Задачей средней школы республики Казахстан становится воспитание личности, востребуемой рынком.
Технология проблемного обучения
Одной из возможностей развития и достижения таких качеств у личности является технология проблемного обучения, проблемный урок,положительными моментами которого могут стать активизация развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень.
Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность специфических приёмов и методов, которые способствуют тому, чтобы обучающий самостоятельно добывал знания и учился их самостоятельно применять в решении новых познавательных задач.
Не предполагает получение знаний в готовом виде, а способствует поддержанию познавательного интереса у учащихся в течение всего занятия и как бы непроизвольно проводит их к истине.
Для воспитания личности, востребуемой рынком, технология проблемного обучения имеет ряд положительных характеристик и преимуществ:
1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.
2.
3. В ходе решения проблемы учащийся преодолевают все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.
Темпы передачи информации зависят от самих учащихся.
Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения.
Результаты обучения относительно высокие и устойчивые.
Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
Ключевые компетенции
Ценностно-смысловая коммуникативная
компетенция компетенция
Информационно-технологическая социально-трудовая
компетенция компетенция
Общекультурная учебно-познавательная
компетенция компетенция
Компетенция личностного самосовершенствования
История применения технологии проблемного обучения.
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), основавшего в 1954 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменён игровой и трудовой деятельностью.
Система проблемного обучения в современных условиях.
В соременных условиях теория и практика проблемного обучения разрабатывается, начиная с 90-х годов, на качественной новой основе. Этому способствует прежде всего развитие психологической и педагогической наук. В эксперементальных психологических исследованиях А.М. Матюшкина, К.А. Славской, С.Л.Рубинштейна, а также в работах Ю.Н.Кулюткина, Т.В.Кудрявцевой и др. содержатся предпосылки для решения важной педагогической задачи воспитания мышления, способного открывать новое.
Современные американские теории «учение путём решения прблем» (У.Александр, П.Хальверсон и др.), в отличии от теории Дж.Дьюи, имеют свои особенности:
В них отсутствует чрезмерное подчёркивание значения «самовыражения» ученика и умаление роли учителя.
Утверждается принцип коллективного решения проблем, в отличие от крайней индивидуализации, наблюдавшейся раннее.
Методу решения проблем в обучении отводится вспомогательная роль.
Задачей средней школы республики Казахстан становится воспитание личности, востребуемой рынком.
Одной из возможностей развития и достижения таких качеств у личности является технология проблемного обучения, проблемный урок,положительными моментами которого могут стать активизация развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, субъект – субъектные отношения, личностная включенность всех участников в процесс обучения, его практическая направленность. Постоянная постановка перед учащимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Воистину верны слова Льва Толстого о том, что «знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью».
Итак, технология проблемного обучения сводится к следующей схеме:
Проблема
(осознание неизвестного)
|
учитель
Педагогическая проблемная ситуация
| Проблема
(осознание неизвестного)
|
Ученик
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|