Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятия малой группы и коллектива





Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

Психология и педагогика

Курс лекций для студентов медицинских вузов

(Часть 2)

Уфа 2012

УДК 159.9 + 37.01 (07)

ББК 88 + 74. 58 я 7

П 86

Психология и педагогика. Курс лекций для студентов медицинских вузов. В 2-х ч. Ч.2. Составители: Амиров А.Ф., Бакирова З.А., Липатова Е.Е., Коньшина Ю.Е., Хусаенова А.А., Кудашкина О.В., Мурзагалина Л.В., Денисова О.В., Ивановский Ю.В., Бехтерева А.В. – Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО «Башгосмедуниверситет» Минздравсоцразвития России, – 2012. – 76 с.

 

 

Курс лекций подготовлен в соответствии с рабочей программой «Психология и педагогика», разработанной на основе ФГОС 3.

Предназначен для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело».

 

 

Рецензенты: Исламова З.И. – заведующий кафедрой профессиональной педагогики и психологии БГПУ им. М.Акмуллы, к.п.н., профессор



 

Иткина И.С. – доцент кафедры политологии, социологии и философии ГОУ ВПО БАГСУ, к.с.н.

 

© ГБОУ ВПО «Башкирский государственный

медицинский университет»

Минздравсоцразвития России, 2012

Введение

Учебное пособие для студентов высших медицинских заведений подготовлено на основе образовательного стандарта ФГОС 3.

При написании учебного пособия авторы руководствовались нормативными документами: Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Федеральной программой развития образования, Концепцией модернизации российского образования, нормативными документами по стандартизации профессионального образования.

Были использованы также материалы различных учебных пособий по психологии и педагогике, изданные в последние годы для высших профессиональных учебных заведений, а также целого ряда статей по вопросам данной учебной дисциплины, опубликованных в печати, и результаты многих психолого-педагогических исследований.



При общении медицинского работника с больным возникает сложная проблема взаимоотношений двух людей, двух личностей, правильное решение которой определяет очень многое. Один ждет от другого помощи, облегчения своих страданий, другой изыскивает пути более рационального оказания её. Чтобы это общение было продуктивным и оправдало ожидания больного, медицинский работник должен иметь определенные знания и навыки в области как психологии, так и педагогики.

Кроме того, врачу необходимо учитывать личностные особенности больных и возможные невротические реакции, привнесенные болезнью, что нередко усложняет взаимоотношения между ними. Помимо заболевания каких-либо органов и систем, медицинский работник, прежде всего, должен видеть человека с его болью и тревогой за свое здоровье. В психологических особенностях больного человека нельзя разобраться без знания основных вопросов, которые изложены в настоящем учебном пособии.

ЛЕКЦИЯ 6

Тема: Элементы социальной психологии и их учет в деятельности врача

Социальная психология – это наука о психологических явлениях, возникающих в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом. Изучаемые ею феномены относятся к личности в ее взаимоотношениях с другими людьми, или к малым и большим социальным группам людей.

Группа малая – небольшое количество людей (как правило, от 2-3 до 20-30 человек), выделяемых по следующим, общим для них признакам; единое дело (цель, деятельность), личное знание друг друга, непосредственное общение и взаимодействие в деятельности, наличие установленных личных и деловых взаимоотношений, общие особенности психологии и поведения, чувство «мы» (чувство принадлежности к одной группе).



Большая социальная группа – большое по количеству социальное объединение, образованное на основании какого-либо социально-демографического признака: пола, возраста, профессиональной принадлежности, социального или экономического положения и т.п.

В социальной психологии выделяются и изучаются:

1) явления, характеризующие общение и взаимодействие людей;

2) феномены, относящиеся к малым социальным группам людей;

3) вопросы взаимодействия и взаимовлияния индивида и группы;

4) массовидные явления психики (феномены, возникающие в больших социальных группах);

5) межличностные отношения;

6) социальное поведение людей;

7) восприятие и понимание людьми друг друга;

8) социальные установки;

9) лидерство;

10) межгрупповые взаимоотношения.

Остановимся на ряде перечисленных аспектов подробнее.

 

Социальное поведение

Важную роль в современной социальной психологии играет представление о социальном поведении. Такое поведение рассчитано на оказание психологического влияния на лю­дей и занятие определенного положения среди них (в системе меж­личностных отношений, социальной группе или обществе в целом). Социальное поведение обычно выделяется в противоположность ин­дивидуальному.

Существуют многие виды так называемого социального поведения. Среди них можно назвать массовое, групповое, полоролевое, просоциальное, асоциальное, антисоциальное, помогающее, конкурентное, поведение по типу А, поведение по типу Б, послушное, проблемное, противоправ­ное, девиантное, материнское, поведение типа привязанности и другие разновидности.

Массовое поведение представляет собой плохо управляемую соци­альную активность больших масс людей, не имеющих организованности и определенной цели. Такое поведение поэтому также называют стихий­ным. К массовым видам поведению относят, например, панику, слухи, моду, экономические, политические, религиозные движения и т. п.

Групповое поведение — это действия людей, объединенных в неко­торую организованную, среднюю или малую социальную группу. Та­кое поведение является результатом происходящих в соответствую­щей группе процессов. Групповое поведение представляет собой нечто большее, чем те действия, которые выполняют отдельные члены груп­пы, не взаимодействуя друг с другом, когда они находятся вне группы.

Полоролевым (гендерно-ролевым) называют социальное поведение, свойственное человеку определенного пола и связанное с теми типич­ными социальными ролями, которые выполняют люди соответствую­щего пола в жизни (культуре) того или иного сообщества.

Все определенные выше виды социального поведения характеризуют группы и отдельных людей в зависимости от выполняемых ими соци­альных функций и интересов. Следующие виды социального поведения характеризуют человека в его взаимоотношениях с другими людьми.

Просоциальным называется поведение человека, в основе которого лежит его стремление помогать другим людям и поддерживать их. Если это поведение, связанное с оказанием прямой помощи тем, кто в ней нуждается, то такое поведение называется помогающим (helping behavior — англ.). Словосочетание «помогающее поведение» использу­ется в тех случаях, когда человек, оказывая помощь другому человеку, делает это добровольно, без принуждения и без расчета на получение какой-либо награды или выгоды, а также в жизненных ситуациях, где его поведение не включает в себя реальное или потенциальное жертво­вание чем-либо ради другого человека.

Конкурентное – это такое поведение, при котором человек вос­принимает окружающих людей как реальных или потенциальных кон­курентов, вступает в соревнование или борьбу с ними. Конкурентное поведение обычно рассчитано на то, чтобы выиграть соревнование, одержать верх, превзойти, победить других людей. К этой форме пове­дения близка по содержанию или функционально связана с ним сле­дующая разновидность социального поведения. Поведение по типу А характеризует человека, отличающегося нетерпением, раздражитель­ностью, враждебностью, цинизмом и недоверием к людям. Ему проти­востоит поведение по типу Б. Оно, напротив, характеризуется отсут­ствием стремления конкурировать с людьми и доброжелательностью.

Термин «послушное поведение» используется для обозначения форм социального поведения, которые обеспечивают (способствуют, облегча­ют) культурные, цивилизованные формы социального взаимодействия людей. Происхождение термина «послушное поведение» связано с тем фактом, что разумное послушание давно и традиционно рассматривается как положительная черта личности человека, воспитываемая у него с дет­ства, что подобные формы поведения способствуют уважению и взаимо­пониманию людей. С таким поведением, которое в русскоязычной лите­ратуре иногда называют правопослушным, сравниваются проблемное, противоправное и девиантное поведение. Эти разновидности социаль­ного поведения определяются следующим образом.

Словосочетание «проблемное поведение» обозначает любое пове­дение, которое ведет к возникновению у человека проблем психоло­гического характера. Проблемное поведение обычно включает в себя формы социального поведения человека, которые непонятны или не­приемлемы для окружающих людей, могут выступать как антисоци­альные, деструктивные или дезадаптивные.

Противоправным называется такое поведение, которое нарушает существующие в обществе правовые нормы. Такое поведение может быть осуждено судом, и за него человек может получить наказание в соответствии с действующими законами.

Девиантное — это поведение человека, отклоняющегося от приня­тых в обществе социальных, моральных или этических норм, то есть нарушающего их. Такое поведение, однако, не является подсудным (противоправным), то есть таким, которое может быть осуждено по закону.

Среди видов социального поведения встречаются такие, которые характеризуют близкие взаимоотношения людей. Это материнское по­ведение и поведение типа привязанности. В самом общем виде мате­ринским называется такое поведение, которое характерно для матери в отношении ребенка, или поведение любого человека в отношении других людей, напоминающее поведение матери по отношению к сво­ему ребенку.

Поведение типа привязанности – это стремление человека посто­янно находиться рядом с другими людьми. Существенная черта та­кого поведения заключается в том, что человек, испытывающий чув­ство привязанности, стремится к соответствующим людям, всегда и везде старается находиться вместе или рядом с ними. Такое пове­дение обнаруживается уже в раннем детстве, и чаще всего объектом детской привязанности (и соответствующего поведения) становит­ся мать ребенка.

Существуют и некоторые другие разновидности социального пове­дения, связанные с отношениями людей, складывающимися в обще­стве. Это поведение, направленное на достижение успехов или избега­ние неудач, поведение, содержащее в себе стремление к людям или уход от них, поведение, направленное на получение власти или подчи­нение людям, уверенное в себе или беспомощное поведение и некото­рые другие виды социального поведения. Рассмотрим их и дадим им краткую характеристику.

Стремление добиваться успехов представляет собой форму соци­ального поведения, от которой зависят жизненные успехи человека и, в какой-то степени, его судьба в современном обществе. Это стрем­ление особенно усилилось среди людей в XX веке и характеризует многих преуспевающих личностей, чья повышенная социальная ак­тивность, связанная с потребностью достижения успехов, обеспечи­вает не только их личные достижения, но и высокие темпы социаль­но-экономического роста соответствующих стран.

Социальное поведение, связанное с потребностью достижения успе­хов, имеет и альтернативную форму. Противоположное ему поведение обычно соотносят со стремлением к избеганию неудач. Такое стремле­ние проявляется в преимущественной озабоченности человека тем, что­бы в соревновании с другими людьми не оказаться последним, не стать неудачником, то есть быть не хуже большинства других людей.

Нередко в реальной жизни приходится наблюдать, что одни люди активно стремятся к общению и контактам с другими людьми, а другие старательно их избегают. Такие две противоположные формы социаль­ного поведения принято называть соответственно стремлением к лю­дям и избеганием людей и связывать их с потребностью аффилиации.

Стремление к власти или поведение людей, которые уже находятся у власти и стараются ее сохранить, также представляет собой разновид­ность социального поведения. Противоположным ему является так на­зываемое покорное поведение, или поведение, связанное с подчинени­ем людям.

Еще две формы социального поведения, которые привлекли к себе внимание ученых в последние годы, — это уверенное и беспомощное поведение. Поведение уверенного в себе человека, готового и способ­ного отстаивать свои интересы, принято называть ассертивным пове­дением (название происходит от английского слова assertion, обозна­чающего уверенность в себе).

Есть и противоположная форма социального поведения. Нередко можно наблюдать, что потенциально способный человек, стремящий­ся к успехам и имеющий реальную возможность добиться успехов, тем не менее, терпит неудачу из-за того, что проявляет неуверенность, из­лишнее беспокойство и тревогу там, где нужно было бы действовать уверенно и спокойно. Из-за повышенного беспокойства (тревожнос­ти), а также по причине неуверенности в себе страдают многие люди в современном мире, причем не только сами они, но и зависящие от них другие люди. Такое поведение принято называть беспомощным. Оно определяется как поведение, при котором человек, имея возможность для самостоятельного и, как правило, успешного решения какой-либо жизненной проблемы, тем не менее, почему-то бездействует, не принимает усилий, направленных на решение проблемы, и тем самым обрекает себя на неудачу.

Из всех перечисленных выше видов социального поведения внимание социальных психологов в последние годы больше всего привлекли те из них, которые имеют особую значимость для состояния общества, положения человека и его судьбы.

 

Понятия малой группы и коллектива

Психология и поведение человека существенно зависят от окружающей его социальной среды. Эта среда представляет собой сложно устроенное современное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые общ­ности, называемые социальными группами. Среди них можно выде­лить большие, средние и малые социальные группы.

Большие социальные группы представлены государствами, нация­ми, народностями, партиями, классами, другими социальными общнос­тями, выделяемыми по социально-демографическим, профессиональ­ным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. В состав таких групп мо­гут входить десятки и сотни тысяч людей. Через эти группы опосредо­ванно осуществляется воздействие идеологии и политики общества на психологию составляющих их людей. Состав таких групп нестаби­лен, они, как правило, не имеют общей цели, и их члены не проживают в одном месте, не работают в одной организации.

Средней социальной группой называют людей, входящих в состав той или иной сравнительно небольшой социальной организации. Это могут быть учреждения, предприятия, воинские части, спортивные организации, фабрики, заводы и т. п., включающие в себя от несколь­ких сотен до нескольких тысяч человек. Такие группы характеризу­ются тем, что они существуют на более или менее постоянной основе, их участники осознают свою принадлежность к одной и той же группе (организации и т. п.) и отделяют себя и свою группу (организацию) от других подобных групп. Состав таких групп, кроме того, более или менее постоянен, а их члены, как правило, проживают в одном регио­не и работают в одной и той же организации.

Малая группа (определение в начале лекции) представляет собой небольшое количество людей, от 2-3 до 20-30 человек, выделяемых по следующим основным, общим для них признакам: наличие общего дела (цели, деятельности и т. п.); личное знание друг друга; непосредственное взаимодействие друг с другом; существование установившихся личных и деловых взаимоотно­шений между членами группы; наличие внутренней организованности группы, например при­сутствие лидера, распределение ролей, групповых норм и т. п.

Так понимаемая малая группа является непосредственным провод­ником влияния общества, больших и средних социальных групп на индивида. Она представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни.

Групповая динамика – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы.

Влияние малой группы на психологию и поведение человека как личности достаточно существенно и может проявляться в следующем.

В малой группе человек осваивает нормы поведения, которые по­зволяют ему стать полноправным членом общества, основанного на этих нормах (например, нормах права и морали).

1. В малой группе человек обнаруживает образцы и формы поведе­ния, подражая которым (осваивая которые) он оказывается спо­собным нормально взаимодействовать с другими людьми.

2. В различных малых группах человек осваивает необходимые ему для жизни знания, умения и навыки, формирует и развивает свои способности.

3. В малой группе человек обеспечивается обратной связью или инфор­мацией о том, как он выглядит со стороны, как воспринимают и оце­нивают его окружающие люди. В результате у человека складывает­ся представление о самом себе (образ «Я», или Я-концепция).

4. В малой группе человек получает моральную, материальную и иную поддержку (например, в своей семье или среди близких друзей).

5. В малой группе человек осваивает социальные роли. Благодаря это­му он оказывается способным брать на себя и выполнять различ­ные общественные роли: групповые и социальные.

6. В малой группе человек с помощью других людей и благодаря об­щению с ними удовлетворяет свои основные, жизненно важные со­циальные интересы и потребности.

Примерами малых групп являются семья, учебный класс, студен­ческие группы, спортивные и воинские команды, небольшие трудовые коллективы, группы друзей и т. п. Все без исключения люди, живу­щие в современном обществе, являются членами каких-либо малых социальных групп, причем, как правило, не одной, а нескольких.

Основные параметры малой группы:

1) композиция (или ее состав) – численность, возраст и пол, национальность, род занятий членов группы;

2) структура – функции, выполняемые членами группы, а также система межличностных отношений. Выделяют структуры предпочтений, власти и коммуникаций.

3) групповые процессы – развитие сплочения, групповое давление, выработка групповых решений.

Существуют различные способы классификации малых групп, и в них могут использоваться следующие основные критерии: величина, состав (количественный и качественный), вид деятельности, время существо­вания, организованность, уровень развития и многое другое. Чаще все­го среди малых групп выделяются следующие разновидности: лаборатор­ные и естественные, случайные (временные, непостоянные по составу) и стационарные (постоянные по составу), формальные и неформаль­ные, группы низкого и группы высокого уровня развития, группы член­ства и референтные. В сравнении и в противоположность последним иногда выделяют и отдельно рассматривают индифферентные и анти­референтные малые группы.

Лабораторными называют малые группы, которые создаются с целью проведения какого-либо научного исследования. Это название подчер­кивает, что за пределами научной лаборатории, то есть в реальной жиз­ни, такие группы, как правило, не существуют. Естественными называ­ют малые группы, которые возникают и существуют в обществе.

Случайными именуют малые группы, которые собираются из слу­чайно оказавшихся в данном месте людей. Эти группы чаще всего яв­ляются временными, возникают и существуют в течение сравнитель­но короткого времени и создаются ради решения какой-либо частной задачи, а затем распадаются. Такой группой является, например, не­большая очередь, группа людей в автобусе, группа людей, собравших­ся вместе для того, чтобы понаблюдать какое-либо зрелище, группа прохожих, к которой обратились с просьбой оказать какую-либо сию­минутную услугу, и т. п.

Стационарная или постоянная – это такая группа, которая созда­на и существует длительное время, не прекращает свое существование и после того, как задача, поставленная в данный момент времени пе­ред ней, уже решена (предполагается, что есть определенная совокуп­ность задач, которые такая группа в течение длительного времени долж­на решать, причем эти задачи могут меняться, а группа как таковая продолжает существовать).

Формальными (официальными) называют малые группы, которые возникают и существуют в обществе как официально зарегистриро­ванные в нем, являясь, например, структурными подразделениями тех или иных общественных (социальных) организаций. Таких групп в об­ществе достаточно много, и к ним можно отнести семью, учебные груп­пы, различные трудовые и другие коллективы. Положение, занимае­мое в обществе, функции и состав таких групп обычно определяются какими-либо нормативными актами.

Неформальными, или неофициальными, называют такие малые группы, которые не имеют официального статуса в обществе (не узаконены соответствующими нормативными актами) – это группы друзей и проч.

Группы низкого уровня развития – это такие, в которых отсутствует или сравнительно слабо развиты признаки групповой структуры, в том числе – единая цель, лидерство, распределение ролей, система деловых и личностных отношений.

Группами высокого уровня развития называют такие малые группы, которые имеют высокоразвитую групповую структуру и благодаря ей могут успешно справляться стоящими перед ними задачами. В отечественной психологии по сложившейся традиции такие группы принято называть коллективами.

Коллектив – социальная группа высокого уровня развития. Отличается хорошими личностными и деловыми взаимоотношениями, высокой организованностью и эффективностью деятельности, ответственностью, коллективизмом, организованностью, открытостью и информированностью.

Группа членства – это социальная группа, к которой человек реаль­но принадлежит. Чужими называют группы, к которым человек не при­надлежит, в жизни и деятельности которых он личного участия не при­нимает.

Референтными называют малые группы, которые являются наибо­лее значимыми для человека и оказывают на него наибольшее психо­логическое влияние. К такой группе человек не обязательно реально принадлежит, но может на нее ориентироваться. Члены референтной группы выступают для человека образцом для подражания. Индивид особенно дорожит личным участием в жизни и деятельности такой группы, если он на самом деле входит в ее состав.

Есть немало малых групп, которые никакого или почти никакого влияния на психологию и поведение человека не оказывают. Такие группы, в отличие от референтных, называют индифферентными, или безразличными. Антиреферентными являются малые группы, члены которых имеют взгляды и убеждения, противоположные собственным убеждениям и взглядам данного человека. Индифферентные и анти­референтные малые группы — это, как правило, такие, к которым че­ловек не принадлежит и стать членом которых он не желает.

В свою очередь, референтные группы делятся на следующие разно­видности: аспирационные, негативные и позитивные.

Аспирационная референтная группа — такая, к которой человек не принадлежит, но хотел бы принадлежать. Подобная группа оказывает более сильное влияние на убеждения и ценности человека, чем обыч­ная референтная группа. По отношению к такой группе человек ведет себя более конформно, чем по отношению к любым другим группам.

Негативная референтная группа представляет собой группу людей, которую человек использует в качестве отрицательного примера (не­гативного стандарта) и старается свои взгляды, ценности, интересы и отношения определять прямо противоположным этой группе спосо­бом. Понятие негативной референтной группы близко к определению антиреферентной группы. Позитивной называют такую референтную группу, на которую человек ориентируется как на положительный об­разец, стараясь согласовать с ней свои ценности, взгляды, убеждения, нормы и формы поведения.

Существуют многие другие разновидности малых групп, выделяе­мые и изучаемые в социальной психологии. Это, например, первичные и вторичные, горизонтальные и вертикальные, гетерогенные и гомоген­ные, дискуссионные и исполнительские, интерактивные и коактивные, маргинальные, нормативные, психотерапевтические (психокоррекционные) группы и другие.

 

Психология общения

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.