Контрольная работа. Тесты.
Семинары
Рекомендуемая литература.
Основная:
1. Интернет-портал «Вся биология»: http://sbio.info/
2. Абдурахманов Г.М., Лопатин И.К. Основы зоологии и зоогеографии. М.: Академия, 2001.
3. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология: полный курс. В 3-х тт. Т. 3. Зоология. М.: ООО «Издательство Оникс», 2005.
4. Блинников В.И. Зоология с основами экологии. М.: Просвещение.
5. Блохин Г.И. , Александров В.А. Зоология. М.: КолосС, 2005.
6. Константинов В.М., Шаталова С.П., Наумов С.П. Зоология позвоночных. Учебник для студ. биол. фак. пед. вузов 3-е изд., перераб. ИЦ Академия, 2004.
7. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М.: Топикал, 1994.
8. Филоненко – Алексеева А.Л., Нехлюдова А.С., Севастьянов В.И. Полевая практика по природоведению. М.: Владос, 2000.
Дополнительная:
- Дмитриев Ю. Д. Млекопитающие. М.: Олимп, 1998.
- Дмитриев Ю. Д. Птицы. М.: Олимп, 1998.
- Зорина З. А., Полетаева И. И.. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М.: Аспект Пресс, 2003.
- Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли. М.: Просвещение, 1987.
- Орлов Ю.А. В мире древних животных. М.: Наука, 1989.
- Популярная энциклопедия животных. Сост. Смирнов Ю.И. , СПб.: МиМ-Экспресс, 1997.
- Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. В 2-х тт. М.: Мир, 1992.
- Стрижев А.Н. Календарь русской природы. М.: 2002.
- Энциклопедия Аванта+. Птицы и звери. 2002.
- Золотницкий Н.Ф. Аквариум любителя [В 2-х томах] - М., тип. "Печатное искусство", 1910-1916. - Электронный ресурс: http://www.aquafish-books.narod.ru/zolotnic/titul.html
- Бровкина Е. Т., Сивоглазов В. И. Животные водоёмов и побережий: Учебное пособие для школьников младших и средних классов. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2002. – 64 с.
- Пахневич А.В. Биология. Материалы к урокам-экскурсиям. М.: «НЦ ЭНАС», 2002. - С. 185-281. Электронный ресурс: http://www.evolbiol.ru/pahnevich.htm
- Палеонтология в метро: http://www.paleometro.ru/
- Палеонтологический портал: http://www.ammonit.ru/
- Биологический портал: http://www.ecosystema.ru/
- Журнал о животных нашей планеты: http://animalregister.net/
Выделенное красным добавлено недавно, в общий список пособий к семинарам не внесено, рекомендуется к использованию при подготовке !
Семинар № 1
Тема:«Значение и организация детских зоологических экскурсий».
Цели:
1. Ознакомить студентов с методикой организации зоологических экскурсий.
2. Ознакомить студентов с возможными видами зоологических экскурсий.
Задания для коллективного обсуждения:
- Какие образовательные, воспитательные и развивающие задачи на Ваш взгляд могут быть решены в ходе зоологических экскурсий?
- Какие методы обучения будут использоваться Вами при проведении зоологической экскурсии?
- Какие дополнительные возможности открывает экскурсионная учебная работа (в сравнении с классно-урочной)?
- В чем состоит подготовка к зоологической экскурсии со стороны учителя?
- В чем состоит подготовка к зоологической экскурсии со стороны учащихся?
- Что может и должна в себя включать техника экскурсионного снаряжения?
- Какие основные правила безопасности необходимо соблюдать при проведении зоологических экскурсий?
- В чем на Ваш взгляд заключается специфика следующих зоологических экскурсий:
- экскурсия на пресный водоем;
- экскурсия на луг;
- экскурсия в лес;
- экскурсия в сад;
- экскурсия в огород;
- экскурсия, посвященная изучению и поиску палеонтологических окаменелостей.
- В чем на Ваш взгляд заключается специфика сезонных зоологических экскурсий?
- В чем может заключаться обработка фактических материалов, собранных во время зоологических экскурсий, и как правильно организовать закрепление изученного?
Рекомендуемая литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 1,2,9.
Формы текущего контроля знаний:индивидуальный устный опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.
Семинар № 2
Тема:«Экскурсия на пресный водоем».
Цель: познакомить студентов с правильной методикой и содержанием экскурсии на пресный водоем.
Задания и доклады для коллективного обсуждения:
- Общая характеристика и особенности биотопа.
- Подготовка и проведение экскурсии на водоем (детально).
- Наблюдаемые организмы:
- простейшие (амебы, инфузории, жгутиконосцы);
- пресноводная гидра;
- бодяга;
- планарии;
- пиявки;
- беззубки;
- прудовики;
- катушки;
- лужанки.
Рекомендуемая литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 1,2,9.
Формы текущего контроля знаний:индивидуальный устный опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.
Семинар № 3
Тема:«Экскурсия на пресный водоем (продолжение)».
Цель: познакомить студентов с правильной методикой и содержанием экскурсии на пресный водоем.
Задания для коллективного обсуждения:
- Наблюдаемые объекты:
- циклопы;
- дафнии;
- водяной паук-серебрянка;
- стрекозы и их личинки;
- поденки и веснянки;
- клопы (гладыш и водомерка);
- водяной скорпион;
- ручейники и их личинки;
- жуки (плавунцы и вертячки);
- комары и слепни;
- рыбы (карась, вьюн, голец и шиповка);
- тритон;
- лягушки.
2. Каковы возможные на Ваш взгляд варианты обработки фактических материалов, собранных во время данной экскурсии, и как лучше было бы организовать закрепление изученного?
Рекомендуемая литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 1,2,9.
Формы текущего контроля знаний:индивидуальный устный опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.
Семинар № 4
Тема:«Экскурсия на луг».
Цель: познакомить студентов с правильной методикой и содержанием экскурсии на луг.
Задания для коллективного обсуждения:
1. Общая характеристика и особенности биотопа.
2. Подготовка и проведение экскурсии на луг (детально).
3. Наблюдаемые объекты:
- кузнечики;
- кобылки;
- клопы;
- пенница;
- тли;
- клеверный долгоносик;
- сухопутные брюхоногие моллюски;
- мухи-журчалки (пример мимикрии);
Рекомендуемая литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 1,2,9.
Формы текущего контроля знаний:индивидуальный устный опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.
Семинар № 5
Тема:«Экскурсия на луг (продолжение)».
Цель:познакомить студентов с правильной методикой и содержанием экскурсии на луг.
Задания для коллективного обсуждения:
1. Наблюдаемые объекты:
· медоносная пчела;
· шмель;
· осы;
· луговые муравьи;
· ящерицы (живородящая, прыткая, медянка);
· змеи (уж, гадюка);
· птицы (крапивник, коростель, рябчики, перепела);
· мыши-полевки;
· крот.
2. Каковы возможные на Ваш взгляд варианты обработки фактических материалов, собранных во время данной экскурсии, и как лучше было бы организовать закрепление изученного?
Рекомендуемая литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 1,2,9.
Формы текущего контроля знаний:индивидуальный устный опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.
Семинар № 6
Тема:«Экскурсия в лес».
Цель: познакомить студентов с правильной методикой и содержанием экскурсии в лес.
Задания для коллективного обсуждения:
1. Общая характеристика и особенности биотопа.
2. Подготовка и проведение экскурсии в лес (детально).
3. Наблюдаемые объекты:
- мокрицы;
- пауки (крестовик, сенокосец);
- многоножка-камнелаз, кивсяк;
- комар-долгоножка;
- черная жужелица;
- осиновый листоед;
- жуки-усачи;
- короеды (типограф, гравер);
- пяденицы.
Литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 1,2,9.
Рекомендуемая литература:
Формы текущего контроля знаний:индивидуальный устный опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.
Семинар № 7
Тема:«Экскурсия в лес (продолжение)».
Цель: познакомить студентов с правильной методикой и содержанием экскурсии в лес.
Задания для коллективного обсуждения:
1.Наблюдаемые объекты:
· грибной комарик;
· пилильщики;
· рыжие лесные муравьи;
· осиновая галлица;
· еж;
· землеройка;
· заяц;
· лиса;
· кабан;
· лось;
· барсук;
· бурундук.
Рекомендуемая литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 1,2,9.
Формы текущего контроля знаний:индивидуальный устный опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.
Семинар № 8
Тема:«Экскурсия в лес (продолжение)».
Цель: познакомить студентов с правильной методикой и содержанием экскурсии в лес.
Задания для коллективного обсуждения:
- Наблюдаемые объекты (лесные птицы):
- иволга;
- щегол;
- снегирь;
- свиристель;
- клест-еловик;
- поползень;
- синицы;
- пеночки;
- славки;
- дятлы;
- дрозды;
- горихвостка;
- соловей;
- зарянка;
- вертишейка;
- крапивник;
- кукушка;
- вяхирь и клинтух;
- глухарь, тетерев.
2. Каковы возможные на Ваш взгляд варианты обработки фактических материалов, собранных во время данной экскурсии, и как лучше было бы организовать закрепление изученного?
Рекомендуемая литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 1,2,9.
Формы текущего контроля знаний:индивидуальный устный опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.
Семинар № 9.
Тема:«Экскурсия в сад».
Цель:познакомить студентов с правильной методикой и содержанием экскурсии в сад.
Задания для коллективного обсуждения:
1. Общая характеристика и особенности биотопа.
2. В чем заключаются существенные отличия сада как искусственного биотопа от рассмотренной ранее естественной экосистемы – леса?
3. Подготовка и проведение экскурсии в сад (детально).
4. Наблюдаемые объекты:
· калинный листоед;
· боярышница;
· рябиновая моль;
· короед-заболонник;
· божья коровка и ее личинки;
· тли;
· скворец;
· воробьи.
5. Каковы возможные на Ваш взгляд варианты обработки фактических материалов, собранных во время данной экскурсии, и как лучше было бы организовать закрепление изученного?
Рекомендуемая литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 1,2,9.
Формы текущего контроля знаний:индивидуальный устный опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.
Семинар № 10
Тема:«Экскурсия в огород».
Цели:познакомить студентов с правильной методикой и содержанием экскурсии в огород.
Задания для коллективного обсуждения:
1. Общая характеристика и особенности биотопа.
2. В чем заключаются существенные отличия огорода как искусственного биотопа от рассмотренной ранее естественной экосистемы – луга?
3. Подготовка и проведение экскурсии в огород (детально).
4. Наблюдаемые объекты:
· дождевые черви;
· слизни;
· уховертки;
· медведки;
· майский хрущ и его личинки;
· капустная белянка;
· белянковый наездник;
· колорадский жук;
· жабы и лягушки;
· грачи;
· галки.
5. Каковы возможные на Ваш взгляд варианты обработки фактических материалов, собранных во время данной экскурсии, и как лучше было бы организовать закрепление изученного?
Рекомендуемая литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 1,2,9.
Формы текущего контроля знаний:индивидуальный устный опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.
Семинар № 11
Тема:«Экскурсия, посвященная изучению и поиску палеонтологических окаменелостей».
Цель:познакомить студентов с правильной методикой и содержанием экскурсии, посвященной изучению и поиску палеонтологических окаменелостей.
Задания для коллективного обсуждения:
- В чем состоит специфика данной экскурсии?
- Какие формы ландшафта могут быть наиболее подходящими для проведения данной экскурсии?
- Каковы возможные межпредметные связи темы данной экскурсии с географией и землеведением?
- Объекты, обнаружение которых наиболее вероятно:
· раковины моллюсков;
· белемниты;
· морские ежи;
· кораллы.
4. Каковы возможные на Ваш взгляд варианты обработки фактических материалов, собранных во время данной экскурсии, и как лучше было бы организовать закрепление изученного?
Рекомендуемая литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 4,5.
Формы текущего контроля знаний:индивидуальный устный опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.
Семинар № 12
Тема:«Домашние животные».
Цели:
- Познакомить студентов с историей одомашнивания животных.
- Показать значение домашних животных для человека.
Задания для коллективного обсуждения:
- Какие образовательные, воспитательные и развивающие задачи позволяет решить данная тема?
- Какие межпредметные связи возможно установить при изучении данной темы (история, география, литература, изобразительное искусство)?
- Рассматриваемые объекты (история одомашнивания, значение, интересные особенности биологии):
- собака;
- кошка;
- лошадь, осел, мул, лошак;
- верблюды, индийский слон;
- мелкий рогатый скот;
- крупный рогатый скот;
- свинья;
- домашняя птица;
- декоративные домашние животные (грызуны, птицы и т. п.).
4. Перспективы одомашнивания новых видов диких животных.
Рекомендуемая литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 1,2,3,6,9.
Формы текущего контроля знаний:индивидуальный устный опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.
Семинар № 13
Тема:«Весенние зоологические экскурсии».
Цель:Ознакомление студентов с правильной методикой организации и содержанием весенних зоологических экскурсий.
Задания для коллективного обсуждения:
- Привести примеры таких видов животных, которые могут быть названы специфичными «весенними формами» (например, насекомые, которые в иное время года встречаются только в скрытых местах);
- Указать особенности весенних форм, как пример взаимосвязи с весенними растениями (пища, сходство в окраске и т. п.).
- Обнаружение представителей некоторых видов животных как указание на то, в каком состоянии (форме, стадии развития) они проводили зимнее время;
- Указать на связь между временем появления животных и температурой.
Рекомендуемая литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 1,2,8,9.
Формы текущего контроля знаний:индивидуальный устный опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.
Семинар № 14
Тема: «Летние зоологические экскурсии и планирование детской исследовательской работы (летний лагерь)».
Цель: Ознакомление студентов с правильной методикой организации и содержанием летних зоологических экскурсий, полевых и лабораторных исследований.
Задания для коллективного обсуждения:
- Общие принципы планирования исследовательской работы:
- постановка задач;
- планы мероприятий;
- методика (наблюдение/эксперимент; опыт/контроль);
- обработка результатов, формулировка выводов;
- проведение детских конференций по результатам исследовательской работы.
- Предложите краткий план исследовательской работы для детей по следующим объектам:
- наблюдения за гнездом птиц;
- изучение суточной активности земноводных;
- наблюдение за жизнью муравейника;
- наблюдение за пресноводными животными (насекомые, паукообразные, пиявки, ракообразные и т. п.) в аквариуме.
Рекомендуемая литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 1,2,8,9.
Формы текущего контроля знаний:индивидуальный устный опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.
Семинар № 15
Тема:«Осенние зоологические экскурсии».
Цель: Ознакомление студентов с правильной методикой организации и содержанием осенних зоологических экскурсий.
Задания для коллективного обсуждения:
- Привести примеры таких видов животных, которые остаются деятельными, несмотря на понижение температуры.
- Привести примеры форм и возможных мест обнаружения стадий покоя, в которые впадают животные, готовясь к зимовке (зимние яйца насекомых, куколки, статобласты).
- Привести примеры специально осенних животных форм.
- Указать виды, которые могут попадаться до времени самой глубокой осени.
Рекомендуемая литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 1,2,8,9.
Формы текущего контроля знаний:индивидуальный устный опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.
Семинар № 16
Тема:«Зимние зоологические экскурсии».
Цель: Ознакомление студентов с правильной методикой организации и содержанием осенних зоологических экскурсий.
Задания для коллективного обсуждения:
- Показать в каком состоянии и где именно можно обнаружить животных, которых мы в другое время года находим более или менее свободно среди растительного покрова.
- Остаются ли на зиму своих местах животные, которые в более теплое время находились внутри растений и других скрытных местах?
- Каких животных мы можем наблюдать в активном состоянии на снеговом покрове среди:
- насекомых;
- паукообразных;
- червей;
- млекопитающих?
4.Какие виды птиц относятся к собственно оседлым формам, а какие в этом отношении испытывают антропогенное влияние?
Рекомендуемая литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 1,2,8,9.
Формы текущего контроля знаний:индивидуальный устный опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.
Семинар № 17
Тема:«Многообразие насекомых».
Цель:Ознакомление студентов с многообразием насекомых.
Задания для коллективного обсуждения:
- Дать общую характеристику класса.
- Кратко охарактеризовать следующие отряды класса и указать на их значение в жизни человека:
- Перепончатокрылые;
- Жесткокрылые;
- Чешуекрылые;
- Двукрылые;
- Полужесткокрылые;
- Прямокрылые;
- Термиты;
- Стрекозы;
- Поденки;
- Вши.
- Дать определение следующим понятиям:
- полный и неполный метаморфоз;
- мимикрия;
- имаго.
4. Перечислить известные типы ротовых аппаратов у насекомых.
Рекомендуемая литература: основная - 2,3,4,5,6; дополнительная – 1,2,7,9.
Формы текущего контроля знаний:индивидуальный устный опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.
Семинар № 18
Тема:«Многообразие млекопитающих».
Цель: Ознакомление студентов с многообразием млекопитающих.
Задания для коллективного обсуждения:
- Дать общую характеристику класса.
- Кратко охарактеризовать следующие отряды класса и указать на их значение в жизни человека:
- Первозвери;
- Насекомоядные;
- Рукокрылые;
- Грызуны;
- Зайцеобразные;
- Хищные;
- Ластоногие;
- Китообразные;
- Парнокопытные;
- Непарнокопытные;
- Хоботные;
- Приматы.
Рекомендуемая литература: основная - 2,3,4,5,6; дополнительная – 1,2,7,9.
Формы текущего контроля знаний:индивидуальный устный опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.
Семинар № 19
Контрольная работа. Тесты.
Формы контроля знаний:индивидуальный письменный опрос.
Семинар № 20
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|