Задачи и полномочия прокурора в рассматриваемой отрасли надзора
В соответствии со ст. 32 ФЗ «О прокуратуре РФ» органы прокуратур осуществляют свою деятельность с тем, чтобы:
• лица, задержанные и подвергнутые аресту в процессе расследования, содержались в порядке и сроки, предусмотренные законом, обращение к исполнению приговоров производилось в строгом соответствии с законодательством и в установленные сроки;
• содержание осужденных в местах лишения свободы производилось не иначе, как на основании и в порядке, установленном законом;
• соблюдалось законодательство о порядке и условиях отбывания наказания, исправления и перевоспитания осужденных в местах лишения свободы, своевременно и в соответствии с законом исполнялось наказание, не связанное с лишением свободы.
Осуществляя надзор, прокурор в пределах своей компетенции имеет право:
• посещать в любое время органы и учреждения предварительного задержания, заключения, учреждения уголовно-исполнительной системы;
• опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных к лишению свободы или подвергнутых мерам принудительного характера;
• знакомиться с документами, на основании которых указанные лица задержаны, заключены под стражу, отбывают наказание в виде лишения свободы либо подвергнуты мерам принудительного характера;
• знакомиться с оперативными материалами;
• требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительно-
I го характера;
• проверять приказы, распоряжения, инструкции, постановления администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, другие меры принудительного характера, требовать объяснений от должностных лиц;
• опротестовывать незаконные правовые акты, вносить представления;
• выносить постановления об отмене дисциплинарных взысканий, наложенных в нарушение закона на отбывающих наказание в местах лишения свободы, освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Прокурор вправе и обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждении, отбывающего наказание, либо подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение (ст.ст. 33, 34 ФЗ «О прокуратуре РФ»)
• внесение представлений;
• вынесение постановлений;
• объявление в письменной форме должностным лицам предостережений о недопустимости нарушений закона;
• направление информационных писем в представительные (законодательные) или исполнительные органы субъектов РФ с конкретными предложениями об улучшении работы органов, исполняющих уголовные наказания;
• организация и проведение координационных и межведомственных совещаний с рассмотрением на них вопросов по усилению борьбы с преступностью в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных учреждениях и иных проблем деятельности органов, исполняющих уголовные наказания.
Прокурор также вправе вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, если в ходе проверки в действиях (бездействии) должностных лиц администрации учреждения, исполняющего уголовные наказания, выявлены признаки административного правонарушения.
в тех случаях, когда в результате проверки установлены данные, указывающие на признаки преступления, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела.
Постановления и требования прокурора могутбыть обжалованы администрацией учреждения или органа, исполняющего уголовные наказания, вышестоящему прокурору. Однако такое обращение не приостанавливает исполнение постановления или требований прокурора, который наделен в данном случае особыми властно-распорядительными полномочиями.
Планы семинарских занятий.
Тема 1. Прокурорско-надзорное право. Прокурорский надзор: понятие, содержание. Предмет и система дисциплины. Создание, развитие прокуратуры, ее роль и место в государстве. Концепция дальнейшего развития прокуратуры
ПЛАН
1. Причины образования прокуратуры в России.
2. Место и роль прокуратуры в государстве.
3. Понятие и сущность прокурорского надзора.
4. Прокурорско-надзорное право — самостоятельная отрасль российского права.
5. Перспективы развития органов прокуратуры.
Методические указания
При подготовке к семинарскому занятию по данной теме необходимо исходить из того, что это первая тема дисциплины и что очень важно хорошо проработать конспект лекций и нормативно-правовую базу. Нормативные документы будут в дальнейшем повторяться, и от того, как они изучены вначале курса, будет зависеть успешное овладение всем материалом дисциплины в целом.
При усвоении темы студентам следует особое внимание обратить на то, что изначально, с момента создания, прокуратура намечалась ее основателем Петром I не столь как орган обвинительный, а главным образом как орган надзора за соблюдением законов. Осуществляя намеченные реформы, Петр I решил в сфере государственного управления создать такой орган, задачей которого являлась бы борьба с бюрократизмом, противостоящим царской власти, и осуществление контроля над государственным аппаратом.
Место и роль прокуратуры в настоящее время определяется Федеральным законом «О прокуратуре РФ», где указано, что прокуратура — это орган надзора, который выполняет свои функции в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Усвоив причины образования прокуратуры в России и ее место и роль на современном этапе, студенты должны уяснить понятие и сущность прокурорского надзора, исходя из положений ст. 129 Конституции РФ и ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» и раскрыть эти категории через признаки прокурорского надзора.
Из общей теории права следует, что каждая отрасль права характерна наличием, выделением предмета правового регулирования и методов регулирования как способов правового воздействия на участников правовых отношений, и только при их наличии можно говорить об особой отрасли права В данном случае студенты должны определить предмет регулирования и методы регулирования прокурорско-надзорного права и показать взаимосвязь этой отрасли права с другими отраслями.
Раскрывая перспективы развития органов прокуратуры в нашей стране, студенты должны заесть те изменения, которые вносятся в законодательство, и их тенденции и ознакомиться с литературой, рекомендованной к этой теме.
Литература
1. Комментаий к Федеральному закону « О прокуратуре РФ» / под ред. Скуратова Ю.Н. - М., 1996.
2. Комментарий и разъяснения к Федеральному закону «О прокуратуре РФ». — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.
3. Прокурорский надзор в РФ. Учебник / под ред. профессора Рохлина В.И. — СПб.: Санкт-Петербургский институт экспертов, 2000.
4. Маршунов М.Н. Прокурорско-надзорное право. — Л., 1991.
5. Прокурорский надзор: Учебник для вузов / В. И. Басков. — М.: изд-во БЕК, 1995.
6. Рохлин В.И. Проблемы развития прокуратуры: взгляд науки // Законность. - 2000. - № 6. - С. 20-23.
7. Рохлин В.И., Стуканов А.П.
Тема 2. Функция прокуратуры. Принципы организации и деятельности прокурорских органов.
ПЛАН
1. Прокуратура РФ и ее функции.
2. Система принципов организации и деятельности прокуратуры.
3. Содержание и сущность принципов законности, единства, централизации, независимости, гласности, ограничения деятельности прокурора с выполнением иных обязанностей.
Методические указания
При изучении темы студентам необходимо четко уяснить положения п.1 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», где указано, что прокуратура — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные Федеральным законом.
Из этого следует, что прокуратура осуществляет надзорные функщш. Необходимо раскрыгь эти функции. Они, в частности, определяются как Федеральным Законом «О прокуратуре РФ», так и уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным кодексами, арбитражным процессуальным кодексом и Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и иными законами. При этом следует показать, что осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов главная и важнейшая основная функция органов прокуратуры.
Раскрывая систему принципов организации и деятельности прокуратуры, студенты должны в первую очередь уяснить, что в научной литературе до настоящего времени отсутствует единая точка зр?ния на систему принципов. Кроме того, чтобы отнести те или иные положения к принципам, следует учитывать то, что их система — это не сумма хотя и важных, но взятых произвольно положений, оценка которых в качестве принципов зависит от усмотрения исследователя. Принципами могут быть признаны лишь те закрепленные в нормах права положения, которые определяют социальную сущность организации и деятельности прокуратуры.
В дальнейшем студенты должны раскрыть содержание и сущность таких принципов как:
• принцип законности;
• принцип единства;
• принцип централизации;
• принцип независимости;
• принцип гласности;
• принцип ограничения совмещения деятельности прокурора с выполнением иных обязанностей.
Литература
1. Прокурорский надзор в РФ. Учебник / под ред. Рохлина В.И. — СПб.: Изд-во СПб. ин-та экспертов, 2000.
2. Комментарий и разъяснения к Федеральному закону « О прокуратуре РФ». — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.
3. Уголовно-процессуальное право. Учебник для Юридических вузов / под общ. ред. Рохлина В.И. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004.
4. Прокурорский надзор. Учебник для вузов / В. И. Басков. — М.: Изд-во БЕК, 1995.
5. Путин В.В. Прокурором в наше время быть не просто / Выступление на Всероссийском совещании прокурорских работников 11.01.2001. — Российская газета. — 2001. — 13 января.
6. Зубрин В.В. Конституционная законность и ее обеспечение в Северо-западном федеральном округе // Труды СПб ЮИГП РФ. —2003. — № 5.
7. Скуратов Ю.Н. Главное — охрана конституционных прав и свобод // Законность. - 1996. - № 4. - С. 2-6.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|