Схема получения экзотоксина и анатоксина.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ПГУ)
МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ИММУНОЛОГИИ
Часть 1
Инфекция и иммунитет
Н.Н. Митрофанова
В.Л. Мельников
Методическое пособие «Рабочая тетрадь по иммунологии» составлено в соответствии с программой для студентов 2 курса по иммунологии 2010 г.
Подготовлено на кафедре микробиологии, эпидемиологии и инфекционных болезней медицинского института ПГУ.
В пособии представлена методика проведения практических работ по иммунологии для студентов медицинских вузов.
Пособие рекомендовано для работы студентов на практических занятиях.
Тема 1: ИММУНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ В ИММУНОЛОГИИ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ИММУНОКОМПЕТЕНТНЫМИ КЛЕТКАМИ.
Цель: Познакомиться с предметом и задачами иммунологии, с историей развития и основными теориями иммунитета. Выучить и научиться выполнять правила противоэпидемического режима и техники безопасности в иммунологической лаборатории. Изучить объекты исследования в иммунологии.
Основные вопросы, разбираемые на занятии:
1. Предмет и задачи иммунологии
2. История развития иммунологии.
3. Инструктивные и конструктивные теории иммунитета.
4. Клонально-селекционная теория Бернета
5. Оснащение и режим работы иммунологической лаборатории
6. Основные подходы к стандартизации лабораторного иммунологического обследования
7. Объекты исследования в иммунологии
8. Инбредные животные.
9. Биологические материалы для исследований.
10. Особенности работы с иммунокомпетентными клетками.
11. Иммунологические методы, применяемые в эксперементальных и клинических исследованиях.
Иммунология -_____________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Этапы развития иммунологии
1___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Теории иммунитета
Название
| Автор
| Основные положения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИММУНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Лаборатория - _____________________________________________________ __________________________________________________________________
ПБА - _____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Требования, предъявляемые к иммунологическим лабораториям:
1_________________________________________________________________
2_________________________________________________________________
3_________________________________________________________________
4_________________________________________________________________
5_________________________________________________________________
Основные принципы организации иммунологической лаборатории:
1_________________________________________________________________
2_________________________________________________________________
3_________________________________________________________________
4_________________________________________________________________
5_________________________________________________________________
6_________________________________________________________________
Участие аллергических реакций разных типов в патогенезе иммунопатологических состояний,встречающихся в различных клинических дисциплинах.
Тип аллергических
реакций
| Диагноз
| Клиническая
дисциплина
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Современная иммунологическая лаборатория имеет возможность провести:
1_________________________________________________________________
2_________________________________________________________________
3_________________________________________________________________
4_________________________________________________________________
5_________________________________________________________________
6_________________________________________________________________
7_________________________________________________________________
8_________________________________________________________________
9_________________________________________________________________
Оборудование иммунологической лаборатории
Подходы к стандартизации лабораторного иммунологического обследования
1_________________________________________________________________
2_________________________________________________________________
3_________________________________________________________________
Стандартизация показаний к лабораторному иммунологическому обследованию включает:
1_________________________________________________________________
2_________________________________________________________________
3_________________________________________________________________
4_________________________________________________________________
5_________________________________________________________________
6_________________________________________________________________
Стандартизация определения лабораторных иммунологических показателей включает:
1_________________________________________________________________
2_________________________________________________________________
3_________________________________________________________________
4_________________________________________________________________
5_________________________________________________________________
6_________________________________________________________________
7_________________________________________________________________
8_________________________________________________________________
9_________________________________________________________________
10_________________________________________________________________
11________________________________________________________________
12________________________________________________________________
13_________________________________________________________________
14_________________________________________________________________
Стандартизация интерпретации результатов включает
1_________________________________________________________________
2_________________________________________________________________
3_________________________________________________________________
4_________________________________________________________________
5_________________________________________________________________
6_________________________________________________________________
7_________________________________________________________________
8_________________________________________________________________
9_________________________________________________________________
10_________________________________________________________________
11________________________________________________________________
12________________________________________________________________
Схема взаимодействия «больной-клиницист-иммунолог»
Объекты исследования в иммунологии
1_________________________________________________________________
2_________________________________________________________________
3_________________________________________________________________
Инбредные животные-____________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Конгенные животные-____________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Биологические материалы для исследований
1_________________________________________________________________
2_________________________________________________________________
3_________________________________________________________________
4_________________________________________________________________
5_________________________________________________________________
6_________________________________________________________________
7_________________________________________________________________
8_________________________________________________________________
9_________________________________________________________________
10_________________________________________________________________
11________________________________________________________________
12________________________________________________________________
13_________________________________________________________________
Занятие № 2 Дата______________
Тема: ИНФЕКЦИЯ И ИНФЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС.
Цель: изучить условия развития инфекционного процесса, принципы классификации инфекционных заболеваний, факторы вирулентности и патогенности бактерий и методы их выявления.
Основные вопросы, разбираемые на занятии:
1. Понятие об инфекции. Три взаимодействующих фактора в инфекции.
2. Пути проникновения микроба в организм. Входные ворота инфекции.
3. Стадии развития инфекционного заболевания.
4. Принципы классификации инфекционных заболеваний
5. Экзогенная и эндогеннная инфекции, условия возникновения.
6. Отличительные черты и исходы инфекционных заболеваний.
7. Патогенность и вирулентность. Методы определения вирулентности. Способы снижения и повышения вирулентности.
8. Факторы вирулентности.
9. Ядовитость: токсигенность и токсичность, классификация токсинов.
10. Особенности биологического метода диагностики инфекционных заболеваний.
Инфекция - это - ____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эндогеная инфекция (аутоинфекция) - ________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экзогеная инфекция - _______________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стадии развития инфекционного процесса
1.___________________________________________________________________2._____________________________________________________________________3._____________________________________________________________________4._____________________________________________________________________
Три звена эпидемической цепи
Патогенность - ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вирулентность - ____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Патогенные микроорганизмы - _______________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условно-патогенные микроорганизмы - _______________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сапрофитные микроорганизмы - _______________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пути повышения вирулентности микроорганизмов:
1_____________________________________________________________
2_____________________________________________________________
Пути снижения вирулентности микроорганизмов:
1_____________________________________________________________
2_____________________________________________________________
Факторы инвазивности.
Инвазивность - _____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Факторы проникновенния:
1. Активная подвижность.
Рост возбудителя брюшного тифа S.typhi на полужидком агаре.
2. Адгезивность.
Оценка адгезивности кишечных палочек по их способности к адсорбции на поверхности эритроцитов.
Принцип метода: к суспензии эрироцитов добавляют испытуемую культуру микроорганизмов. После инкубации готовят мазки, окрашивают и под микроскопом определяют среднее количество бактерий, адсорбировавшихся на одном эритроците. Эритроциты в данном случае используются в качестве модели клеток восприимчивого макроорганизма.
Факторы защиты и агрессии.
1. Капсула
|
| Мазок по Бурри-Гинсу S.pneumoniae, штамм 1
| Мазок по Бурри-Гинсу S.pneumoniae, штамм 2
| Вывод: (укажите какой из этих штаммов является авирулентеным и почему)
______________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
2. Другие факторы защиты (перечислите другие известные Вам факторы защиты) ______________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Ферменты инвазивности
Фермент
| Субстрат
| Значение для микроорганизма
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Определение ферментов инвазивности у стафилококков.
Плазмокоагулаза.
Принцип метода: в пробирку, содержащую цитратную плазму крови кролика,вносится испытуемая культура. После инкубации в термостате учитывается результат. При положительном результате плазма свертывается (коагулирует).
штамм № 1 штамм № 2 '
Фибрннолизин.
Принцип метода: в пробирку с фибрином (отмытый от эритроцитов сгусток крови) вносят испытуемую культуру. После инкубации в термостате учитывается результат. При положительном результате сгусток растворяется.
штамм № 1 штамм № 2
Гиалуронцдаза,
Принцип метода:в пробирку с гиалуроновой кислотой (ГУК) вносят испытуемую культуру. После инкубации в термостате добавляют реактив, вызывающий свертывание ГУК и учитывают результат. При положительном результате, вследстие расщепления ГУК сгустка не образуется.
штамм № 1 штамм № 2
Лецитовителлаза.
Принцип метода: _________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: (перечислите ферменты вирулентности каждого из изученных штаммов и укажите на практическое значение методов их определения)
______________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Ядовитость.
Токсичность - ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Токсигенность - _____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эндотоксины
Эндотоксин - _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эндотоксический шок - ______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое применение эндотоксинов.
____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экзотоксины.
Экзотоксин - ________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приведите примеры токсигенных микроорганизмов - ___________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анатоксин - _________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Схема получения экзотоксина и анатоксина.
Практическое применение экзотоксинов:
1___________________________________________________________
2___________________________________________________________
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|