|
Наглядные средства обучения
Пояснительная записка
Актуальность программы
Мы живем в России, великой стране с уникальной историей. Наша земля объединяет многие народы и нации, языки и культуры. Многое было достигнуто в XX веке, но, вместе с тем, немало было и заброшено, словно предано забвению.
А между тем, по соседству с нами и сегодня живут настоящие мастера по написанию Святых Ликов – иконописцы. Раньше славилась Пермская земля письмом Строгановским. С тех пор прошло время, а возрождать умения дедовские, познавать премудрость иконописания после долгих лет советского отторжения приходилось едва ли не с нуля: забылись традиции, великие Мастера ушли в Вечность. Однако не могло исчезнуть навсегда Искусство, которому отведена столь великая роль, не могло остаться без развития древнее ремесло.
Вспомним, что происходило в 90-е гг. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
Судьба иконописной традиции в XX в. была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы государства с Церковью и ее культурой. Но именно в этом веке икона вновь была «открыта». Этому предшествовал серьезный подготовительный процесс, начавшийся еще в XIX в. Успехи исторической науки, археологии и источниковедения, иконографические исследования, зарождение научной реставрации подготовили почву для «открытия» (расчистки реставраторами иконной живописи, освобождения от более поздних красочных «записей» и поновлений) иконы, наполнения ее новым содержанием.
Для того чтобы обеспечить иконописи будущее, успешно обучаться этому редкому ремеслу, необходимо обратиться к корням: что стояло у истоков, когда происходило становление и последующее развитие школ, подаривших настоящих мастеров своего дела, на чьих работах сегодня учатся современные иконописцы.
В настоящее время, пусть и непростое, происходит возвращение к правильным национальным идеалам, к истинной духовности.
Проводя обучение церковному творчеству (иконописанию), можно каждому приоткрыть таинственный мир иконы (Первообраза, изображенного на ней), научить понимать ее изобразительный язык и «рисовать с рассуждением».
Предполагается, что разработка данной тематики проложит путь к созданию проектов иконописных школ-кружков как для детей, так и для взрослых (некоторые из них уже открыты для посещения всеми желающими); придаст этой деятельности масштабный и системный характер; поможет развитию этого вида творчества как в г. Перми, так и за его пределами.
Итак, мы предлагаем вашему вниманию разработку авторской программы по иконописи для детей.
Основополагающая цель программы:
Формирование гармоничной творческой личности, развитой неразделимо в эстетическом, культурном и духовном аспектах через раскрытие понимания основ древней иконописи, обращение к ее историческим истокам.
Данная цель предполагает:
Организовать серию обучающих уроков по православной иконописи для детей, в рамках которых кратко рассказать об истории становления и развития древнего искусства; дать определения основным понятиям, таким, как: иконописный канон, иконография.
Провести обзор основных сюжетов в иконописи; дать возможность обучиться начальным навыкам и приемам мастеров, используя их опыт.
Задачи программы:
· развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения иконописного искусства;
· формированиепонимания исторического происхождения и значимости произведений данного вида искусства;
· воспитание духовной отзывчивости и культуры восприятия произведений иконописи;
· краткое ознакомление с творчеством талантливых иконописцев прошлого, а также некоторых современных иконописцев;
· овладение первичными иконописными приемами.
Сроки реализации программы и возраст обучающихся
Программа предполагает прохождение курса в течение двух недель; рассчитана на 72 часа, по 2 часа 2 раза в неделю.
Возрастная категория: 7–18 лет.
Наполняемость группы: 9-15 человек.
Формы и режим занятий:
· урок-лекция
· мастер-класс
· коллективная работа
Занятия делятся на теоретическую и практическую части
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
· словесные (беседа, рассказ);
· наглядные (демонстрация, показ образцов, репродукций художников-иконописцев);
· практические (практическая работа, упражнения);
· репродуктивные (работа по образцу (например, прориси через кальку);
Учебно-тематический план
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Количество часов
| Теорет.
(мин.)
| Практич.
(мин.)
| Всего
(мин.)
|
| Теоретическая часть
Значение, понятие иконы (Образа);
Почему православная церковь почитает Святые изображения.
Теоретическое обоснование
Практическая часть
Понятие иконописной «живой» линии.
Выполнение прорисей по готовым образцам через кальку (рисунок тушью);
Слайд, иллюстрирующий иконописные образцы, нарисованные линией;
Материалы: бумага (ватман), калька, тушь, образцы-прориси
|
|
|
|
| Теоретическая часть
Иконописный канон и его значение в иконописи. Символический язык иконы.
Слайд по древнерусским орнаментам
Практическая часть
Растительный орнамент. Рисунок орнамента, его цветовая проработка акварелью (по образцам)
Материалы: бумага (ватман), акварель, белила (гуашь), палитра, образцы
|
|
|
|
| Теоретическая часть
Простые сюжеты и Образы в иконописи: пейзажи (горки, растительные элементы).
Слайд, иллюстрирующий иконописные пейзажи и фрагменты пейзажей
Практическая часть
Горки. Растительные элементы в иконе.
Понятие о технике гризайли.
Выполнение гризайли акварелью (фрагмент иконописного пейзажа); рисунок горок на бумаге при помощи перевода через кальку по образцам;
Показ учебных иконописных работ (фонд Пермской Духовной Семинарии)
Материалы: бумага (ватман), калька, карандаши простые, ластики, акварель, палитра, образцы
|
|
|
|
| Практическое занятие
Работы над гризайлью цветом; техника «пробелов», используемая мастерами в иконописи;
Материалы: бумага (ватман), акварель, белила (гуашь), палитра, образцы
|
|
|
|
| Теоретическая часть
Первичное понятие об иконографии Образов: Спаситель, Божия Матерь, Ангелы, Святые.
Слайд, иллюстрирующий основные Образы иконописи; Одежды, в которых изображаются Ангелы, Святые
Практическая часть
Рисунок Образа и его одежд методом перевода через кальку по образцам;
Рисунок на бумаге кистью; начала работы с цветом (проработка одежд).
Показ учебных иконописных работ (фонд Пермской Духовной Семинарии)
Материалы: бумага (ватман), карандаши простые, ластики, акварель, палитра, образцы
|
|
|
|
| Теоретическая часть
Иконостас и его значение: устройство иконостаса;
Домашний иконостас и хранение икон
Слайд про устройство иконостаса (в храме и дома)
Практическая часть
Продолжение работы с Образом при помощи цвета;
« Пробеление» («разделки») на одеждах; рисунок поверх цвета; «оживки»
Материалы: бумага (ватман), акварель, белила (гуашь), палитра, образцы
|
|
|
|
| Теоретическая часть:
Понятие о «личном» на иконе (Лик, руки, ноги);
Слайд про «личное письмо»
Практическая часть
Рисунок «личного» методом перевода через кальку по образцам.
Показ учебных иконописных работ (фонд Пермской Духовной Семинарии)
Материалы: бумага (ватман), тушь, акварель, калька, образцы «личного»
|
|
|
|
| Теоретическое занятие:
Понятие об основных иконописных материалах: доска, грунт (левкас), эмульсия на желтке; красочные пигменты, которыми пишут мастера.
Слайд, иллюстрирующий работу иконописца над иконой
|
|
|
|
| Заключительное занятие,
вопросы по пройденным разделам:
- Что вам было наиболее интересно в пройденном материале?
- Что было сложно или непонятно?
- Хотелось ли вам заниматься иконописью, например, посещать иконописный кружок?
- Каким должен быть настоящий Мастер-иконописец?
- Нужно ли продолжать традиции древних Мастеров?
|
|
|
| | Итого:
| | | |
Методическое обеспечение программы
Наглядные средства обучения
1. Книги и репродукции по иконописи, наглядные пособия; прориси;
2. Подборка учебных работ (написанных «таблеток») из фонда Пермской Духовной семинарии;
3. Слайды презентации.
Техническое оснащение
1. Бумага (ватман)
2. Карандаши простые, ластики, линейки
3. Акварель, гуашь, палитра
4. Кисти «белка» (0-5 номер)
5. Калька прозрачная (глянцевая)
6. Компьютер, проектор
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|