные и некоторые дополнительные штрихи; а также точки и «хвостики»,которыми заканчиваются некоторые штрихи.
Соединительные штрихи важны гак же, как и основные. Ведь некоторые буквы, например «и», «н», «п», отличаются только расположением соединительных штрихов. штрихов. Концевые же элементы не являются необходимыми - их отсутствие не помешает узнать ту или иную букву. Однако наличие (или отсутствие) концевых элементов и их форма в довольно большой мере определяют графический облик - рисунок шрифта и влияют на его удобочитаемость.
Неодинаковая толщина штрихов придает шрифту контрастность. Чем больше разница между толщиной основных и дополнительных штрихов, тем контрастность шрифта резче, и наоборот. При одинаковой (зрительно) толщине всех штрихов шрифт совершенно теряет контрастность и становится монотонным.
Неодинаково и расстояние между основными штрихами буквы. Это расстояние называется виутрибуквенным просветом. 11ри небольших внутрибуквенных просветах и нормальной толщине штрихов шрифт производит впечатление узкого, вытянутого по вертикали; по мере увеличения внутрибуквенных просветов шрифт воспринимается как более широкий и округлый.
Линия, образованная нижним краем основной части букв, называется нижней (базовой) линией шрифта, или нижней линией строки.
Такая же линия, образуемая верхним краем букв, называется верхней линией шрифта.
В некоторых буквах, например «б», «р», «ф», штрихи выходят за линию шрифта, образуя верхние и нижние выносные элементы.
Степень контрастности, наличие и форма засечек и других концевых элементов, расположение наплывов и степень округлости, длина выносных элементов - вот важнейшие признаки, определяющие основные графические особенности шрифтов и обеспечивающие самобытность каждого.
Вопрос №5
Размер
Кроме рисунка и начертания, шрифты отличаются друг от друга по размеру.
Размер (по высоте), или кегль, типографского шрифта выражается в особых линейных единицах измерения - типографских пунктах.
Более крупная единица измерения - квадрат: он равен 48 пунктам.
Промежуточная единица измерения - цицеро (12 пунктов).
Типографская система мер, или, как ее принято называть, типометрическая система Дидо, связана с двенадцатеричной системой футов и дюймов, которая была широко распространена в то время.
В пересчете на метрические меры типографский пункт равен 0,3759 или округленно 0,376 мм, а квадрат- 18 мм.
Компьютерные издательские программы предлагают различные единицы измерения. Удобнее всего сравнивать типографский пункт с другими единицами с помощью цицеро: 1 цицеро= 4,5 мм = 1 нике (6 пик = 1 дюйму).
Говоря, что кегль данного шрифта равен тому или иному числу пунктов, имеют в виду не высоту отпечатка буквы на бумаге, а эту высоту плюс небольшие расстояния над верхним и нижним выносными элементами - то, что в металлической литере обеспечивали заплечики - своеобразный естественный пробел между строками.
В старину шрифты каждого кегля имели свои особые названия. Некоторые из них широко распространены в типографском обиходе до сих пор.
Так, шрифт, кегль которого равен 6 пунктам, называется нонпарель (бесподобный, несравненный). Далее: 7 пунктов - миньон (крошечный); 8 пунктов - петит (маленький); 9 - боргес(гражданский); 10 - корпус (от ит. «Corpus juris civilis» - шрифтом этого размера впервые был отпечатан кодекс Юстиниана, являющийся сборником законов Римской империи); 12 - цицеро (от ит. собств. Ciceron, поскольку данным шрифтом в 1467 г. был отпечатан сборник писем Цицерона); 14 - миттель (середина - средний по размеру шрифт, существовавший в свое время); 16 - терция (в свое время третий по размеру шрифт).
Все шрифты мелких кеглей (по 14 включительно) называются текстовыми, начиная с 16 кегля-титульными.
Традиционно использовались шрифты, размеры которых измерялись четным количеством пунктов. Исключением был, пожалуй, только боргес. Компьютерные издательские программы расширили возможности: кегль шрифта может быть не только, скажем, 13 или 25 пунктов, но и 8,5 или 20,7 пункта.
Вопрос №6
Гарнитура
Сравнивая, классифицируя шрифты по рисунку, исходят прежде всего из наличия и формы засечек (или отсутствия засечек) и контраста шрифта.
Шрифт, имеющий свои стилевые признаки, отличающие его от других шрифтов, считается самостоятельной гарнитурой и имеет свое название.
Иначе говоря, комплект шрифтов, одинаковых по рисунку, но разных по начертаниям и размерам, называется гарнитурой.
Названия могут прямо указывать на создателя шрифта (например, Банни- ковская гарнитура разработана художником Г.А. Банниковой), а в других случаях они даются по названию литературы, для которой шрифт предназначался (новая газетная, школьная), или могут быть связаны с типографией, издательством, где впервые этот шрифт стал применяться (академическая гарнитура). Иногда шрифту даются произвольные названия (корин- на, пальмира и др.).
Традиционно шрифты представлены в специальных каталогах;таким образом проведена их систематизация. Длительное время отечественные полиграфисты, оформители газет и другой печатной продукции пользовались каталогом шрифтов, в котором шрифты объединены по своим стилевым признакам в шесть основных и одну дополнительную группы. Это группа рубленых шрифтов, группа шрифтов с едва наметившимися засечками, группа медиевальных (от французского medieval) шрифтов, группа обыкновенных шрифтов, группа брусковых шрифтов, группа новых малоконтрастных шрифтов. В дополнительную группу включены шрифты, построение и характер рисунков которых сильно отличаются от шрифтов шести основных групп.
Любой шрифт может иметь несколько начертаний.
Классификация шрифтов по начертанию основана на следующих основных признаках:
¾ насыщенность,
¾ наклон основных штрихов,
¾ плотность, или расстояние между основными штрихами,
¾ заполненность.
По насыщенности,или относительной толщине штрихов, все шрифты делятся на светлые, полужирные и жирные.
По наклону основных штриховвсе шрифты делятся на прямые, курсивные и наклонные.
По плотности,или расстоянию между основными штрихами, шрифты делятся на нормальные, узкие и широкие.
По заполненностиосновных штрихов различают шрифты оттененные (оттеночные), контурные и штрихованные.
Основным начертанием шрифта считается прямое светлое нормальное по ширине.
Вопрос №7
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|